Памятники Победы триптих, или

Существует устойчивое убеждение в том, что несколько монументов, посвященных памяти подвига советского народа в Великой Отечественной войне, образуют триптих. Речь о памятнике «Тыл - фронту» в Магнитогорске, скульптуре «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане и монументе «Воин-освободитель» в Трептов-парке.

Более того, в «триптих», согласно всезнающему интернету, надо включать скульптуру «Перекуем мечи на орала», стоящую у штаб-квартиры ООН.

Проблема в том, что это фейк. Никакого «триптиха» не существует. Отставим в сторонку пафос, мифы и «все в интернете знают» и разберемся.

Итак, «Воин-освободитель». Памятник создан в 1949 г. Авторы – Вучетич Е.В., Белопольский Я.Б., Горпенко А.А., Валериус С.С. Материал – бронза. Высота – 12 м (без постамента).

«Родина-мать зовёт!». Создана Вучетичем Е.В. и Никитиным Н.В. в 1959-1967 г.г. Бетон. Высота – 85 м.

И, наконец, «Тыл — фронту». Создан в 1979 г. Головницким Л.Н. и Белопольским Я.Б. (Вучетич Е.В. к этому времени уже умер). Бронза, гранит. Высота 15 м.

А как же «Перекуем мечи на орала» из Нью-Йорка?, Автор Вучетич Е.В., еще 1957 г. Бронза. Высота… метров 5? 

Такой вот «триптих». Разные создатели, разные, не связанные между собой заказы, разный материал, разный формат, разный стиль.. Что общее? Правильно, меч и война. Ну что ж, давайте тогда включим в этот «триптих» все прочие монументы с мечами на тему войны. Чтоб далеко не ходить – «Родина-мать» в Киеве. Открыт монумент в 1981 г. Авторы – Бородай В.З. и Вучетич Е.В. (умерший в период строительства). Сталь. 102 м высотой. И вообще... Лезем в интернет. Сколько у нас монументов «Родина-мать»? Пара десятков. С мечами и без. Сколько скульптур воинов (ладно, берем только тех, то с мечами, хотя поначалу для Трептов-парка планировался воин с автоматом)? Ой, много… И что, всех – в «триптих»?

Так как же? Есть у нас данные о том, что Вучетич Е.В. замышлял этакий трансконтинентальный монумент? Не то триптих, не то еще какой «…тих»? Нет, нету таких данных. Ваял человек творчески, добросовестно, высокохудожественно. Отрабатывал имевшийся в голове образ и так, и этак. Но ни о каком едином замысле речи и не шло. 

Авторы «Тыл-фронту» - большие художники, люди творческие. Вероятно, они подразумевали, что меч, выкованный на Урале, был поднят на Волге и опущен в Берлине. Могли, правда, и не подразумевать (не исключено, что эта байка пошла в массы уже гораздо позже). Вообще, чтоб обосновать художественный замысел и оправдать его перед заказчиком и зрителями приходится иногда увязывать теплое с длинным и углубляться в символизьм и прочие трансцендентные связи с чужими и старыми собственными работами. Это - творчеству не в укор.

Но «триптих»? Нет, это не триптих. У триптиха – одна узкая тема, один стиль, один материал, один автор, один масштаб. А тут? Нет, ребята, нельзя использовать термин, имеющий конкретное значение, не к месту только потому, что так захотелось…

Не надо распространять мифы и байки. Вранья и так много. Каждый из этих монументов, созданный выдающимися мастерами – память о войне и связанными с нею горем и скорбью, доблестью и подвигом, славой и радостью. Вот об этом надо помнить, глядя на них, а не о «триптихах» вымышленных и прочих спекуляциях…


Рецензии