Воздушные бои 2 Воздушной Армии в июне 1943

Состав 2 Воздушной Армии:
4 ИАК: 294 ИАД (6, 183, 427 ИАП), 302 ИАД (193, 240, 297 ИАП)
5 ИАК: 8 Гв.ИАД (40,41,88 Гв. ИАП, 927 ИАП), 205 ИАД (27,438, 508 ИАП), 256 ИАД (32,91,728 ИАП)
291 ШАД (в составе 737 ИАП)
1 БАК: 1 гв., 293 БАД
1 ШАК: 266,292 ШАД
5 САК: 304 БАД, 203 ИАД
208 НБАД
50 ОКРАП


1.06.43
Летчики 2 ВА выполнили в этот день 130 дневных самолето-вылетов, из них подавляющее большинство сделали истребители - 124 вылета. Было проведено 2 воздушных боя, в которых было заявлено сбитыми 2 самолета: 1 Ю-87, 1 Ме-109. Также были подбиты 2 Ме-109, Ме-110.
Потери составили 1 Як-7б сбитый в в/бою.

Вести бои пришлось истребителям 5 ИАК, в период 5.52 - 5.55 группа самолетов противника числом 25  Ю-87, под прикрытием 16 Ме-109, бомбили аэродром Грязное, одну из баз 205 ИАД корпуса. На отражение налета было поднято 37 Як-1б и Як-7б 205й дивизии. Из этого числа участвовали в бою 22 истребителя, а остальные как пишется в отчете были связаны боем с истребителями противника. В итоге боя отличились летчики 508 ИАП, мл.лейтенант Гордиенко заявил сбитым - 1 Ю-87, а сержант Гайдуковым заявил сбитым - 1 Ме-109.
В ответ немцам удалось сбить 1 Як-7б мл.л-та Курьякова, его самолет был подожжен на высоте 3000 метров, Курьякову удалось пикированием сбить пламя, но при вынужденной посадке самолет скапотировал и был разбит, летчик получил ранение.
Противниками летчиков 205 ИАД были истребители из II./JG3 эскадры "Удет", которые заявили сбитыми пять советских истребителей:
01.06.43 Oblt. Joachim Kirschner 5./JG 3 LaGG-5 ; 62 873: at 1.000 m.    05.04
01.06.43 Ltn. Leopold M;nster 4./JG 3 LaGG-3 ; 81 773: at 2.000 m.    05.04
01.06.43 Oblt. Paul Stolte 6./JG 3 LaGG-3 ; 61 224: at 4.000 m.     05.04
01.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 LaGG-3 ; 61 224: at 4.000 m.     05.05
01.06.43 Ofw. Josef Sch;tte 5./JG 3 LaGG-5 ; 61 255: at 3.000 m.     05.10

Так же примерно в это время вели бой с немецкими истребителями  и "Лавочкины" 8 ГИАД 5 ИАК, посление не утверждали побед, а заявили только подбитыми 2 Ме-109 и 1 Ме-110, при этом ни каких потерь 8 ГИАД не понесла и таким образом 2  заявки немцев на Ла-5е не подтверждаются, а из трех заявок на "Лагг-3" подтверждается только один - 1 Як-7б Курьякова.
Немецкие истребители из II./JG3 безвозвратных потерь не понесли, только 1 Bf109G-4 w.n. 14943 был поврежден на 30 %, по причине повреждения шасси, которые в свою очередь могли быть повреждены в бою.
Но потерь избежать в этом налете немцам не удалось судя по всему, 4 Воздушный Флот отмечает потерю 1 Ю-87 w.n. 1485 90% повреждений, один член экипажа погиб, другой был ранен. По немецким данным самолет был потерян от огня З/А и довольно глубоко в тылу немецких войск в полосе действий 2 ВА, видимо летчику удалось значительно долго удерживать в полете сильно поврежденный зенитками и младшим лейтенантом Гордиенко "Юнкерс". Квадрат его потери граничит и с полосой действий 17 ВА, но заявок на победы над Ю-87 летчики армии не делали. В тоже время нельзя полностью исключать, что отличились зенитчики Юго-Западного Фронта, так как есть сведения о заявке 2 Ю-87 подбитыми ПВО 6й Армии фронта с 1 по 5 июня.

