I. Солнцеворот

Устройство колеса таково, что его край похож на лестницу. По ней люди взбираются до тех пор, пока не сделают оборот, ещё один и ещё, чтобы задуматься, чем же они занимаются. И вот каждый считает, что забрался выше других. Людям кажется, будто они взбираются, приближаясь к духовному началу, но обнаруживают себя внизу, потому что решение одной проблемы создаёт другую, равную по силе. Это – очередной виток. Тогда и бежать нет смысла и стоять скучно. Люди стремятся к осознанности, ведь ею можно было бы измерить реальность и решить её, чтобы и жизнь обрела какой-то смысл. Но чем измерить осознанность, выше она или ниже? Человек, двигаясь по колесу, обращает внимание на одно, и теперь контролируя это, он в тот же момент упускает из виду что-то другое, к чему вновь вернётся, сделав оборот. Тогда он получает лишь видимость расширения своего сознания, где даже все эти «разновидности самого себя» остаются в рамках его зодиака. Первый человек измерит второго тем, насколько много у него детей, и если их нет, то уровень того «ниже плинтуса». Второй измерит третьего количеством трансцендентного опыта, а третий измерит первого количеством прочитанных книг. И так далее. По этой причине буддизм скромен и не предлагает решений (а единой доктрины в буддизме нет), понимая, что существуют разные люди и разные пути для них. И каждому потребуется прожить жизнь. И каждый человек уже идёт по своему пути, всегда шёл. Но не получая «чего-то» просит совета у наших буддистов. Какой совет ему дать? – Ведь так и бредут все бессознательно куда-то в пустых стремлениях. Правда в том, что мы не понимаем всего до конца, не видим всей картины и не можем ответить, что именно повлияло на наше решение, манипулирует ли что-то нашим сознанием. Каждый новый виток продолжает доказывать, как же много содержится в рамках колеса зверей, насколько широк его охват и насколько же всё реактивно. Истинная осознанность в таком ключе предполагает недосягаемость, исключительно божественную черту, обитающую в Божьем Царстве за пределами Солнца и Луны и которой нет в мире людей.

Каким бы странным это ни казалось, но в сказке о Кощее Бессмертном мы видим полный аналог (или общие корни) с каббалистическим мировоззрением. Культурный герой – Солнце – должен победить Кощея и покидает своё царство (земной плод Царства). Для этого он находит Могучий дуб или Мировой ясень (стало быть, Дерево Жизни), на котором висит ларец (стало быть, запретный плод Познания) – аналог ящика Пандоры, из которого вырываются все несчастья в образе зверей: из ларца появляется заяц, из зайца – утка. И так по цепочке выходят все зодиаки, укрывающие суть колеса в образе яйца. А это и есть колесо зверей (стало быть, круг из шести земных плодов). Тогда герой, то есть Солнце в парном образе каждого из зверей побеждает их «изнутри» с помощью их же умений, проживает их: зайцем чертог зайца, уткой чертог утки. То есть Солнце проходит по всем временам года, творя чудеса, делая полный оборот до нового солнцестояния (своего воскресения). После чего последний зверь, наконец, выдаёт яйцо, и герой его разбивает (стало быть, мы, наконец, преодолели плод Познания и поднялись выше по Дереву). Затем герой сталкивается с иглой – её ушко символизирует Луну (женские части тела), её острие символизирует Солнце (мужские части тела), а «шея» иглы – их прочную связь, диалектику мира. В народе игла была предметом заговора особой силы, по поверью, разрушить который было возможно, только сломав иглу пополам, и разделённое на два станет одним (стало быть, мы преодолели небесные плоды Мудрость и Разум, а значит и два Великих столпа – Милосердие и Строгость). Здесь же просматривается символика Южного креста. Тогда Кощей погибает, и герой воссоединяется со своей душой, сбрасывает с неё все оковы (стало быть, мы освободили Великого Духа и вернулись Домой). Мужчина героически спас женщину как Солнце спасает Луну на небе, навек воссоединившись вместе. Здесь же звезда на востоке (образ девицы, высыпающей звёзды из рукава) и «три царя» указывают на точку восхода нового Солнца. После чего должно последовать новое «сокрытие» души, похищение девицы, и история будет повторяться без конца снова и снова.

