Они ковали победу

     На классных часах мои одноклассники рассказывали о своих родных, которые воевали. У кого – дедушка, а у некоторых даже оба, у кого-то воевала бабушка, а у одной девочки (Нины Мельновой) отец хоть и не был участником войны, но вот его старший брат – Иван Мельнов - был Героем Советского Союза.
     Воевали и многие мужчины в нашей многочисленной родне – Алексей Бахчёв, Борис Бахчёв, Алексей Логинов, Александр Киселёв, Александр Катаев, Николай Лосев, Виктор Лосев, Борис Лосев (погиб, похоронен в Польше во Вроцлаве).
     Но мне было очень обидно, что никто из моих дедушек не воевал.
     Как-то я посетовала на этот факт маме:
     - А почему же дедушек на войну не взяли?
     На что она мне ответила:
     - Не взяли, потому что кому-то нужно было делать снаряды для тех, кто защищал Родину.
     И добавила:
     - А ты думаешь, дедушкам было легко?
     Я пожала плечами.
     - Они были в тылу, здесь войны не было, а вот другие, на фронте, рисковали жизнью.
     - А вот послушай, каково пришлось дедушке Васе. Он вместе с другими мужчинами работал на заводе до изнеможения, порой люди не уходили домой, оставались ночевать в цехах, чтобы не тратить силы. Дедушка отдавал часть своего пайка нам, ведь в апреле 1942 года родился Владик, а моя мама - твоя бабушка Мария – не работала. И дедушка даже опух от голода.
    - Опух от голода? - удивилась я. - Как это? Толстыми бывают от того, что много едят.
    - Не знаю, как тебе это объяснить, но во время войны от голода «пухли» и умирали.
    Через много лет, когда я стала учителем биологии, то нашла этому объяснение. Оказывается, человек начинает «пухнуть от голода», когда его организм испытывает недостаток в белкАх. БелкИ обладают свойством притягивать и удерживать воду, а из-за того, что их в организме мало, вода выходит в ткани, и они распухают, то есть происходит отёк тканей.
     - Еды не хватало, - продолжала мама, - картошку мы ели вместе с кожурой. Владика поили козьим молоком, но однажды утром козу в сарае мы не нашли, её украли. Ночью я занимала очередь в магазин, чтобы успеть купить хлеб. Конечно, его не сравнить с тем, который мы едим сейчас, был он серый, тяжёлый, аромат его я помню до сих пор. А ещё спроси отца, он тебе расскажет о дедушке Сергее, каково ему было в войну.
     Отец, которому в сентябре 1941 года исполнилось 8 лет, рассказал мне тоже совсем немного. О том, что у него была сестрёнка, которая не дожила до года, о том, что его отец - а мой дед Сергей – тоже оставался ночевать на заводе, ведь трамваи в то время не ходили, а идти от работы до дома обоим дедушкам было далеко, да и обуви не было, приходилось подошву прикручивать проволокой.
     Теперь я понимаю, что дедушек оставили в тылу, потому нужны были те, кто уже много лет проработал у станка, кто мог обучить молодёжь. Дед Сергей даже получил медаль за доблестный труд.
     Да, они не воевали, но своим самоотверженным трудом обеспечили победу.

     На фото: Лапшин Василий Васильевич (1907-1972) - отчим моей мамы. В годы войны работал на оборонном заводе.


Рецензии
Победа ковалась не только на фронте.
Эту войну представить невозможно и нельзя о ней забывать …
Спасибо, Наталья.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   27.05.2020 22:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Людмила! Трудно было, но выдержали наши деды, потом подняли страну из руин.

Наталья Катаева-Вергес   28.05.2020 06:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.