2.06.43
В этот день авиация 4го Воздушного Флота наносила мощные удары по Курскому и близлежащим железнодорожным узлам. Истребители 2 ВА всего в этот день произвели 345 самолето-вылетов, причем надо сразу отметить, что 4 ИАК произвел из этого количества - только 26 вылетов на разведку и перехват, и встреч с воздушным противником не имел и воздушных боев не вел. А отражал налеты только один 5 ИАК, почему не были подняты все истребители Армии и не было осуществлено массирования сил остается вопросом. В отчете 2й ВА за июнь вообще пишется что отражала налеты этого дня только 8 ГИАД  5 ИАК и все победы корпуса на ее счету, хотя у "Яковлевых" 205 ИАД большое количество вылетов -113 и одна боевая потеря.
Истребители 5 ИАК произвели 294 самолето-вылета и провели 15 воздушных боев, в которых было заявлено 34 победы: 4 Ю-88, 8 Ю-87, 10 Хе-111, 9 Ме-109, 2 ФВ-189, 1 ФВ-190 из которых подтверждается наземными силами - 27 самолетов: 4 Ю-88, 7 Ю-87, 6 Хе-111, 8 Ме-109, 2 ФВ-189. Было взято в плен 4 человека из экипажей противника: 1 летчик с Ю-87, 1 борт.механик и 2 стрелка.
Потери 5 ИАК составили 9 самолетов: 1 Як-1б и 2 Ла-5 сбиты в воздушных боях и 6 Ла-5 не вернулись с боевого задания.  Як-1 который был сбит в бою пилотировал сержант Чухненко, сбитые два "Лавочкина" были из состава 41 ГИАП, гв. мл.лейтенант Беглецов погиб, а гв.ст. лейтенант Клепиков (10+15 побед)  спасся на парашюте.
Не вернулись из боевого вылета летчики 8 ГИАД: гв. старшина Шумков, гв. мл.лейтенанты Ищенко и Лопатин, гв.л-т Журбенко из 40 ГИАП,  капитан Романов из 41 ГИАП и мл.л-т Ульев.
Истребители противника с которыми пришлось иметь дело летчикам 5го корпуса были "Мессершитты -109" из состава II./JG3, III./JG3 эскадры "Удет" 4 ВФ, которые при прикрытии своей ударной авиации заявили сбитыми 17 советских истребителей: 6 Як-1 (1 из них Yak-4) и 11 Ла-5 (1 из них записан как - LaGG). И надо отметить немецкие истребители были весьма точны в своих заявках, по мимо 8 сбитых "Лавочкиных" 5го корпуса 2й ВА, летчики JG3 сбили по крайней мере 1 Ла-5 (из двух) из состава 101 ИАД ПВО, так как у истребителей 6го ВФ было только две заявки на Ла-5е, а 16 ВА и истребители ПВО потеряли безвозвратно только 3 Ла-5 ( один -16 ВА, два - 101 ИАД ПВО).
Также истребители "Удет" сбили кого то из "Яковлевых" 101 ИАД ПВО, которая потеряла в боях 6 таких машин, вероятно 2 максимум 3 из них на счету JG3.
Эскадра "Удет" потеряла в боях этого дня только 1 Bf109G-4 w.n. 19356 унтер-офицера Вернера Маиша  (Uffz. Werner Maisch) из 6./JG3, который был сбит истребителем южнее Курска, летчик пропал без вести. Вероятно его сбил кто-то из летчиков 5 ИАК 2й ВА, хотя и истребители ПВО заявили сбитыми 8 Ме-109х, будем считать что реального успеха все же добились, более  опытные в боях с истребителями, армейские летчики.
Также был поврежден на 50% в результате вынужденной посадки из-за выработки горючего 1 Bf109G-4 w.n. 14957 из состава 8./JG3, что могло также произойти в результате воздействия противника.

