V. Квадраты

Картинка, которая непрерывно «врезается» нам в глаза или всё идущее к нам через все органы чувств – это то, что мы называем «экран», то есть связь с внешним миром. И вот нам показывают какой-то фильм. И зимний человек увлечённо смотрит этот фильм. В конце концов, он готов поверить в происходящее, рассмотреть картину как действительность. Он вырос на этом фильме и уже сделал себя частью его, он говорит, что и этот фильм неплох. Но осенний человек не верит в этот фильм. Он обнаруживает себя в «кинозале» и уже хочет поставить другой фильм и, в конце концов, иметь возможность заменять фильм по своему желанию, ведь картинка уже осточертела. Он поднимается по рядам и занимает особенное место киномеханика. Но летний человек теряет интерес к любому фильму. Ему душно в этом маленьком помещении и он хочет его покинуть, чтобы отыскать настоящий, действительный мир. Тогда, выходя из маленького «кинозала», он тут же попадает в большой «кинозал», где тоже есть экран. Но на этом экране показывают сплошную рябь, абсолютную чепуху, бессмыслицу. Здесь, в безграничном мире фантазий он готов рассматривать Бога. Но весенний человек не верит и в этот фильм. Он обнаруживает себя в безвыходном положении, в устройстве всего из двух «кинозалов». И видит, что и сам ход мыслей также диктуется с экрана. И уже хочет остановить просмотр. Тогда, в конце концов, возвращается в малый «кинозал», свободный от всякого чрезмерного психоанализа. Ко всему прочему эти люди – и корневые зодиаки и четыре возраста. Так каждый ищет действительность и хочет решить свою ситуацию.

Мы же всё ещё намерены решить ситуацию ни одним из четырёх способов. Однако нам предстоит произвести сложное «вычисление», чтобы не попасть в ловушку и не надуть новый пузырь, который, в конце концов, лопнет. Поскольку весь веер идей существует в некотором пространстве, называемом нами «пустота», край которого мы называем скорлупой. В каббале мы бы говорили об этом пространстве как о сфироте Даат, заключающей в себе шесть сфирот колеса. Где наша первая мысль неизбежно приводит ко второй, а вторая к третьей, видя неправильность первой, а третья мысль к четвёртой, видя неправильность второй, а четвёртая к первой. На любой вопрос (или объект) мы находим два мнения, противоположных по отношению друг к другу, где второе популярно или нет, приятно или нет, объявилось сразу или потом, но всё это не меняет дела, так как совершенно ясно, что оба мнения существуют в «устройстве». К каждому мы находим ряд аргументации не меньший и не больший по отношению к соседнему мнению, равное число преимуществ и недостатков. И хотя два подразумевают множественную градацию, в каббале мы упрощаем до сфирот Хокма и Бина. Поэтому Будда говорит, мы завязываем глаза, нос, рот и уши, и так сидим, чтобы не видеть, не слышать, не ощущать, чтобы избавить ум от впечатлений и добиться чистой мысли, не опирающейся ни на что, минующую память и сам «экран», и всё прочее. Добиться идеальной мысли, которая смогла бы победить саму с себя, преодолеть собственную ложность, иллюзорность, поскольку и она, как всё прочее из неё, видоизменяется и имеет крайние состояния. Мы хотим не просто избавиться от желания и нежелания, и от самого желания решить ситуацию, из-за которого мы всё затеяли, но ещё и «перетерпеть» скуку. Последнее будет сложно: никак не реагировать на нарастающую скуку, дух пустоты, поскольку теперь мы не хотим никакого занятия, ни внутри, ни снаружи. Но и не хотим не хотеть.

