II. Уровни сознания

Кукай (досл. «море пустоты») – буддистский монах, которому приписывают множество оккультно-мистических практик. Он выделил десять уровней сознания, определяющих степень просветления. I: рабы своих желаний. II: люди наивные, но воздержанные. III: люди наивные, но бесстрашные. IV: понимающие пять основ, складывающие личность. V: понимающие созависимость, образующую круг страдания. VI: осознающие мир как творение собственного ума. VII: осознающие нерождённость, созерцающие пустоту. VIII: понимающие природу сознания. IX: понимающие сознание Будды. X: люди, имеющие тантрическое (досл. «непрерывное») видение, связанное с практикой пограничного состояния между смертью и рождением. Кроме того Кукай ввёл в практику самомумификацию (сокусимбуцу), разработав особую диету, соединив исход с практикой умирания. Первую тысячу дней монах не ел ничего, кроме семян и некоторых плодов. Вторую тысячу дней он ел только кору и корни деревьев, а пил отравляющий чай из сока лакового дерева, постепенно переходя лишь на этот чай. После чего он поместил себя в тесную гробницу, где пребывал в одном положении тела, в глубокой и непрестанной медитации. В гробнице было небольшое отверстие для ограниченного дыхания, внутрь была протянута верёвочка, снаружи привязанная к колокольчику, в который монах звонил, давая понять, что ещё жив. Через некоторое время его тело погибло.

Нельзя не заметить, что выверенные монахом уровни полностью повторяют сфироты кабалистического Дерева и номера прокладывают на нём некий путь, если вести отсчёт сфирот от низа, – срединный, мягкий путь. То есть можно прямо соотнести VII уровень со сфиротой Тиферет (VII от Малькут), которая лежит перед «скрытой Даат», бездной, то есть сфиротой как раз отвечающей за выход за скорлупу. И поскольку VI уровень, по существу, означает победу над иллюзиями, уже здесь мы вводим понятие «незамутнённый ум, видящий (проецирующий) красоту и гармонию». Как будто есть такой ум.

Ум в состоянии I что-то думает об окружающем мире. И вот он обращает внимание на характер своего мышления и расширяется до состояния II. И видит, что воображает мир и воображает себя, воображающего мир. Тогда он ничего не может сказать об окружающем мире правдиво. И тогда ум хочет достичь состояния III. Воображая себя «искажающим» воображаемое чистое мышление воображаемого Бога, ум воображает путь и практику по самоочищению. Однако это ведёт обратно к I состоянию, поскольку действительная проработка II состояния означает выход из «трёхэтапной» модели, включающей воображаемые три состояния ума и любой путь достижения высшего из них. То есть мы, конечно, можем достичь состояния III, но только в пределах модели, воображаемой умом в состоянии II. На этом всякая новая практика должна закончиться, если мы не удовлетворяем себя быстрым решением и новым «сновидением».

Ум в состоянии II что-то думает о своём внутреннем мире и воображает две стороны себя, которые поочерёдно встают в «круг света»: сторона I, когда ум приятный, и сторона II, когда он неприятный. Тогда как он приятный или неприятный относительно самого себя. Так, если три состояния ума подобны сфиротам Малькут – I, Даат (или Тиферет как старший из шести сфирот, заключённых в Даат) – II, и Кетер – III на вертикальной линии каббалистического Дерева Жизни, то две стороны ума, проворачивающие его в колесе, подобны сфиротам Хокма и Бина на горизонтальной линии Древа. А сфира Даат на этой линии означала бы середину, о которой монах Кукай говорил как о VII уровне сознания или третьей стороне ума: соединение «левого» и «правого» ума в пустоту – невозмутимое состояние или что охарактеризовано Буддой как «никак не проявленное сознание». Здесь же вертикальная и горизонтальная линии изображают путь, именуемый в каббале как «Огненный меч» с рукоятью в виде креста, центр которого в сфироте Даат, и лезвием в виде молнии, зигзагом идущей по шести сфиротам колеса. А молния эта ветвится и замыкается и запутывает всякого охотника за духовным знанием. Хотя эту конструкцию можно сократить до столба с прибитой на гвоздь рыбой – верным изображением нашей веры.


Рецензии