II. Священное дерево

Так как существует множество интерпретаций каббалистического Дерева Жизни, оставим надстройки и вернёмся к истоку. Мироздание, изображённое в виде дерева, знакомо и обнаруживает себя во всех культурах. В виде дерева и душа человека. Первоэлементы, что соотнесены с буквами древнееврейского алфавита, слагаются между собой, образуя новые комбинации, и так происходит усложнение мира. В основе всего сфира Кетер – Великий Дух, который скучает. Он хочет насладить. Тогда он создаёт сфиру Малькут – элемент мира, сам человек, его эго, которое хочет насладиться. И создаёт путь наслаждения: из Кетер выходит светлая сфира Хокма, из Хокмы – тёмная Бина. Они задают два столпа: Милосердие и Строгость, и создают «колесо» и Дух «склоняется меж ними». Сей склоняющийся Дух или снизошедший, во всё проникший – сфира Даат, является эманацией Кетер. Она есть колесо и четыре священных животных, составляющих гороскоп – Херувим. Из Даат выливаются шесть сфирот: на юге и севере, западе и востоке, внизу и вверху, описывающие каждая свой вид наслаждения. Они уложены в шестиконечную звезду и описывают «куб оттенков» или «пространственный куб» как сказано в Зогар – весь спектр радуги. В Книге Зогар также говорится, что по-существу есть всего пять сфирот: Кетер, Хокма, Бина, Тиферет и Малькут; так как шесть объединены в одну сфиру Тиферет, которая является «старшей из них», а сфира Даат есть отражение самого Духа – Дух в действии. По многим путям из сфирот от Кетер до Малькут льётся наслаждающий свет, где самый короткий путь назван «огненным мечом», о котором в Быт. 3.24 говорится: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Смысл в том, что каждая сфира на пути является ситом, пропускающим дальше меньше света. Но эго человека, зиждущееся внизу пути и получающего лишь малую долю света, едва ли может сделать прыжок сразу наверх из-за того, что человек не поймёт «открытие» и назовёт его безумием, от которого нужно спасаться. Но он примет ту небольшую разницу, которая находится на уровне чуть выше, поскольку понимает его и видит, что там есть что-то ещё, дающее большее наслаждение. Ему наскучило то бытие, в котором он живёт, и он больше не принимает даров. Теперь не поглощая свет, а «отражая» его, человек возвышается над собой. Именно через это отражение наслаждения, то есть желание бескорыстно отдать или пропустить мимо себя, можно подняться на уровень выше, заняв на Древе соответствующую нишу, и больше ощутить свет Творца. Но этого не достаточно. Продолжая подниматься всё выше, человек замечает, что сделал оборот и пришёл в то же место, откуда начал восхождение. И так прокручивается снова и снова. Для выхода из «колеса», необходимо отыскать Даат – «плод познания добра и зла», дуализма как есть, победа над которым творит мост между семью «земными» и тремя «духовными» сфиротами – Духом и двумя светилами.

Четырёхзубчатый ключ от невидимых дверей и засов, говорящих загадки, – многоликий и многокрылый Херувим – ключ к Сердцу Бога на пути к освобождению. Его «выдаёт» сфира Тиферет (красота, равновесие и гармония, влекущие покой). Ведь помимо двух столпов в Священной роще у Дерева Жизни, помеченных свечой и указкой, наличествует и третий – столп Равновесия. Под каждый из трёх столпов попадает по три сфироты: младшая из «колеса», старшая из «колеса», и их «сфира-покровитель» из Небесной троицы. Определим их сразу. Столп «Милосердие» – сфира Хокма, покровительствует сфиротам Нецах и Хесед, его олицетворение в каббале – архангел Михаил. Столп «Строгость» – сфира Бина, покровительствует сфиротам Ход и Гебура, его олицетворение в каббале – архангел Гавриил. Столп «Равновесие» – сфира Кетер (Даат как проекция Кетер), покровительствует сфиротам Йесод и Тиферет. Поэтому Тиферет является старшей из шести сфирот колеса и располагается в Дереве выше их, характеризует старость и стоит на пороге к смерти. Она должна отворить врата Даат. В древнеегипетской мифологии говорим о вратах Дуата – загробного мира, бог-проводник в котором – Анубис. Однако псеглавец не пропустит то, что утратило чистоту. И колесо продолжит вращение. Что мы видим: дед и баба, и их собака. То есть Бог – Создательница и Творец, Осирис и Изида живут в доме, а «злая» собака сидит у ворот, охраняет божий огород. Это и Святой Христофор, и Ягая баба из русских сказок, также выполняющая роль проводника в потусторонний мир. Собака – воля хозяина – хорошо чует человека своего и чужого, хорошего и плохого, сильного и слабого духом. И прикармливается делами духовными, богоугодными. Тогда, испытав, она или пропустит тебя или выдворит обратно бродить по задворкам, бросит в реку забвения, чтобы ты вновь, борясь со стихиями, лишённый памяти об этом месте, сделал круг до новой встречи. А ты вернёшься. Ибо собака держит дерево-кадуцей, ибо все пути ведут к ней. И вот в былинке ты вооружён горящим мечом, разрубил Змея – те самые ворота, и прижёг его рану огнём, не дав срастись.

Несмотря на известный порядок сфирот, было бы лучше определить сфироту Тиферет как IV (а не VI), Хесед – V (а не IV), Гебура – VI (а не V), Ход – VII (а не VIII), Нецах – VIII (а не VII) и Йесод – IX. Тогда ясно, что Тиферет – «старшая» из них. И тогда каждая пара сфирот в каждом из трёх столпов (левая, правая и центральная части колеса и звезды Давида) даёт в сумме число XIII, что подтверждает их равенство между собой. В каббале это имеет значение, поскольку число характеризует удалённость сферы (основной образ которой – сито) от Великого Духа и степень поглощения божественного света на данном уровне. Не говоря уже о духовном символизме самого числа 13, ведь 13 лун по 4 Солнца означают полный цикл жизни человека. 13 – это и число одного из имён Бога: «Эхад» – Единый. И соответствует другому Его имени: «Я буду, которым Я буду». И затем равно четырём. И числовые значения букв Его имени Иегова (то же – Яхве и Тетраграмматон), означающего четыре времени года (10+5+6+5=26, и 2+6=8) равно числу дважды тринадцать и затем дважды четыре, и описывает колесо зверей. Это напоминает, что независимо от того, в какой части колеса мы себя обнаружили, какой возрастной период мы проживаем, мы всё ещё находимся под небесами и участвуем в сансарическом вращении, охваченные «демонами» и не находя преимущества своего положения.


Рецензии