Но отвлечёмся и поговорим о равновесии. Ло Шу (XXII в. до н.э.) в своих трудах изобразил квадрат размерностью 3х3, в ячейки которого вписаны цифры от 1 до 9, где в центральной ячейке 5, а любая пара противолежащих ячеек содержит доступные крайние числа (например, 1 и 9 или 2 и 8). Тогда сумма чисел в любой строке, столбце и диагонали M_3 = 15 – «магической константе» M_n, равной (n(n^m + 1)) / 2, где n – размерность, m – мерность (у нас n = 3 и m = 2). Другой пример: M_9 = 369. Стороны квадрата Ло Шу соотносит с 4-я временами года, где, имея одинаковый числовой вес, ни один край не получает преимущества. В центре мира «ось» из суммы 5 стихий – сфера покоя. А по краю чередуются чётные и нечётные числа, что связано с чередованием мужских и женских зодиаков. Мандала была быстро расширена древнеиндийскими математиками до «дьявольского квадрата» 4х4. Где M_4 = 34 содержится не только в сумме чисел в любой строке, столбце и диагонали, но и в ячейках в углах, а если зациклить квадрат (приставить такие же квадраты рядом), то и в любой «продолженной» диагонали и в каждом вложенном и в каждом «продолженном» квадрате размерностью 2х2 сумма чисел также равна «магической константе». И мандала уже превращается в Ведьмину доску, на которую мы выкидываем астрагалы. Мы меняем местами два числа и теперь наблюдаем, как мир вынужден распутать весь числовой клубок в жажде компенсации, мы якобы манипулируем устройством. Как Агриппа используем квадраты с древнееврейским алфавитом вместо чисел.

«Если маг следует методам натурфилософии и математики и владеет вторичными дисциплинами, происходящими из этих наук, – арифметикой, музыкой, геометрией, оптикой, астрономией, механикой, он может творить чудеса. До наших дней дошли остатки древних творений: колонн, пирамид, огромных рукотворных насыпей. Всё это – дело математической магии. Как силу обретают, используя естественные средства, так же использование средств абстрактных – математических и небесных – позволяет стяжать небесную силу и творить образы, способные предсказывать будущее».
(Агриппа Неттесгеймский, «Тайная [оккультная] философия», начало XVI в.)

В отличие от пирамиды Паскаля «магический квадрат» («магическая матрица» или квадрат Яна Хуэя) более интересен именно методами построения. Из них наиболее значимый в мистицизме предложил Эйлер. Фигурой коня он не только обошёл непрерывным ходом всю шахматную доску, но каждый шаг выставлял в клетке число равное номеру хода так, что в результате получился магический квадрат 8х8. И конец пути привёл его коня в начало. В квадрате Дюрера (XVI век), кстати, имеются два замкнутых кольца образованных ходом коня и выдающие M_4. Говоря иначе, в квадрат мы вписываем второй квадрат и вращаем его на 30о, углы которого каждый раз будут указывать на ячейки, сумма которых равна «магической константе». Ясно, что 12 чисел по краю – зодиаки. Вообще шахматы – игра столь же древняя, как и квадраты, и возможно, что вся она выстроена вокруг самой непосредственной из фигур. Конь способен походить с места 16-ю способами как бы рисуя 8-ми-лепестковый лотос. А сам образ выступает проводником (помощником героев и богов, ключом) в загробном мире. Той же функцией обладает морской конёк – конь-змей – очередной синоним кадуцея. Итак. Равновесие. Справедливо заметить, вся математика учит о законе сохранения энергии в разных его плоскостях, о единстве противоположностей.

Странные вещи, которые изображают нам некий срединный путь в буддизме, Огненный меч в каббале или путь равновесия: одновременности, глубокого понимания, словами Будды – мы практикуем випассану постоянно. Метафорически, один наш глаз, одно ухо и ноздрю нужно всегда оставлять закрытыми, как у скандинавского Одина. Это можно сравнить с тем, что сказал Эйлер, ослепнув на один глаз: теперь я смогу меньше отвлекаться от математики. Мы изучаем бесконечную, претерпевающую метаморфозы матрицу. И вот «добравшись» до царства пустоты, вмещающей в себя всё, мы понимаем кое-что ещё, о чём я писал в первой книге: что «середина – такая же крайность, как и крайняя крайность», всего лишь число. И принцип тотального равновесия, при котором мы ничего и всё отрицаем, ничего не хотим и хотим всё, следует и также и рекурсивно привести в равновесие. Тогда мы – весенний человек – возвращаемся в малый «кинозал» и обнаруживаем, что вернулись к животному состоянию с присущей ему естественной, настоящей свободой. То есть превращаемся в зимнего человека, начинающего новый круг. Мы же тешимся поиском альтернативного выхода.


Рецензии