Бабушка

Когда я учился в 5-м классе, учительница русской литературы накануне 9-го мая дала задание спросить наших дедушек или бабушек об их участии в Великой Отечественной Войне. Живых дедушек у меня не было. Поэтому я обратился к бабушке Зине. Бабушка не только не любила говорить о войне, но и не любила большинство книг на эту тему. Это при том, что она была основательницей и первой заведующей областной библиотеки в нашем небольшом западноукраинском городе. В шкафу в коробочке, которую непросто было найти среди бумаг и писем, лежала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной», но я даже не знал, за что эта медаль была бабушке дана. Бабушка не любила эту медаль из-за изображения Сталина на ней. Она никогда не пользовалась никакими ветеранскими льготами, на которые эта медаль давала право, поскольку не хотела, как бабушка выражалась «получать подарки от Сталина». Поэтому она крайне неохотно стала отвечать мне на вопросы про войну. Сначала пыталась перевести стрелки: «Давай расскажу тебе про своего родственника, он служил в партизанском отряде Медведева». Но родственник был дальний, и я настаивал, чтобы она рассказала о себе. Бабушка вздохнула и я услышал нехитрый рассказ о том, как она приходила в немецкую тюрьму посещать пленных советских солдат. Немецкие охранники ее пускали за «подарки». В тюрьму она приносила солдатам еду, оказывала посильную помощь раненым.

Когда я рассказал эту историю в школе, в классе раздался смех. История звучала не слишком героически на фоне рассказов других одноклассников про боевые подвиги их дедов. Тогда учительница, пожилая еврейка , назидательно сказала: «Да, история на первый взгляд простая, но подумайте, дети, и представьте: смогли бы вы подойти к охраннику-немцу и попросить пустить вас в немецкую тюрьму? Ведь обратно выхода могло и не быть». Историю получения медали я узнал гораздо позже. Оказывается, когда после публикаций Смирнова о героях Брестской крепости, в Советском Союзе изменилось отношение к бывшим военнопленным, тогда в обком стали приходить благодарные письма бывших военнопленных о моей бабушке и власти решили ее наградить.

Была у нее еще одна, личная история, связанная с войной. Однажды бабушка нашла в лесу раненого советского офицера. Она выходила его и каким-то образом, скорее всего- через партизан, переправила за линию фронта. Уже после войны она переписывалась с этим человеком, но знакомство, увы, так и ограничилось дружбой, не стало любовью. Бабушка так никогда и не вышла замуж.  Может быть поэтому она и решилась усыновить мою маму с ее сестрой, когда их бабушку власти пытались лишить родительских прав. О том, что моя бабушка мне не родная я узнал только после ее смерти…

Потом к нам приходил писатель, изучавший историю партизанского движения на Западной Украине. Он о бабушке слышал, хотел узнать о ней подробности. Говорят, в ее доме была организована явочная квартира партизан. Но мы ничего не знали. Никогда она о войне не говорила – ни со знакомыми, ни с нами, ее родными. Ведь, помимо прочего, бабушка была еще и под пристальным надзором КГБ. Возможно, это было связано с эмиграцией тети, маминой сестры, в США в 70-х гг. А может - с организованными бабушкой публичными чтениями произведений Солженицына в 60-х гг, из-за чего бабушке пришлось потом уйти с работы. Когда у бабушки был инсульт и она лежала парализованная, а двери дома были круглосуточно открыты для докторов, мой отец, придя домой раньше обычного, застал в доме незнакомого человека, который рылся в бумагах бабушки прямо у нее на глазах. Человек представился капитаном КГБ.  Подробностей ее жизни, наверное, я никогда уж не узнаю. Но считаю, что мне повезло знать такого человека, как моя бабушка, которая всю свою жизнь прожила для других и внесла в дело Победы свой скромный вклад.


Рецензии