Ностальгия по несбыточному

   Эти записи ведутся уже после её ухода 15 февраля 2020 г. в 10.47 утра. Комната тонула в солнечных лучах, последнее на чём остановился её взгляд. По православному календарю было Сретение -- встреча зимы и весны. Как ей и дали знак во сне за месяц до этого. Думали дотянем до марта, но весна пришла со смертью. Окончательный диагноз установили ещё в июле 18-го, дали месяца три-четыре, мы даже могилу подготовили, а прожили 18 с половиной месяцев по убывающей. Успели обо всём поговорит, вспомнить, подвести итог, подогнать дела. Рак оставил жалкий скелетик, от обезболивающих уколов на  пальцах мозоли, иглы гнулись упираясь в кость. Последние недели спал мелкими урывками, кошмар во сне и наяву. Нервы в клочья. Как и положено верующей, умирала грамотно, без воплей и стонов, мне в науку. Соборовались и через 7 дней она ушла. С этого дня моя жизнь разделилась на "до" и "после". Сокрушен, подавлен, смят. Пытаюсь выжить. (из дневника)
   
   Выжил. Вернее, похож на живого. Её нет, но сердце видит. На какое-то время мир стал размером с её отсутствие. Я поневоле стал пустынником.
   Теперь, в начале мая, на вопрос "как ты?"-- шучу "бинты сняли", смеются, не зная, перед ними сплошной шрам. Знаю, затянется, зарубцуется, жизнь возьмёт своё забвением. Я не самый несчастный человек на земле, в эти дни души по всему миру взлетают как шарики, столько горя вокруг, но меряться страданием бессмысленно. У каждого свой болевой порог. Не знаю сколько мне осталось, но, думаю, получить Нобелевскую премию легче, чем умереть порядочным человеком. Сейчас просто живу, не заморачиваясь планами. Будет как будет. Предсказание -- сглаз на любой вариант событий. В неопределённости больше надежды.
   А пока купаюсь в набегающих волнах мыслей, прибиваясь то к берегу философии, то религии.
   Ностальгия прекрасна, пока нет возможности вернуться в идеализированное памятью прошлое. Здесь как в анекдоте с мольбой летящего с 30-го этажа, который тут же забывает о своих обещаниях Всевышнему после удачного приземления. Человек и в раю устроит маленький филиал ада. Я вот думаю, верни мне Бог мою три месяца назад умершую жену, после начального восторга, череда прозы и поэзии вошла бы в прежнюю колею. Мы привыкаем даже к чуду. Память избирательна, мозг анестезирует нас положительными эмоциями. Те кому отказано в такой услуге становятся поэтами и философами. Боль становится их специальностью.
    Философия не для пользы. Философ жрец, поддерживающий огонь мысли на алтаре Бытия. В смутные времена, когда люди требуют страстей, он сжигает себя.
    В философии наблюдается две базовых тенденции -- шизофреническая и параноидальная. Поэтому задача аутентичного философа правильно поставить себе диагноз. Может поэтому, в скрытом эпикризе, любой хоть что-то мнящий о себе мыслитель, начинает с репрезентативной работы "Что такое философия?"
   Я вот от избыточной рефлексии живу так, будто бы снимаю шоу о себе и в нём же участвую. Такое себе по обе стороны "За стеклом" с ежедневно увеличивающимся числом подглядывающих за подглядывающими. Наполеонов в палатах замечали, а вот Трансцендентального субъекта живьем клиники ещё не видели. Дочь говорит --- это у тебя метафизическая интоксикация. Выходит, эта зараза у меня в крови циркулировала с рождения.
   Иногда, чтобы понять надо поглупеть. Понимание чаще происходит не прямым, центрированным, а косвенным образом. Переключаясь, мы как бы обманываем, усыпляем объект внимания, чтобы взять его "тепленьким".
   Бог всё же один, в творении он философ, мы заложники его диагноза. В его фабуле бреда у нас манёвр ограниченный. Если бы Бог делал исключения для особо преданных, сценарий творения лишился бы интриги чуда. Не всякий кающийся угоден Богу, твоя жизнь должна быть ему интересна. Проси у Небес только в исключительных случаях.
    Мы все съедем из этой гостиницы, ставшей домом, вот в чём трагедия. С телом та же фигня. Привычка жить приковала нас к этой реальности, как чему-то безальтернативному. На самом деле(?!) сознанию без разницы где, как и в чём обитать. Оно может свить гнездо в виде мозга или в лабиринте интегральных схем.
