Утомленные солнцем 2. 2 Цитадель 2011

«Утомленные солнцем 2 – Цитадель», (2011), реж. Н. Михалков

Моему деду – майору Сергею Петровичу Букину, непрерывно воевавшему с 9 января 1942 года до Победы, участнику штурма крепости Кенигсберг – посвящаю эту работу.

Вторая часть вторых «Утомленных солнцем 2» обогащена психологизмом, напрочь отсутствующем в первой части. Обогащенная часть позволяет мне сразу отмести рассмотрение переживаний, сосредоточившись на описании военный событий. Рассматривать тонкую организацию психики главных героев попросту не интересно. А военную часть неинтересно вдвойне. Но, назвался груздем – полезай в болото кинематографического «шедевра». Итак:   

Михалков посмотрел: «Люди в черном»,  и обогатился от мирового кинематографа. Начало «Цидатели» вынудило меня поискать очки для просмотра 3D фильма. Представьте себе – летит комар и видит! Как он видит показано предельно реалистично в 3D. Жалко эффекта объема не наблюдалось, но зато какой символизм: «Русский солдат мухи не обидит и комарихе-женьщине прокорм обеспечит». Взгляд на войну с позиции комара! Символизм!

В плохих фильмах и соответствующих этому уровню сценария – герои говорят знаковые фразы: «Кажется, у меня есть план», «Кажется, я понял». А еще лень сценариста проявляется в отказе от придумывании имен и названий. Общее правило для плохих сценаристов незнающих, что написать: «Креститесь!» Неуверен, что вам это поможет, но на все воля Божия. Остальным приходится уповать на Михалкова, легко заменяющего Бога Отца личным участием в сотворении сценария из ничего (ex nihilo).

Поэтому непонятное сооружение, без которого никак не выиграть войну, и снять вторую часть фильма называется просто: «Цитадель». События происходят – либо весной 1943 г., либо позже. «Цитадель» – глубоко символична, поэтому для ее приземления я буду писать это имя собственное, как «Цидетэль» или любым другим способом, для большего реализма, а то после «пролета комара» символическое мышление контузится, начинают мерещиться инопланетяне, человек-пук и люди в черном.

Переходим плавно к реализму:  В кадре пьянка офицеров, по случаю производства одного из них в генералы. А как же воевать без водки? Русские по-другому не умеют – символизм. (В первой части я уже писал, что символизм и реализм в этом фильме неразличимы, во второй части к этим двум добавляется еще и психологизм, так же не различимый на общем фоне). Слово за слово возникает психологический конфликт, который новоиспеченный генерал разрешает закрытием гештальта: Он приказывает штрафному батальону через час атаковать некую «Цидатэль». Бессмысленность и преступность приказа – очевидна, но генерал настаивает, достав неуставной наган – реализм. Дальше под влиянием алкоголя и материалистической диалектики, генерал подводит базис под надстройку: неподготовленная атака называется им «разведка боем».

Может на две серии будет показана война без пьяных русских? Ах, точно! В первой части кремлевские курсанты – трезвые. Представьте как они воевали бы в изложении михалкова, после 100 «наркомовских» перед атакой. Представили? Испытали гордость?

После этого начинается утонченный «психологизм» в представлении Михалкова  и его я пропускаю из-за бессмысленности, истеричности и сексуализма. Последний, мне не понравился ни чуть, лишь хочу отметить, что ставшие классическим сюжет: «Покажи сиськи», повторяется и подтверждает не случайность всего сексуально-фрейдистского психоанализа первой части. Повторение, доказывает целенаправленность авторов произведения, а не мои эротические фантазии.

Котов произведен в генерал-лейтенанты, ему возвращены ордена и он встречается со Сталиным.

Сталин – тиран и живодер, поэтому это требуется показать так, чтобы у самых тупых все стало на свои места. (Тут меня ударило озарение! Я понял, для какой целевой аудитории эффективные маркетологи создавали это фильм.)  «Сталин» – придуманный михалковым готовит жуткую репрессию – собирают всех уклонистов и дезертиров и БЕЗ ОРУЖИЯ, собираются погнать их на пулеметы «Цидэнтали»! Цель этого безумства? Символизм озвученный «Сталиным»:  Показать всем уклонистам – что их ждет, показать всему миру зверство немцев (иначе, по версии истории от михалкова, показывать нечего) и еще много кое-чего. Реализм озвученный «Сталиным»: «Извести пули, предназначенные для настоящих солдат». Глупость «Сталина» показана и тем, что вариант окружения «Цидетали» им сознательно отвергается (озвученно). Следовательно немцы не испытывают недостатка в патронах. Тупой «Сталин», силой мысли оценивает количество боезапаса в крепости и «понимает», что после расстрела безоружных  у немцев кончатся патроны. Глупость этого очевидна и показана в начале фильма во время атаки штрафников – у немцев нет недостатка в патронах! Но на все воля сценариста и командовать этим зверством должен Михалков–Котов. Таков план его «Сталина». Такова сила «художественной и исторической» фантазии. Больше кетчупа!!! Тарантина – подавится слюной от зависти! И всем спирта – перед атакой!

Пропускаю разбор середины (не военной части) фильма. Трагедия семьи Котова – настолько же «логична» – насколько «исторична» и «психологична». Она – патологична, а я – не психиатр.

