I. Корона

Мы обнаруживаем подобное описание мира повсюду. Я опишу его на примере примитивных мифов Океании, от Меланезии до Полинезии. Единое великое начало распадается на пантеон богов, в числе которых наличествуют три высших божества – Великая троица или Триликий бог. Он включает в себя Тангароа (Тангалоа, Таарао или Каналоа) – Великого Духа, того самого утомлённого творца мира, бога-мыслителя, олицетворения четырёх времён года и колеса зверей. В своей книге я говорил о нём: имеющий четыре лица, плывущий по «океану» в Священной раковине и вот пожелавший развеять своё одиночество и скуку. Словно попутный ветер, наполняющий паруса, он толкает мысли людей и те находят каждый свою дорогу, ибо не устояли на месте перед новым очарованием, вдохновлённые что-то найти, к чему-то стремиться, во что-то верить, дабы не иссякало вращение колеса, дабы «сон» божества был полным и ярким. Как Брахма, как Тот. Вторым божеством троица включает в себя Ранго (Роо или Лоно) – громовника, бога-хозяина, бога-наблюдателя, ибо он страстен и тих, строг и милостив, ибо может слышать мольбы. От него всё благое и тяжкое. Да нетерпим он к хуле. По делам рассуждает, ибо всё помнит, что было и чего ещё не было. Ранго – его мужская ипостась, тогда как Папа (Пепе, Хакахоту или Хоохоку) – его женская ипостась. На время суда Ранго становится Ту – богом войны. Как Шива и Парвати (которая в моменты ярости становится богиней Кали), как Осирис и Исида. Третьим божеством троица включает в себя Тане (Кане или необожествлённый культурный герой Мауи) – бог-свет или бог-солнце, снизошедший с неба герой, творящий чудеса и обучающий наукам людей, избавляющий их от страданий. Так Тане борется со злым богом Фиро (Хиро), чем объясняется смена дня и ночи. Как Вишну в своих бесчисленных воплощениях, как Гор. Жрецы центральной Полинезии, наиболее богатой мифами части Океании, безусловно, трактуют Тангароа как главу пантеона, так как он изображает силу рекурсии в виде своеобразной раковины или короны, перед которой всё превращается в пыль. Ибо троица – и есть корона, и состоит из трёх малых корон и сама есть третья часть короны большей.

Если мы всё ещё намерены покинуть колесо, то должны хорошо изучить устройство короны им управляющей. Троицу верховных божеств можно выстроить в ряд. Где первым идёт Великий Дух – бог запредельный, не поддающийся человеческой мысли. Вторым идёт бог-отец, поскольку он – бог, думающий как человек, рассуждающий понятно и воздающий подобно. Третьим идёт бог-сын, поскольку он – бог не только думающий, но и выглядящий как человек. Вообще-то, если мы соотнесём здесь и вернёмся к каббале, то помимо троицы в корону входит ещё и четвёртое первоначало, недуховное или так называемое павшее начало – сам материальный мир и человеческое эго, сам человек. И от последнего проложен путь «наверх». И Дух человека преодолевает времена года и четыре возраста. Поэтому у Тангароа четыре лица, одно из которых, то есть его собственное, вновь распадается на четыре, давая понять, что эти четыре начала (три и одно ипостаси Бога) наличествуют на всех уровнях. И в любой мелочи мы снова обнаруживаем все четыре: их единство и разделение.

Это сфироты Кетер (Корона – Великий Дух), Хокма (Мудрость – Солнце), Бина (Разум – Луна) и падшая сфира Малькут (Царство – Эго), ибо восстала против Великого Духа. Картина дополняется тем, что Дерево изображают три основные буквы в иврите, так называемых «три матери»: «шин» (образ буквы – зуб, имеющий три корня – три высшие сферы бытия), «алеф» (граница, врата, взаимосвязь) и «мэм» в конце (Змей, водоворот жизни – низшие сферы бытия). Последний образ есть «отколовшийся корень зуба». А вертикальная запись имеет вид вилки или трезубца – аналога кадуцея. Заметим, что на самом деле для нас не имеет большого значения, на какое число начал делить целое, хоть на десять, а важно только ничего не упустить из виду.

Распался Бог на противоборствующие части, на птицу и змея. Поэтому во многих культурах верховное божество имеет имя Пернатого змея, или Абраксас – с птичьей головой (гуся или петуха) и хвостом змеи. Тогда неверно было бы стремиться к одной Его половине и бороться с другой. Поэтому мы составляем имя Бога из букв всех времён года. Тогда мы понимаем, что есть шестнадцать – это зодиаки – проявления человека. Мы понимаем, что есть четыре – это времена года – проявления природы. Мы понимаем, что есть два – это Солнце и Луна – проявления Духа. Мы понимаем, что есть один – это ничто – непроявленность Бога. Тогда Я – никто. А Будда в «алмазной сутре» (Ваджраччхедика Праджня-парамита) обращает особое внимание на то, что мы имеем в виду под таким никто, которое не должно являться кем-то, предельно бессущностное и невыразимое. Поскольку Я – душа, самосущность, элемент (малый или бесконечный) или чистая энергия, и прочее – узкие идеи и источник борьбы, сансарического существования. Это – то же самое, если сказать, что Я – тело. Но просветлённый человек, Будда не определяет себя, не даёт понятий себя и не выдвигает критериев, поскольку всё это питает иллюзию.


Рецензии