Память о них жива!

Во время блокады в феврале 1942 года умерли в Ленинграде мои близкие родные: Мария Яковлевна Ручкина 1874 года рождения — родная сестра моего дедушки, мамина тётя; Тамара Ивановна Захарова 1939 года рождения — мамина родная племянница; Виктор Иванович Зазаров 1928 года рождения — родной племянник моей мамы…

И с фронта после окончания Второй Мировой войны не вернулись практически все, наши близкие родные: Ручкин Валентин, Дюка Захаров и очень много Веселовых из деревни Игнатово Некоузского района Ярославской области. Веселовы — около двадцати человек, увековечены на памятнике на их Родине в деревне Игнатово Некоузского района Ярославской области.

А Иван Павлович Захаров 1905 года рождения — муж старшей маминой сестры — Елизаветы Александровны, был в бою на станции Лигово под Ленинградом пленён осенью 1941 года и умер затем в немецком концлагере Зандбостель 1 июля 1944 года. Об этом я узнала только в январе 2020 года. Сведения о нём мне предоставила руководитель проекта «Память» благотворительного фонда «Поступок» — Нарваткина Алевтина Анатольевна.

О том, как погибла во время блокады мамина тётя — Мария Яковлевна Ручкина я узнала из рассказов моей мамы — Анастасии Александровны Ручкиной. Она старалась помочь выжить своей любимой тёте. Приносила и делилась с ней своим хлебом. Она получала хлеб по своей карточке. Добираться с Володарского района на улицу Марата в Ленинграде было далеко. Но она регулярно ходила несмотря на далёкое расстояние и бомбёжки. И при этом мама старалась быстро без задержки идти, не теряя драгоценное время, и не пряталась в бомбоубежища.

Время было ограничено. Надо было отдать хлеб и успеть без опоздания вернуться на работу. Она очень боялась опоздать к тёте. Но всё-таки один раз не успела принести хлеб. Тётя Мария очень её ждала. Чтобы не умереть с голода в ожидании хлеба, она ела даже землю во дворе своего дома. Но земля её не спасла. И она умерла. Мама не застала её живой. Ей надо было быстро возвращаться на работу. Были в то время очень строгие режим и дисциплина. Опаздывать ни в коем случае было нельзя. И она дала деньги соседке для того, чтобы её тётушку похоронили. И как я выяснила, соседка не подвела и мамина очень любимая тётя была похоронена в одной из четырёх братских могил с номерами: 8, 9, 22 или 23 — на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге.

Мама работала в блокадном Ленинграде в Володарском районе в санитарной службе до 1943 года. А родной её брат — Валентин Александрович Ручкин, был в это время краснофлотцем на корабле и морской пехоте. Он имел зание Ворошиловского стрелка, поэтому был командиром отделения отдельного пулемётного батальона в 55 отдельной стрелковой бригаде на Ленинградском фронте.

Воевал Валентин на Ладоге и Неве, на Невском пятачке. В одном бою он был тяжело ранен, но переплыл Неву и попал для лечения в госпиталь в Ленинграде. Его родная сестра и моя мама — Анастасия Александровна Ручкина, имея медицинское образование, выходила его после тяжёлого ранения. И он отправился опять воевать. Но, к большому сожалению и горю, он 3 января 1943 года при выполнении очень сложного боевого задания погиб.

Валентин шёл в разведку на вражеский берег. Проникнуть туда было практически невозможно даже ночью. Нева хорошо просматривалась и освещалась мощными вражескими прожекторами. Остаться незамеченным было очень сложно. И кроме этого, вражеский берег был покрыт плитами со специальным очень скользким раствором. И это дополнительно усложняло выполнение поставленной задачи. Выбраться по этим плитам на берег было очень тяжело. И Валентин, к сожалению, был убит. Он погиб в 26 лет — Очень молодым. Мне его очень жаль!

Он был похоронен боевыми товарищами в районе Ваганово-Ганнибаловка в Ленинградской области в квадрате 5690 на кладбище своей бригады. А затем был увековечен в городском поселении имени Морозова во Всеволожском районе Ленинградской области на монументе.

Мама моя — Анастасия Александровна Ручкина, не смогла смириться с этой очень тяжёлой потерей и пошла добровольно воевать тоже на Ленинградский фронт в 37 морской дивизион ПВО санинструктором, а затем её забрали на службу в отдел контразведки Управления Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области.

Она, как и её родной брат — Валентин Ручкин, была Ворошиловским стрелком, умела водить даже танк и выполняла очень много сложных, очень опасных для жизни боевых заданий и в том числе особой государственной важности. В частности, она сопровождала во время пребывания в СССР во время войны чету Черчиллей: Уистона и Клементину. Однако, своими воспоминаниями делиться не могла и не хотела.

Очень много у мамы было потерь близких родных и друзей. Но она мужественно и стойко их пережила. И я не видела на её глазах слёзы. Настолько у неё был сильный характер! К счастью, мама после окончания войны осталась жива. У неё очень много государственных наград, среди которых: медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За победу над Германией», медаль Жукова, орден Великой Отечественной войны второй степени. Я мамой очень горжусь.

Но сейчас мама моя уже умерла. Я похоронила её на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области. И очень по ней сейчас скучаю и по-прежнему очень сильно её люблю и очень горжусь стойкостью и мужеством её характера, кристальной честностью, большой смелостью, патриотизмом и героизмом ради спасения свой великой и любимой Родины.

Светлая ПАМЯТЬ моей маме — Анастасии Ручкиной, моему родному дяде — Валентину Ручкину, Дюке Захарову — родному племяннику мамы, маминой тёте — Марии Яковлевне Ручкиной, всем нашим родным — Веселовым и всем друзьям!!! 


Давно закончилась Вторая Мировая война.
С тех пор прошли уже очень многие года.
Во время этой войны я ещё не жила.
Однако, всё равно ОЧЕНЬ болит моя Душа,
Ведь на этой войне погибла почти вся
Наша многочисленная близкая родня.
Поэтому горюю и даже плачу иногда,
Когда слушаю песни и рассказы о войне я.

И очень многих участников лично знала я.
Это были необыкновенно благородные,
Честные, смелые, мужественные люди.
И особый свет излучали их лица и глаза.
Но большинство из них покинули
Наш сложный Белый Свет уже навсегда.
Улетели их очень светлые Души на Небеса.
Однако, очень Светлая Память о них
Будет жива очень-очень долгие года!!!

9 мая 2020 года

На фотографии мой родной дядя - Валентин Александрович Ручкин
и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина


Рецензии