Сразу перейду к другой схожей истории. Гомер описывает необычного вида вытянутую до самого неба скалу без каких-либо выступов, которая всегда окутана густыми облаками. И на её вершину непросто забраться. Не это ли идеальный образ Волшебной горы или Дерева жизни? Но на это испытание у Одиссея уходит 40 дней. В середине скалы, на высоте полёта стрелы есть пещера (аналог ящика Пандоры или каббалистического плода Познания, соединяющего небо и землю), в которой, вместо привычного множества разных страшных зверей, живёт одно большое, многоликое чудовище Сцилла, – «лающая», змея горы: с двенадцатью лапами и шестью головами, по три ряда зубов во рту каждой. А это в точности то же самое: круг зверей, зодиаков. После чего Одиссей, – древнегреческий культурный герой, образ Солнца, – отрубает чудовищу головы, кои на длинных шеях рыщут по всем углам, и пробирается дальше к сердцу скалы. Где в океане ему встречается Харибда («водоворот»), в диаметре, равном дальности полёта стрелы, трижды в день поглощающая воды и трижды извергающая. И занял зверь всё пространство под огромной смоковницей. Здесь герой увидел устройство колеса целиком: образ змеи, пожирающей свой хвост, видит бессмысленный, цикличный и бесконечный круговорот жизни, веретено судеб, повторение рождения и смерти, дня и ночи, диалектику мира. Воистину ужасное зрелище! А это и есть Золотое яйцо и заколдованная игла. Во внешнем облике зверя, помимо прочего, содержится привычное описание устройства плоской земли. В это время супруга Одиссея (то есть его душа, с которой он ищет воссоединения) пытается справиться со 108 женихами, каждый из которых изображает свой порок. Это число не двусмысленно намекает на 108 родов желаний (грехов) в буддизме, исламе и других культурах, о чём я писал в своей книге. Будучи старцем по велению богини (а ведь он прошёл весь жизненный путь человека), Одиссей изгоняет женихов из своего царства, доказав, что никто кроме него – Солнца – не способен пустить стрелу через 12 колец. И, по легенде, он вновь становится молодым. Стало быть, Солнце преодолело времена года, дойдя до отметки солнцестояния, умерло и воскресло.

В алхимической традиции картина мира представляет собой колбу, установленную на медленном огне, в которой идёт химическая реакция и вот мы все там «варимся». Поднимаясь с паром или выпадая в осадок, мы приближаемся к началу небесному или земному, где наши волевые решения оказываются предсказуемыми реакциями на особый для нас раздражитель. Одна среда в сосуде сменяет другую и вечный водоворот, питаясь сам собою, не замедляет движения. Сама эта реактивная сила в колбе озадачена светом извне: словно жернова перетирают крупу, движимые силой двух могущественных животных – Солнцем и Луной, заключающих в себе силу многих зверей и своевременно принимающих их облик. Здесь нельзя не заметить параллель с центральным мифом индуизма о пахтании Молочного океана, к которому я не раз возвращался в своей первой книге, а также объяснение того, почему солнечное божество периодически меняет свой вид (от тельца к ягнёнку (овну), от ягнёнка к рыбе и так далее). И вот теперь мы перешли к личности «пастуха» этих животных – высшим законам природы – скреплению всего устройства, за которым стоит мысль Бога. Итак. Кто из нас не потерял половину жизни в спорах с глупцами, в мечтаниях и пустых стремлениях? Смогли бы мы прожить жизнь просто, без мысли о том, что мы лучше других, в первую очередь, стараясь быстро лишить себя всяких иллюзий, а вещи или цели их очарования? Даже если мы выжили, разного рода успех – всё ещё не критерий того, что мы жили правильно. Даже если нам удалось немного растянуть свою старость, мы всё ещё умрём. Тогда зачем столько усилий. Мы могли бы завещать потомкам свою книгу, но нашу тайну люди измерят тайной собственной, непохожей. Вся эта маята и стремления, философия и поиск эссенции жизни, попытки прожить её без остатка, всё это – возрастное, череда естественных этапов превращения нашей натуры.


Рецензии