    В детстве я пережил потерю оловянного пугача, купленного аж за рупь у еврея-старьёвщика, как вселенский апокалипсис. Теперь это комично в общей иерархии потерь. Но тогда всё было по-настоящему. Пугачи преследуют меня до сих пор, пока не выстрелят залпом в прижатого к стенке. Главное не испугаться до смерти громких пыжей, гонящих тебя на обрыв бытия.
    Бытие нависает требованием сделать нечто главное, того что ты напряженно ждешь, но не имеешь понятия -- что ЭТО. Поэтому жизнь представляет подбор более менее близких метафор к неосуществимому. В этом величие твоего бессилия. Таймер существования хищно тикает пока ты шаришь слепцом в поисках утраченного, с каждой секундой убавляя шанс найти. Но не искать -- смерть до смерти. Возможно это очки, возвращающие не точку зрения, а зрение обнаружить мир удивительным чудом, как в первый день творения. Говорят, И.С.Бах к концу жизни совсем ослеп, но перед неделей до ухода прозрел. Всю жизнь клавишами нащупывал Бога и он явился. «Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно». Ф.Кафка.
    «Das Wunder ist nur eine Gewalt ;ber nat;rliche Zusammenh;nge und damit nur eine Gewalt ;ber den Geist», –- чудо есть лишь насилие над естественной связью вещей и этим самым насилие над Духом.
    Если Гегель не прав, то почему мы сейчас не видим веры, двигающей горы и праведников, расхаживающих по водам? Казалось бы за двухтысячелетнюю историю во свидетельство всепобеждающей мощи христианства чудеса должны только множиться. Ан нет, чудеса методично творит наука, а вера сошла до психологических аффектов. Хотя бабки и те заговаривают грыжу и снимают порчу как в прежние времена. Их языческий навык черпает энергию из бессознательного, из дремучих глубин мифа, творящего реальность.
    Видимо, чудо не в демонстративном исцелении увечных и оживлении покойников, а в тихом волшебстве существования мира и неприступной тайне сознания. "Почему что-то есть, когда проще было бы не быть?", -- философская констатация чуда Бытия. Тем кому этого мало, требуют от Бога фокусов.
    Чудо, рядящееся под закономерность, наблюдается в жизни. Просто панлогизм списал это на "коварство истории". Гегель оставил без ответа с какого рожна Абсолютной идее приспичило объективироваться. Что само по себе теология без Бога. В манифестационизме всё проще объясняется. Мир явлений есть игровое неведение Абсолюта, так он развлекается, прячась от себя самого. У Гегеля похожая ситуация -- Дух восстает против своих воплощений. Главное, движуха, конфликт, драма -- смерть, подслеживающая добычу, в пышных зарослях жизни. Обвинения в детерминизме нелепы, игра и выстроена на случайностях. Свобода воли в единобожии тоже "русская рулетка". Думаю, мир движется от драмы к игре. К снятию трагизма до азарта. Игра в карты больше зависит от случайности нежели шахматы. Поэтому шахматы игра интеллектуалов, а не интуитивистов. "Интуиция дар свыше, разум - послушный слуга" А.Эйнштейн. Может по такому же и принципу выстраиваются и онтологии. На бесконечной доске даже игра в Чапаева лишена смысла. Поэтому сознание это самоограничение, фиксация переживаний в локальных условиях. Бесконечные интерпретации упираются в ничто. Поэтому в нас заложен естественный ограничитель в виде догм и аксиом. Иначе это игра в теннис без сетки и корта. Метафизика просто иная физика, то самое инобытие. Но... Как не вовлекайся в роль и декорации, спектакль заканчивается гримёркой. И попойкой "бессмертных, игравших в смертных".
    Смерть есть, но не навсегда. Мы окунаемся в ничто, чтобы в ужасе вынырнуть снова и влюбиться в жизнь до смерти. Оденьте пакет на голову на пару-тройку минут и всё станет кристально ясно.
   С этим самым "ничто" всё смутно и запутано. Что-то там подозрительно не становится пусто. Гибнет эго, "внешний человек". Душа, модус "образа и подобия", вне времени и пространства. Душа... Не сколько откуда, а почему вечная. Намёк на совечность Богу? Или он от себя что-то отрывал по кусочкам, некие кванты божественности? Тогда это противоречит творению "экс нихило", да и вообще пантеизм получается. Или похоже на панентеизм вроде вайшнаизма, дживы (души) это брахмаджьоти -- лучи сияющего Кришны (свет Брахмы), но не он сам. Короче, всё сложно и спутано...