Из 8 Ю-87 заявленных сбитыми истребителями 5 ИАК, подтверждается три. 4 Воздушный Флот отмечает только три Ю-87 из состава II./StG77 потерянных безвозвратно, еще два Ю-87 были повреждены от атак истребителей на 10 и 25 %. Так как среди многочисленных заявок на победы 101 ИАД ПВО нет ни одного Ю-87, то безусловно эти успехи на счету 5 ИАК 2й ВА.

Также в налетах на Курск было сбито два Хе-111, один He111H-11 w.n. 110074 из состава 9./KG55, другой He111H-6 w.n. 7052 из 3./KG27. Опять таки среди заявок истребителей ПВО нет ни одного "Хейнкеля-111" и таким образом есть основания считать, что истребители 5 ИАК сбили реально два таких самолета из 10 заявленных.

Заявки истребителей 5 ИАК на Ю-88 и ФВ-189 судя по всему не подтверждаются данными о немецких потерях. Среди 34 заявленных сбитыми самолетов которые были указаны в сводке и отчете 2 ВА нет ни одного Хш-126, но среди индивидуальных заявок летчиков 41 ГИАП фигурирует сбитый группой  Хш-126. В немецких отчетах присутствует 1 Hs126 w.n. 4184 из разведывательной части 4.(H)/23, сбитый истребителями в полосе 2 ВА.

Подводя итоги 2.06.43 можно с большой долей вероятности утверждать, что истребители 2 ВА, в первую очередь "Лавочкины" 8 ГИАД  5 ИАК сбили реально в боях этого дня 7 самолетов противника: 3 Ю-87, 2 Хе-111, 1 Ме-109, 1 Хш-126, за потерю 9 своих машин - 8 Ла-5 и 1 Як-1б.


Картина событий при отражении этого налета весьма похожа на войну в воздухе в небе Германии в 1944 году, когда немецкие истребители нападали на бомбардировщики союзников и наносили им потери, а превосходящие истребители союзников в свою очередь нападали и преследовали немецких истребителей и наносили им большие потери. 2 июня советские истребители стремились остановить и уничтожить в первую очередь бомбардировщики, а немецкие истребители, превосходящие их в ТТХ, занимая положение выше своих ударных самолетов, атаковали наши из выгодного положения.