Кульминация – план «Сталина» готов к осуществлению.  Котов берет в руки палку. Да! Все «вооружены» именно палками от лопат. (Зачем – непонятно. Даже немцы видят – что это палки.) И с гордо поднятой головой, блестя золотыми генеральскими погонами Котов идет пешеходно на «Цэтадэль». Весь напряженный «психологизм» – летит в тартарары, ибо выживший три года в штрафбате не может быть таким безрассудно-смелым истероидом. (Или может? К черту психологизм! Фильм-то про идиотов и алкоголиков!) Усовестившись, за ним берут палки офицеры – личное оружие  они бросают прямо на землю, за что их ждет, по законам военного времени и Устава,  трибунал после боя. Но ведь сценарист – вседержитель! Что хочет – то и пишет. Бояться нечего! Все прочитали сценарий! За ними воодушевленные идут и остальные штрафники. Немцы, уже научились стрелять, но стрельбу в бредущих на них идиотов, воспринимают как палачество. Вот-вот, они покажут всему миру свое благородство и «Сталин» посрамится! Благородный немецкий офицер предоставляет фашистскому солдату казнить крэйзи-иванов, но сам отказывается участвовать в этом. Честь вермахта спасена михалковым. (А ВДРУГ  его фильм покажут на западе? Деньги, слава, и чем не шутит Американская киноакадемия? Даст ему «Оскар», в категории: «За лучшую ложь о Второй мировой войне»! Нам теперь (майские дни 2020 года) в рекламном ролике сообщают, что «Битва за Берлин была самым крупным сражением и она даже попала в «Книгу рекордов Гиннеса». Вот каков теперь критерий оценки подвига всего Советского народа! – попадание в книгу дурацких рекордов. Эффективные патриоты в действии. И после этого, они возмущаются георгиевским ленточками на защищающих от вируса медицинских масках! Нет пределов их патриотству.) Герой, в исполнении Меньшикова, гордился тем, что не бил Котова при аресте, немецкий офицер поступает также. Сходство поступков наглядно показывает сходство личностей и богатство фантазии сценариста.  Так им ставится знак равенства между советским офицером НКГБ и немецким, скорее всего эсэсовцем, но немцы – лучше русских: Они воюют трезвыми.  Они понимают преступность своих действий, озвучивая их словами. Русские на такое понимание не способны и в фильме не высказывают никакого осуждения своим поступкам.

Как писал Чехов Михалкову: «Если в кадре на березе сидит снайпер, то он должен выстрелить!». Снайпер действительно спит на березе, ожидая команды: «Мотор!». Драматургия следующая: Немец выцеливает Котова, но что-то попадает в поле зрения. О! Это паучок! Немец добрый – он любит музыку, дрессирует мышь и его сердце открыто любви. Он верит в переселение душ – йог, не убивающий живое! И, чтобы случайно не убить насекомое – (Мы же за поправку в Конституцию о защите животных! Какой прозорливый сценарий! Прямо начинаешь искренне верить в Михалкова!) немец высовывается в амбразуру, нежно снимает паучка за ниточку.  Вот ради этого он был нужен! Снайпер стреляет – немец убивается. Задевает свечу, та падает, разливается жидкость, она воспламеняется, зажигаются перчатки, они поджигают провода, начинается пожар – взрывается одна башня, а потом и вся «Транс-Цеденталь» взлетает в воздух. Ни один – вооруженной палкой не пострадал. Провидение оказалось на высоте! С нами Михалков!

А еще символизм этого процесса: Есть такая любимая забава американцев, когда падающий шарик вызывает движение шара от боулинга, тот роняет стакан на радиатор, радиатор вспыхивает и так далее. Чем неожиданнее  причинно-следственные связи и чем они продолжительнее – тем лучше. Вот и «божественное проведение» в лице сценариста – взрывает крепость.

Символизм: Вот как надо воевать –  палками закидаем и с верой в божественное проведение отца вседержителя актеров, сценария и денег – Михалкова.

Реализм: Вот как воевали и победили немцев Великой Отечественной Войне Советского Народа – показано в эпопее «Утомленные солнцем 2»!

Мораль: Пьяный самодур-генерал погнал всего на всего батальон штрафников на смерть и не взял крепости. Мудрый «Сталин» и Котов погнали 15 000 безоружных человек и взяли «Цидеталь» безо всяких потерь. Какой из этого следует вывод? Правильно с нами Михалков и «бог-вседержитель» незримо, но быстро помогающий идиотам. «Боже, ну почему ты помогаешь этому идиоту?!» – крик души из фильма: «Свой среди чужих, чужой среди своих» становится «богословским слоганом» «УС–2».  Подобное помогает подобным.

Провидение бога-сценариста-вседержителя приводит к стабильной неубиваемости Котова от мины и других причин, что хорошо укладывается в общую божественную концепцию фильма. И последние кадры – вечно пьяный и вечно неубиваемый Котов, весело и пьяно, (а то, что он непрерывно пьет – неоднократно показывается в фильме) едет на танке вперед, не встречая сопротивления немцев, бегущих от одного имени генерал-лейтенанта. «Без Котова – нам не победить!» – цитата из фильма. И если бы не репрессии, то Котов сразу бы поехал на Берлин. А если кто и будет сопротивляться, то рецепт уж известен: Танкисты вылезут из танков, возьмут в руки палки и как вдарят!

Будет правильно, поместить чуть выше всех, на мозаике в каббалистическом храме светлый лик Котова, во всем блеске его силы. Изобразить «утомленного солнцем» нужно использовав 15 тысяч стекляшек от опорожненных им бутылок, это будет весьма символично и реалистично, и психологично, и о..!




P.S. Для излечения, пересмотрел «Панфиловцев» – вот пример фильма, сделанного с любовью, пониманием целей и множеством других замечательных достижений. Я считаю: «Панфиловцев» – настоящим шедевром отечественного кинематографа и разбор его можно посмотреть в "О национальном эпосе "Панфиловцы"" на перевой странице списка:

http://proza.ru/2020/02/20/762

Памяти павших и победивших – будьте достойны.

8 мая 2020 г.


Рецензии