V. Машина тока

Роль скуки недооценена. Многих интересует радость, возможно, от того, что им её не хватает. И печаль послужила бы скрепкой для людей. Но со скукой дело обстоит иначе. Она рубит мечом головы и сеет их в поле. Человек выбирает направление и бежит. Бежит от скуки как от страшного зверя. Но она вернёт к себе снова и снова и породит ещё много стремлений. Породит новое занятие, близкое духу, дающее ощущение движения, будто жизнь проходит не зря. И вот человек осваивает область, пока не будут вскрыты все стороны и вдруг они обесценились, сложились в пустоту. Нарастает разочарование и начинается поиск нового лакомства: новое очарование, которое обещает дать смысл существования и поставить точку. Пока человек не наиграется новой «вещицей». Ведь он выбирает, считая, что руководствуется практическими соображениями, но на деле всё решается только тем, насколько его занятие ему наскучило и насколько новое занятие обещает ему избавление. А вот природа скуки непроста. Действительно, зачем всё, что есть в мире, что порождаемо скукой? Для самопознания Бога? Но зачем Ему это занятие? Зачем Богу распадаться и собираться, зачем Ему приобретать опыт, который, несомненно, уже имеет, как и всё прочее. Какова причина сотворения мира? На самом деле, любой данный ответ на этот вопрос будет принижать способности Бога, будто Он, по правде говоря, неполон и несовершенен и даже глуп. Будто бы безграничный Бог желает расширить свои границы, поиграться с собственным хвостом, предаться мастурбации своих женских и мужских гениталий. Будто в чём-то нуждается.

Мы часто сравниваем скуку с искрой. На самом деле устройства электродвигателя и электрогенератора (особенно в виде «колеса Грамма» или «кольцевого якоря Грамма», благодаря которому стало возможным добыча электроэнергии в промышленных масштабах), в философии и оккультизме нового времени имеют большое значение, поскольку повторяют Дерево Жизни. В центральной части расположен вращаемый элемент (ротор), состоящий из катушки на металлическом стержне, имеющей два явно выраженных полюса, перпендикулярных оси вращения, и под напряжением обретающей свойства магнита. К ротору с двух сторон приставлены ещё два магнита (статор), где один обращён северным полюсом, другой – южным, и катушку пронизывает магнитный поток. В каббале мы соотносим их с двумя столпами: Солнцем и Луной или мужским и женским. Тогда Инженер-громовержец касается своей рукой машины и пускает по проводнику ток, наполняет «вещество» душою, самой жизнью. В результате возникшего напряжения одноимённые полюса катушки и статора расходятся, и колесо начинает вращение. Надо полагать, что Бог касается колеса, берясь с двух сторон за коллектор: простой способ организовать доставку напряжения на подвижный фрагмент через «скользящие контакты»: небольшое кольцо на оси, к изолированным половинкам которого подведены провода от катушки и скользящие «щётки» от Источника вовне. А колесо бы остановилось, если бы не коллектор, переключающий направление тока в катушке каждые пол оборота и соответственно меняющий её полюса. Из-за чего, достигнув цели, катушка вновь оказывается в исходных условиях. Итак. Если в устройстве Бога полюса меняются не сразу, а по мере приближения к «устойчивому положению», то это ещё лучше изображает работу Скуки и саму причину движения: энантиодромический принцип в корне живой психики, о котором ещё писал Карл Юнг.

Немаловажный момент заключается в том, что коллектор имеет два зазора, где смыкаются его дуги. То есть по прохождению этого участка напряжение в цепи отсутствует, но колесо проворачивается по инерции. Хотя сегодня используют сразу несколько катушек в роторе, уложенные как спицы в колесе. И существует множество улучшений электродвигателя, обходящегося вовсе без коллектора и имеющего в статоре множество магнитов, полюса которых чередуются так же, как в гороскопе чередуются мужские и женские зодиаки. Но сама идея зазора или «слабого звена» по-прежнему остаётся привлекательной. Будто можно выловить положение, когда среда инертна и «прогибаема». Как в двенадцатичленной формуле бытия в буддизме, полный круг которой, стало быть, соотносится с полуоборотом ротора. Заметим и другой момент. В двигателе магниты статора можно заменить, например, подковообразным электромагнитом и питать его тем же напряжением, что и ротор. Кроме того машина постоянного тока является обратимой, то есть, как из электрической силы можно получить механическую (вращение), так же из вращения проводника в магнитном поле можно сгенерировать в нём силу электрическую. В последнем случае коллектор сыграет роль выпрямителя. Всё это подразумевает возможность некоего рекурсивного ухода, где в роли внешнего Источника питания, а мы говорим о Творце, наличествует другая подобная машина и концы всего устройства вовсе теряются. В общем-то, модель можно стилизовать до цепочного принципа трансформатора, где механическая сила скрыта в переменном токе.

Но вернёмся к машине. Магниты в статоре – это круг идей и целей во внешней среде, к которым устремляется человек, тогда как ротор – его внутреннее содержание или убеждение. И находясь у «красной» части статора человек обнаруживает свою неполноту, наличие чего-то снаружи и отсутствие этого внутри. Тогда устремляется, притягивается к «синей» части статора, имея в своём нутре «красный» магнит. На полпути он обретает полный ход, но уже замечает потерю интереса, поскольку обнаруживает «подводные камни» и минусы нового положения. Но теперь, когда приложено столько сил, человек проходит путь по инерции. Он достигает цель и его нутро становится «синим», также отвергающим своё положение. То есть, принимая одно, мы упускаем другое, так как мир состоит из взаимоисключающих вещей. Хотя в модели из 12-ти зодиаков этот процесс менее очевиден. Таким образом, скука характеризуется безразличием к тому, что есть, к чему-то известному, и одновременно жаждой нового, чего-то неизвестного, что в физике характерно для электромагнитного взаимодействия.


Рецензии