3.06.43

В этот день авиаторы 2 ВА выполнили 301 дневной самолето-вылет, было проведено 7 воздушных боев, в которых было заявлено сбитыми 8 самолетов: 7 Ме-109, 1 ФВ-189.
Ранним утром 1й ШАК наносил удары по аэродромам противника Сокольники, Основа, а также другим наземным объектам, всего было сделано 42 вылета Ил-2, потери составили - 2 Ил-2 сбитые огнем З/А. Истребители 4 ИАК при этом имели задачу непосредственного прикрытия ударной авиации, а их коллеги из 5 ИАК занимались блокировкой аэродромов противника. В результате произошли многочисленные столкновения в воздухе с противником в лице истребителей из II./JG3.
Истребители 4 ИАК провели только один воздушный бой, в котором капитан Игнатьев (скорей всего 728 ИАП) заявил сбитым 1 Ме-109, потери корпуса составили - 1 Як-1 мл.л-та Петрушкина не вернулся с боевого задания, по данным 2й ВА предположительно он был сбит З/А.
Истребители 5 ИАК провели 5 воздушных боев и заявили сбитыми 7 Ме-109, 1 ФВ-189,  еще 1 Ме-110 был подбит. Среди одержавших победы были такие опытные летчики как Герой Советского Союза Китаев Н.Т.(40 ГИАП 24+5 побед) - 1 Ме-109, Мишустин В.И.(88 ГИАП 15+6 побед) - 2 Ме-109, но в отчете Армии был отмечен бой младшего лейтенанта Монетова Н.А. (88 ГИАП), который заявил свою первую победу - 1 Ме-109. И надо заметить, что в будущем Николай Алексеевич Монетов также стал асом добившись 13+5 побед (или 15+10 побед).
Заявки наших истребителей в этих боях имеют под собой основания, II./JG3 потеряла безвозвратно 2 Ме-109 сбитыми. По немецким данным 1 Bf109G-4 w.n. 19338 был сбит в бою с "Яками" 20 километров юго-западнее Белгорода,  летчик лейтенант Karl Ludwig Seewald из 6./JG3 спасся, но был ранен, перед этим он заявил свою одиннадцатую победу - 1 Yak-1. Другой  Bf109G-4 w.n. 19447 из 4./JG3 был потерян в результате пожара двигателя 15 километров северо - восточнее Рогани, летчик Uffz. Helmut Liebmann спасся на парашюте и также получил ранение. Еще 1 Bf109G-4 w.n. 19606 из 4./JG3 совершил вынужденную посадку в результате повреждения двигателя, процент повреждений самолета составил - 25%.
В свою очередь истребители II./JG3 заявили сбитыми 14 советских истребителей:
03.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 364: tiefst.  03.15
03.06.43 Fw. Hans Frese 4./JG 3 LaGG-5 ; 61 848: at 800 m. 03.20
03.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 Yak-1 ; 61 382: at 3.000 m. 03.22
03.06.43 Uffz. Franz Cech 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 444: at 800 m.  03.23
03.06.43 Uffz. Herbert Dehrmann 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 415: at 1.500 m. 03.25
03.06.43 Uffz. Franz Cech 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 458: at 1.000 m.  03.28
03.06.43 Ltn. Hermann Schuster 4./JG 3 LaGG-5 ; 60 412: at 1.800 m.   03.31
03.06.43 Uffz. Franz Cech 6./JG 3 Yak-1 ; 61 351: at 1.500 m. 03.35
03.06.43 Ltn. Gerd Schaedle 6./JG 3 Yak-1 ; 61 383: at 2.000 m.  03.36
03.06.43 Ltn. Gerd Schaedle 6./JG 3 Yak-1 ; 61 231: at 2.000 m.  03.37
03.06.43 Oblt. Paul Stolte 6./JG 3 LaGG ; 61 441: at 2.500 m.  03.37
03.06.43 Ltn. Karl-Ludwig Seewald 6./JG 3 Yak-1 ; 61 396: at 2.000 m.  03.37
03.06.43 Oblt. Paul Stolte 6./JG 3 Yak-1 ; 61 443: at 2.000 m.  03.38
03.06.43 Oblt. Paul Stolte 6./JG 3 Yak-1 ; 61 472: at 400 m.   03.39

5 ИАК имел следующие потери в этих боях: 508 ИАП 205 ИАД потерял безвозвратно минимум 2 Як-7б, младший лейтенант Гордиенко пропал без вести, а сержант Коломейчук погиб. Также были подбиты в воздушном бою и совершили вынужденные посадки ст.л-т Гращенко А.Г.(5+5 побед), будущий ас (13+21 побед) Свистунов А.И. и ст. сержант Власов. Грашенко в этом бою заявил сбитыми 2 Ме-109, а Свистунов - 1 Ме-109. И исходя из того, что по данным немцев Сеевальд был сбит в бою с "Яками" - отличились выше указанные летчики 508 ИАП.
По данным 8 ГИАД один её Ла-5, летчик гв.л-т Заполенов, был сбит З/А, а также 1 Ла-5, летчик старшина Филатов, не вернулся с боевого задания. Также 4 Ла-5 дивизии совершили вынужденные посадки в результате потери ориентировки, но все уже на следующий день перелетели на свои аэродромы в полной исправности.
Таким образом безвозвратные потери 5 ИАК составили 2 Як-7б и 2 Ла-5, а всего совместно с 4 ИАК потери составили 5 истребителей.

