I. Лев и Единорог

Кроме того отметим повсеместное изображение пары «единорог и лев», где лев означает Солнце и день, а единорог – Луну и ночь. И вот они вечно борются за царскую корону и плод вечной жизни – надо полагать, сфироту Кетер, наивысшую на Дереве Жизни, проекция которой – сфира Даат, дающая два и четыре начала. По этой причине между зверями часто высажено дерево. В производной интерпретации ослепительный, белый единорог – зимнее и осеннее время года, подземный мир и он же – мир грёз, идеальных форм и звёзд, тогда как лев – весна и лето, мир надземный, покрытый власами – лесами и горами. Льва встречают блинами, единорога – хлебами, дарами к осени. Вместе они не просто описывают круговорот в природе, устройство мира, цикл превращения вещества и «бесполезный» ход мысли, но организацию человеческой души. А это – всё та же самая история, что спарринг египетских богов Гора и Сета.

«Вёл за корону смертный бой со Львом Единорог,
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им чёрный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог».
(«Стихи Матушки Гусыни», Англия XVIII век)

Кстати говоря, как Херуифи, так и бог Шу – «Дух» – двупол, имеет близнеца богиню Тефнут – «слеза жизни» или «капля божественного сознания». И вместе они составляют менат (музыкальное ожерелье вроде трещотки, по символизму – аналог меноры), противовес которого по виду двуглавого бога: с львиноголовой богиней Тефнут и богом Шу в белом одеянии и с одним большим пером во лбу (его «простой» или «обычный» головной убор). Они же – зодиаки Льва и Козерога, охватывающие летнее и зимнее время года, которые и стали львом и единорогом, вновь повторяя идею соития противоположностей на каждом уровне бытия. А в ногах они, конечно, топчут Змея, испытывающего внутренний конфликт и желающего высвободиться. Так в устройстве менат: четыре ниточки идут от противовеса к бусинам, то есть четыре «струи» выливаются из кувшина, подавая импульс, и создают звучание.

На месте пары лев и единорог в символизме можно встретить двух орлов или других зверей, несущих тот же самый смысл. О двойственной природе бытия сказано уже много. Для чего угодно Вы всегда отыщите противопоставление, если позволите себе это сделать, обнаружите, что мир уже содержит его. Существование контрапозиции, в свою очередь, порождает страдание: на любое действие сразу зарождается противодействие и входит в Вашу жизнь, неся неудовольствие. И в этой борьбе любая теория попадает прямиком в мясорубку законов относительности и непостоянства всех вещей. О чём свидетельствуют два этих зверя. И далее если мы выводим разные степени их соединения, то говорим, что в устройстве есть верхнее и нижнее, а также левое и правое, где левое и правое задают движение от низа к верху. И каждая линия являет противостояние мужского и женского начал. А здесь мы видим повторение учения о Кундалини и многие другие универсальные системы, цель которых «примирить» зверей, вывести за пределы.

На такой простой версии или обобщённой схеме мироустройства стоит остановиться подробнее, показав её полноту. Итак, мы видим квадрат. На левой стороне женское начало, на правой стороне – мужское. Снизу – женское и мужское начала порознь, а сверху – они в единстве. То есть видим треугольник в квадрате, рёбра которого сходятся к верху, к вершине, по мере того, как близятся друг к другу мужское и женское. То есть по нашему возрастанию все объекты теряют свои качества, как бы становятся жиже, а это относится и к сближению разнородных идей. Но разделим мир на «ощутимое» и «представляемое». Тогда низ и левое нужно соотнести с женским началом – матерью, всей ощутимой материей. Верх и правое нужно соотнести с мужским началом – дыханием, полем информации. Проникая в материю, мы разоблачаем её, находим непостоянной и замечаем информационную канву (формулу, по которой кроится мир). И ищем первоматерию – пустоту, и перво-формулу – Дух, которые мертвы друг без друга. И поднимаемся по лестнице выше. Но самый пик, где оба в единстве и сами сотканы из одного, будет уже трансцендентен. Он обрисовывает сферу духовного, которое невидимое, божественное и вечное, что покоится за пределом всех представлений и ощущений. Поэтому мы говорим всё о том же универсальном образе гермафродита, двуглавом звере, будучи модусом являющегося, пожалуй, лучшей проекцией Единого начала и связью с Ним.


Рецензии