    Вечное возвращение со всё большей детализацией, так некоторые мистики описывали ад. Бесконечная интерпретация прожитого -- сияющее падение в зияющую бездну. Выгорание в плотных слоях памяти. С возрастом всё больше приходишь к мысли, каждый день жизни в сущности "день сурка". Нет ничего скучнее калейдоскопа с его однообразным многообразием. К сожалению, вечно анонимному Богу, сколько не подбрасывай стёклышек, уже нечем удивить догадавшихся. В награду они получают свет собственного сознания.
    Наши жизни как главы одной книги, окончив читать которую, не помнишь подробностей, но остаётся впечатление. Может так и с Книгой Бытия. Возможно, смысл Благовестия в отмене пантеистического ада "вечного повторения" -- непрерывной ротации душ и тел. Христос предложил принципиально иную карту сознания, следуя которой можно разорвать цикличность времени и стрелой устремиться в вечность.
    "Бойтесь своих желаний, они могут сбыться". Еврейские мистики описывали посмертный мир мгновенного исполнения желаний, который при отсутствии дисциплины мысли может оказаться адом. Книга "Бордо Тхёдол" примерно об этом же. Но там всё связано со страхом преодоления архетипического барьера.
     Показательный диалог столетней давности, а как актуально.
    "Витгенштейн: Наверно, мы нигилистические, а может, даже самоубийственные мысли, рождающиеся в голове Бога. Наш мир всего лишь дурной каприз Бога, день, когда он был не в настроении.
     Макс Брод: Но тогда, значит, где-то вне этой, ведомой нам, ипостаси мира, может существовать надежда?
     Витгенштейн: О да, сколько угодно, бесконечно много надежды, но только не для нас.
    (28 февраля 1920, воспроизводится в дневнике М.Брода (неверный перевод начала: Наши нигилистические мысли могут проникнуть в сознание Бога)"
     В том-то и проблема, докапываясь до сущности мы проваливаемся в ничто. Или сталкиваемся с бесконечным рядом "матрёшечных" явлений. Вот и квантовая физика увязла в этой жиже неопределённости. Выходит, реален только Наблюдатель, за которым уже никто не подглядывает с дуальным вожделением. То есть Сущий -- Яхве. И это не имя, а род занятий, как оказывается. В пустоте Его одиночества рождаются миры, о некоторых он забывает и они живут в наслоениях его памяти сами по себе, по сиротской нужде выдумывая себе родителей.
     "Не то, откуда вы идете, пусть составит отныне вашу честь, а то, куда вы идете!" (Ницше). Так мыслит европеец, одержимый целью и смыслом. Дзен-буддист бы сказал -- ты всегда был в пункте назначения и метался только чтобы удостовериться в этом.
     Каждый из нас в манифестации сна пантеистический Абсолют в миниатюре, мнящий себя Единым и Единственным наяву.


Рецензии
« ..получить Нобелевскую премию легче, чем умереть порядочным человеком».

Как точно...! Держись Сереж, знаешь я почему-то твёрдо убеждён, Лена освободилась. Ей Там сейчас тысячекратно лучше чем нам здесь, а вот нам ещё предстоит доживать, да и с финалом не все ясно, нехотелось бы умирать в муках.
Как то писал по-моему тебе, ещё пол года назад, во сне видел Лену, она была так красива, молода, даже Юна, вся в бело-синем ореоле, вокруг неё так все сияло, знаешь как вроде ангел, так что Ее послесмертие в какой-то то степени даже завидно.
Трудно найти слова утешения, тем более тебе, божественно мудрому, все сам знаешь.

Александр Воронцов 7   17.05.2020 10:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Саш. Да, Лену отозвали из экспедиции, есть работа поважней. Мы миллионы лет крутимся в одном сценарии, друг другу учителя и ученики, чтобы стать совершенными. Лена многим хорошо снится. Передаёт весточки через бессознательное. Её уход изменил моё сознание, так, видно, надо было. Я принял удар достойно. Попытаюсь жить дальше...

Сергей Александрийский   25.05.2020 17:23   Заявить о нарушении