4.06.43

Активность в воздухе в этот день резко упала, части 2 ВА произвели только  56 дневных самоле-вылетов. Был проведен один воздушный бой в котором 2 Як-1 из 5 ИАК встретили 1 Ме-110 и по данным советских пилотов сбили его, но при этом был сбит 1 Як-1, пилотируемый сержантом Сотниковым. И надо заметить, что в известных данных о потерях противника -  потерь в Ме-110 нет. Видимо молодым и не опытным советским пилотам немецкий разведчик оказался не по зубам.

5.06.43

Летчики 2 ВА произвели 5го числа 208 дневных самолето-вылетов, в 4 проведенных воздушных боях было заявлено сбитыми 7 самолетов противника: 2 Ю-88, 3 Ме-109, 1 ФВ-190, 1 Ме-110, также 1 Ю-88 был подбит.
Опять проявлял основную активность 5й ИАК.  4 Як-7б 205 ИАД  встретили 2 Ме-110 и заявили один из них сбитым, что не подтверждается известными данными противника.
В 19.10 15 Ла-5 8 ГИАД вылетели на перехват группы самолетов противника в количестве 8 (?) Ю-88, 6 Ме-109, 2 ФВ-189 (вероятно ошибка, не ФВ-189, а ФВ-190). В завязавшемся на высоте 2000 метров бою летчик 40 ГИАП Герой Советского Союза младший лейтенант Новиков К.А. (28+5 побед) сбил 2 Ю-88, самолеты упали юго-западнее Обоянь, из "Юнкерсов" выпрыгнуло 4 парашютиста. Другие летчики: гв. л-т Семенюк И.И. (18+9 побед), гв. ст. л-т Комоса заявили сбитыми по одному Ме-109, а гв. мл. л-т Подлесный - 1 ФВ-190. Гв. ст. л-т Багиров догнал выходящий из боя Ме-109 вел по нему огонь, после которого противник задымил, а после таранил его в хвост, в результате удара оба самолета разбились и Багиров погиб.
 Этот вечерний налет обошелся немцам не дешево, заявка Новикова подтверждается данными противника, 7./KG3 потеряла в глубине советской территории 2 Ю-88 w.n. 360398, 360326 со всеми экипажами. По данным немцев эти две потери произошли в результате столкновения и вполне вероятно причинами этого столкновения были атаки наших истребителей или повреждения от них.  Также немцы потеряли в воздушном бою в районе Обояни 1 Bf109G-4 w.n. 19742 из 5./JG3, летчик фельдфебель Хорст Людтке ( Fw. Horst L;dtke 18 побед) погиб, при чем немецкие данные таран не подтверждают. У II./JG3 в этом вечернем бою только одна заявка на победу:

05.06.43 Uffz. Franz Cech 6./JG 3 LaGG-5 ; 62 752: at 3.000 m. 18.15

И возможно старшему лейтенанту Багирову приписали таран постфактум, а на самом деле он стал жертвой выше указанного пилота Люфтваффе. Но по данным 2 ВА вели бои и "Яковлевы" 5 ИАК, 1 Як-1б пилотируемый сержантом Чухненко в воздушном бою с Ме-109 был подожжен, летчик выпрыгнул на парашюте, но был убит падающим самолетом.
Еще 1 Як-7б, пилотируемый сержантом Коломейчук в бою с 2 Ме-109 был ранен и при посадке на пахоту с выпущенными шасси скапотировал, летчик погиб, самолет подлежит ремонту ПАМ. Заявок на победы над "Яковлевыми" у немцев нет, может быть Uffz. Franz Cech не правильно идентифицировал своего противника или в этих боях участвовали союзники Люфтваффе - венгерские истребители, базировавшиеся в полосе 2 ВА, но в известных данных ни каких боев и побед за ними в этот день не числится.
Также у 8 ГИАД была одна не боевая потеря в этот день, при посадке Ла-5, пилотируемый гв. лейтенантом Кирасовым, уходя на второй круг дал газ, мотор не забрал, в результате посадки на фюзеляж самолет был разбит.

