День победы - грустный праздник..

Одни 9 мая  праздновали победу  и радовались  новой жизни ,  они
 с гордостью  спешили  на парад и на салют , желали всем мира и добра ,вспоминая погибших,но  не о тех ,кто выжил в концлагерях фашизма и вернулся на родину предателем и лишенным многих прав ,о них не вспомнит никто,как и о тех ,кто инвалидом доживал свой век на острове Валаам,далеко от людей и от многих  праздников

После освобождения из плена многие товарищи  солдата Морозова снова попали в плен, на этот раз советский. Доказать, что ты оказался в плену по воле случая, что не сдался и не отступал, было невозможно. Но Евгению Ивановичу снова повезло – его призвали в армию, и в Россию он вернулся уже в статусе военнослужащего. Но и в армии, и еще много лет после этого бывшему узнику приходилось доказывать, что он такой же русский, что он ни в чем не виноват. Сталин прекрасно понимал, что в страну, сгоревшую практически дотла, возвращаются огромные армии выживших и голодных солдат. Поэтому он принимает решение объявить всех освобожденных военнопленных изменниками родины, не исполнившими завет великой партии - «последний патрон оставлять на себя». Поезда не останавливаясь ушли в Воркуту. В то время там велась открытая добыча извести.

 Мой дедушка, со статьей «предатель», попадает еще в более худшее пекло, чем был до этого. По решению суда - 25 лет! Вы только представьте! Это четверть жизни в шахтах! Где люди умирали, сожженные токсичной средой, до костей. Это было давным-давно. Попробуйте представить события, которые очень далеки от вашего настоящего.


В тот момент когда началась вторая мировая ему было около 20-ти, а может и меньше. Судно выполняло задание, когда их застал враг. По уставу комсомольской партии, каждый солдат последний патрон должен оставить на себя. Живым в плен не сдаваться ни в коем случае! Так получилось что у военных моряков были только кортики. Вам трудно представить, но вахту судно несло порой долго, иногда до полугода, и в такой ситуации у кого угодно поедет крыша, поэтому табельного оружия у моряков и не было.

Судно терпело крушение и исполнить «завет Сталина», не было никакой возможности. Ну не из гаубицы же себе в голову палить ей-богу! Так получилось, что дедушка с группой своих сослуживцев выплыл на остров, который быстро взяли в кольцо и всех моряков отправили в немецкий плен.

Я уверен что вы немало слышали о том как немцы издевались нам военнопленными. На них ставили опыты, морили голодом, заставляли работать. Это был настоящий ад, но дедушка не сдавался. Он не представлял своей жизни в неволе и бежал. Сначала из одного лагеря, потом из второго. В итоге его отправили в лагерь «смертников». Люди там долго не живут и немцы, которые прекрасно понимали, что русский, которого невозможно подчинить, никогда не станет работать на врага.

Дедушка рассказывал со слезами:

«Было утро. Нас выгнали в строй и поставили в шеренгу. Далее часовые каждому на ноги привязали кандалы и отправляли строем вперед. Никто не знал куда мы идем, но мы знали что на смерть. У меня еще номер помню странны был – 911. Шли мы долго и постепенно шепот впереди идущих донес до нас ,что шеренга идет в домну (*печь, где людей сжигали заживо). Печь была сквозная и цепь вытаскивали с другой стороны уже без тел. Люди просто сгорали дотла внутри».

Когда до домны оставалось совсем немного в небе послышался визг самолетов. Это была американская авиация, которая в этот момент бомбила фашистские лагеря. Домна была разрушена, а всех военнопленных, включая моего дедушку освободили. Только освободили ли?…

После, всех выживших посадили в поезда и отправили в советский союз

 Мой дедушка, со статьей «предатель», попадает еще в более худшее пекло, чем был до этого.

По решению суда - 25 лет! Вы только представьте! Это четверть жизни в шахтах! Где люди умирали, сожженные токсичной средой, до костей.

Дедушка смог спастись только потому что умел вязать. Распустив одежду умершего сокамерника он связал себе носки. Далее он связал рукавички охраннику, после носки и шарф его жене, детям, и так далее. Вскоре его частично, а потом полностью, освободили от работы и он в тепле вязал без остановки за дополнительный кусок хлеба и тарелку похлебки.

В 53-ем году умер Сталин. Все люди плакали и только заключенные, несправедливо загнанные в жуткий мороз и чудовищные условия, ликовали. Смерть Сталина знаменовала их свободу. Но моему дедушке, который провел в Воркуте столько времени, было не к кому и не к чему возвращаться и он поступил в Воркутинский горный университет. По насмешке судьбы он стал начальником шахт, где рабски провел невозможно долгие годы. Только труд там стал другой, не рабский, механизированный. Пробыв там еще некоторое количество времени он вернулся на родину.

В городе Осиповичи мой дедушка познакомился с Андрусевой Ниной Ивановной, работавшей учителем русского языка и литературы в местной школе. Вскоре они поженились и решили переехать в Рогачев (город в Гомельской области, родина советской «голубой» сгущенки).

Политический строй так просто не исчезает и в сознании того времени, для жителей города, мой дедушка все так же был предателем и изменником родины. Но огромная тяга к жизни и образованию спасла его и вскоре он стал главным инженером Рогачевского Молочного консервного завода.

Мой дедушка смог героем пройти войну, выжить там, где тысячи моих сверстников не протянули бы и дня. Смог построить дом, когда у него в руках была только одна керосиновая лампа. Воспитал двух прекрасных сыновей.

Он был героем.

Мне трудно писать о нем. Но я всегда буду надеяться, что смогу освоить его профессию – «Быть хорошим человеком».


Рецензии