Фомка-дурак и жена его. Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

   Жили мужик с бабою. Звали мужика Фомкою, был он большой дурак и трус.
Только смеркается, так он и на двор боится выйти, страшит его даже комариный укус.
    А баба - известное дело, как при таком-то муже не загулять? И завела себе любовника.
Один раз Фомка пришёл домой пьяный да весёлый, его таким никто не видал,
ещё никогда таким он не бывал.
Поужинал и лёг спать.
А ночь была тёмная-тёмная, дождь как из ведра поливает, не хочет переставать.
   На ту пору постучался к бабе любовник, собака и залаяла – вся аж вне себя.
Фомка услыхал, что собака на дворе лает, и давай спьяну тюкать: "Тю, молчи, тю тебя".
- "Молчи, - говорит Фомке жена, - а то волки по деревне ходят, овец режут,
будешь тюкать – на Твой пьяный голос и к нам зайдут".
- Фомка спьяну посмеивается: " Неужто ты боишься?"
- А жена ему: "А ты разве не боишься?"
-" Я-то? Да ты знаешь, какой я смельчак? Такого нигде не видать!
Хочешь: сейчас окно отворю да начну тюкать? "
    -"А ну, Фомушка, отвори да потюкай, только чтоб, как пёс на цепи,  рьяно".
Фомка отворил окно и "Тю, тю", - кричит спьяна.
   -"Ах, Фомушка, затвори окно, не то волки в избу залезут да нас поедят".
-  А Фомка жене в ответ: "Я ничего не боюсь, пусть на мою смелость глядят".
      -"Экой ты смелый! " – говорит жена,  - "Аж волков не видать."
   -"Э, ты ещё меня не знаешь! Хочешь, я выйду в сени да в сенях начну тюкать?"
-"А ну, выйди да потюкай в сенях",- говорит жена, а сама на уме держит, как бы его пнуть
да поскорей на двор выпихнуть.
     Фомка вышел в сени и опять кричит: "Тю, тю!", - стал он спьяну такой крикливый.
А баба идёт сзади да подхваливает: "Ох, Фомушка, какой ты небоязливый!
А я думала, что  ты побоишься".
- "Э, да ты разве не знаешь, какой я хватюга? Сама меня забоишься!
Я ещё отворю двери на двор да ещё громче начну тюкать!"
- "А ну, попробуй, попробуй, Фомушка! Станешь даже волков отпугивать!"
     Фомка отворил двери, высунул на двор голову и как закричит в сто голосов:
"Тю, тю!" – орёт, словно целая артель.
Тут жена его в шею как толкнёт, выпихнула на двор и заперла двери на засов,
а любовника в окно впустила и улеглась отдыхать на постель.
    Фомка ходит вокруг избы без порток, намок весь притом,
стучится в окно да просится со слезами обратно  в свой дом.
   "Какой леший там стучится?" - спрашивает хозяйка, словно Фомка ей - никто.
- "Это я",- говорит пьяный Фомка.
- "А ты – это кто ?"
     - "Фома!" – пьяный голос уже от холода дрожит
- "Какой Фома? Ты - Мора, а не Фома. Мой Фома со мной на постели лежит".
    А сама шепчет любовнику: "Откликнись ему". Пусть народ посмешит.
Любовник и закричал: "Кой черт там около избы бродит?
Вот только выйду на двор, так дам себя знать - так шею накостыляю,
что долго не забудешь! Сразу прочь заковыляешь!"
    Бедный Фомка не знает, что и делать.
"Видно,- думает,- я пьяный к чужой избе подошёл."
    И начал себя проверять, считать избы стал:
"Вот эта - кумова изба, это братова, эта Кондратова, а четвертая – как я свою не узнал?".
   Постучал опять в окно; а его всё не пускают, беда да и только.
Пошёл к куму, постучался. - "Кто там?"
-"Это я, кум, – сам!".
-"Чего тебе там?"
- "Да видишь, кум, я немножко выпивши, не могу до своей избы дойти;
проводи меня, пожалуйста, - обратно не знаю как идти".
    Кум оделся, вышел, смотрит-Фомка без порток в одной рубахе стоит, перезяб, трясётся.
Провёл его до двора и стучится: "Кумушка, ты спишь? Тут кое-кому неймётся."
-"Нет, кум, ещё не сплю, а что там?"
- "Да вот возьми своего Фому, он совсем пьяный – аж не смог дойти до дома".
- "Какой там Фома? Это Мора - всю ночь около избы таскается,
не дает нам спокою; а мой муж давно уж дома".
   На её речи и любовник отозвался. "Что ты, кум, я давно дома; это у тебя - Мора,
Можешь набить ей морду,
Но лучше брось её к чёрту!"
    Кум испугался, бросил Фому и убежал домой – дома не пропадёшь.
Что делать Фомке? На дворе холодно, а в избу не попадёшь
И забрался он к свиньям в хлев, там и переночевал до утра.
   Солнце уж встало, ярко горит.
Утром приносит баба свиньям корм, увидала мужа и говорит:
"Это ты, Фомушка? Каким манером сюда попал? Глаза мои тебя всю ночь проискали".
-"Ой, жена, я и сам себя с похмелья не помню. Видно меня пьяного черти где-то таскали".
- "То-то, Фомушка, говорю тебе, не напивайся, как свинское чудо".
     С тех пор и пошла в селе поговорка: не ищи в вине чуда, а то станешь – как причуда.


Рецензии