Сикстинская мадонна
Перед тем как заснуть, я долго смотрела на эту удивительную картину, и потом мне снились какие-то хорошие, добрые сны.
Со временем я узнала, что это не просто красивая женщина, а Сикстинская мадонна, и написал её величайший художник Возрождения Рафаэль. С детства я мечтала увидеть её воочию, хотя тогда и мечтать об этом было даже неразумно.
Потом бабушкина репродукция перекочевала ко мне, да так и осталась со мной до сих пор.
Прошли годы, и наконец, мне посчастливилось попасть в Саксонию, в Дрезден. И, конечно, в первую очередь я побежала в знаменитую Дрезденскую галерею, собрание подлинных жемчужин живописи XV-XVIII столетий. Она расположена в старинном дворцовом комплексе Цвингер и известна также как Галерея старых мастеров.
Залы, залы, залы, заполненные шедеврами, и с каждым залом – какое-то нарастающее волнение…
И вот передо мной она - «Сикстинская мадонна», написанная между 1515-1518 годами, ещё при жизни Рафаэля признанная одним из величайших творений мастера. В золочёной раме, огромная, торжественная… Босоногая женщина с пухлым младенцем на руках, легко ступающая по клубящимся облакам.
Вспомнилась всем известная история о спасении картины сразу же после войны. Отступая, немцы заминировали штольни, где спрятали художественные сокровища из прославленной галереи. Узнав об этом от военной разведки, маршал Конев лично выехал на место и руководил операцией по разминированию и спасению картин, среди которых была выдающаяся работа Рафаэля.
Он говорил, что лицо Сикстинской Мадонны напоминало ему лица его жены Антонины, и матери – простой крестьянки из Вологодской губернии.
Спрятанная в туннеле под Дрезденом, картина была найдена самым чудесным образом нашими специалистами. 26 мая 1945 года было произведено вскрытие ящика с этим шедевром. Когда была снята крышка и показалась мадонна с младенцем, наступила торжественная тишина. Все невольно сняли головные уборы. Вот так и мне – захотелось снять шляпу, если бы она, конечно, у меня была…
Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках, спускающейся с небес к людям. Её сопровождают Святая Варвара и Папа Сикст II (отсюда и название – Сикстинская). А внизу, у самой рамы два ангелочка смотрят на это чудесное видение. Вдали – клубящиеся облака и бесконечная сияющая даль. Эта композиция поражает своей монументальностью и в то же время простотой. В ней нет никаких внешних эффектов, пышности, и при этом произведение захватывает и подчиняет себе зрителя.
Невероятное обаяние этой молодой женщины – Мадонны – заключается в сочетании торжественности и простоты, царственного величия и нежной грации, жизненной убедительности и возвышенной идеи.
Прекрасное кроткое лицо Марии овеяно дымкой печали. Она бережно прижимает к себе сына, как будто предчувствуя ожидающие его страдания и всё-таки жертвуя им во имя спасения человечества. Младенец же с недетской серьёзностью смотрит прямо перед собой.
Обе эти фигуры являются главными во всей композиции, но не отрываются от других, а остаются связанными с ними ритмом плавных линий в единое целое.
По глубине и пластической красоте образов, так же, как и по непревзойдённому искусству композиции, «Сикстинская мадонна» принадлежит к лучшим творениям великого мастера. В этой картине художественный гений эпохи Возрождения достигает своих высот.
От Мадонны невозможно было отойти, так притягивала к себе её удивительная магия…
А ведь картина едва ли не стала безвозвратно потерянной для человечества. Когда её вместе с другими шедеврами нашли в заброшенной каменоломне на Эльбе, она вместе с другими шедеврами, была в весьма плачевном виде. Известковая вода уже частично повредила полотна.
О первых же находках был поставлен в известность командующий фронтом маршал Конев, который дал телеграмму в Москву. В середине июня из столицы пришло распоряжение о вывозе Дрезденской галереи в СССР.
Конев выделил для спасения шедевров специальную команду и опытных людей. В перевозке картин помог штаб 1-го Украинского фронта, ведь надо было изготовить ящики по размеру картин, переложить их мягким материалом, да и груза было целых 28 вагонов! В августе 1945 года этот эшелон, наконец, прибыл в Москву.
Картины разместили в хранилищах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Десять лет велась восстановительная работа под руководством народного художника РСФСР П. Д. Корина.
В 1955 году была открыта прощальная выставка, и по решению Советского правительства все спасенные произведения искусства Дрезденской галереи были безвозмездно переданы Германской Демократической Республикe.
23 апреля 2020 г.
Свидетельство о публикации №220050901141
А ведь могли бы и себе оставить.
Светлана Петровская 24.03.2024 13:57 Заявить о нарушении