454 БАП произвел два вылета на разведку войск и аэродромов противника в район Харьков. Из одного вылета не вернулся Бостон мл. л-та Вашкина, мало сомнений в том что он стал жертвой вот этого пилота II./JG3 "Удет":
05.06.43 Ltn. Ernst-Heinz L;hr 6./JG 3 Boston ; 61 419: at 1.800 m. 14.32

8.06.43

В предыдущие два дня в полосе 2 ВА столкновений в воздухе не было. Восьмого числа авиачасти 2 ВА произвели 165 самолето-вылетов, было проведено 7 воздушных боев, в результате которых было заявлено сбитыми 9 самолетов противника: 2 Ю-87, 7 Ме-109.  Как и ранее с воздушным противником сражались только летчики 5 ИАК.

В 11.16 - 11.20 и позже в 12.05 группы бомбардировщиков противника 15 Ю-87 и 5 Ю-88 под прикрытием "Мессершмиттов-109" атаковали аэродром Грязное. На отражение этих налетов было поднято 16 Як-7б 205 ИАД, которые заявили сбитыми 2 Ю-87 и 5 Ме-109. Среди заявивших Ме-109 был и будущий дважды ГСС л-т Гулаев Н. Д. 508 ИАП. Кроме летчиков "Яковлевых" заявки сделали и пилоты "Лавочкиных", опытные асы Китаев Н.Т. из 40 ГИАП и Павлов А.Г. из 41 ГИАП, которые заявили по одному Ме-109 каждый. Из всех этих заявок немцы подтверждают  только одну - был сбит в воздушном бою с LaGG-3 20 км. западнее Белгорода Bf109G-4 w.n. 14858, обер-ефрейтор Хеинц Велш (Heinz Welsch) из 5./JG 3 пропал без вести.  Также один Bf109G-4 w.n. 15199 II./JG3 был поврежден на 35 % в результате вынужденной посадки из-за отказа двигателя, что тоже вероятно было связано с воздействием противника.
В ответ летчики II./JG3 заявили в обеденное время шесть побед над истребителями:
08.06.43 Oblt. Werner Lucas 4./JG 3 LaGG-3 ; 61 213: at 3.000 m.  11.12
08.06.43 Ofw. Josef Sch;tte 5./JG 3 LaGG-5 ; 61 218: at 3.500 m.  11.14
08.06.43 Ltn. Franz Ruhl Stab II./JG 3 Yak-1 ; 62 799: at 4.000 m.  11.15
08.06.43 Ofw. Josef Sch;tte 5./JG 3 Yak-1 ; 61 267: at 2.500 m.  11.17
08.06.43 Ltn. Franz Ruhl Stab II./JG 3 LaGG-5 ; 61 217: at 4.000 m.  11.20
08.06.43 Oblt. Werner Lucas 4./JG 3 LaGG-5 ; 61 243: at 2.800 m.  11.22

Советская сторона понесла серьезные потери: 2 Як-1б и 1 Як-7б, летчики сержанты Живцов, Горюнков и Ополов(?) не вернулись с боевого задания, еще 1 Як-1б, летчик мл.л-т Дорофеев был сбит в воздушном бою. Среди потерь как можно видеть нет "Лавочкиных", и можно легко определить кто из немецких истребителей добился реальных побед, а кто выдал желаемое за действительное, за исключением одного случая - кто то из заявивших Ла-5 вероятно сбил "Яковлев".
 Также судя по немецким данным с советской стороны реального успеха добились пилоты "Яковлевых", хотя есть данные опять таки с немецкой стороны, что Вельш был сбит - Ла-5м.
И можно заметить, что в этом бою были сбиты молодые, не опытные истребители с обеих сторон.

9.06.43

В этот день летчики второй воздушной произвели 162 дневных самолето-вылета, в 4 проведенных воздушных боях было заявлено сбитыми 11 самолетов противника: 6 Ю-87, 4 Ме-109, 1 Ме-110.

2 Як-1 из 4 ИАК перехватили и сбили 1 Ме-110, что не подтверждается известными данными о потерях противника.

Летчики 5 ИАК опять отражали налеты немецкой авиации на аэродром Грязное. На отражение налетов, которые произошли по времени в районе 17.05 - 17.10, вылетало 19 Як-7б и 6 Як-1б и 31 Ла-5. По данным 2 й ВА 1 Ю-87 был сбит в районе аэродрома Грязное, самолет упал и сгорел, экипаж погиб. Другой Ю-87 посажен на фюзеляж в районе Петровский, несколько километров южнее Грязное, экипаж взят в плен. Как можно понять из текста эти два Ю-87 на счету летчиков "Яковлевых", а летчики "Лавочкиных" 8 ГИАД  заявили в проведенных ими боях еще 4 Ю-87 и 3 Ме-109 сбитыми и 3 Ме-109 и1 Ю-87 подбитыми.
 Данные противника не подтверждают это обилие победных реляций, из них известно только об одной безвозвратной потере - Ju87D-3 w.n. 100057, экипаж которого пропал без вести, видимо именно этот "Лаптежник" и был "посажен" в районе Петровский.
Советская сторона тоже понесла одну потерю - 1 Ла-5, пилотируемый гв. лейтенантом Григорьевым, не вернулся с боевого задания. Отличился пилот из II./JG3 Леопольд Мюнстер, только он сделал заявки в этих боях:

09.06.43 Ltn. Leopold M;nster 4./JG 3 Yak-1 ; 61 137: at 2.500 m.  16.19
09.06.43 Ltn. Leopold M;nster 4./JG 3 LaGG-5 ; 61 135: at 2.500 m.  16.22

Но есть сведения, что гв. л-т Григорьев был сбит по ошибке своей зенитной артиллерией.

10.06.43

В этот день авиаторы 2 ВА произвели 196 самолето-вылетов, в проведенных 7 воздушных боях было заявлено сбитыми 3 самолета противника: 1 Ме-110, 2 ФВ-189.
"Лавочкины" 8 ГИАД 5 ИАК заявили в двух боях два ФВ-189 сбитыми, что не находит подтверждения в данных о потерях  противника.
"Илы" 1 ШАК ранним утром атаковали аэродромы противника Сокольники и Микояновка силами 48 Ил-2, под прикрытием истребителей 4 ИАК. Несмотря на ранний вылет противник был на чеку, было проведено 3 воздушных боя с группами 2 - 6 истребителей противника. В результате 1 Ил-2 был сбит ИА, а два других не вернулись с боевого задания. При этом истребители 4 ИАК провели только один бой с Ме-110, которого они заявили сбитым. Из этого можно сделать вывод что они прозевали атаки Ме-109х по "штурмовикам" или по крайней мере не смогли их отстоять, заявка на Ме-110 также не подтверждается.
Немецкие истребители из II./JG3 заявили ранним утром соответствующее число "Илов" и два Ла-5х:
10.06.43 Ltn. Gerd Schaedle 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 612: at 1.500 m. 03.18
10.06.43 Ltn. Hermann Schuster 4./JG 3 Il-2 ; 61 657: at 200 m. 03.20
10.06.43 Ltn. Horst Brock 5./JG 3 Il-2 ; 61 872: at 50 m.  03.20
10.06.43 Ltn. Ernst-Heinz L;hr 6./JG 3 Il-7 ; 61 649: at 100 m.  03.23
10.06.43 Uffz. Waldemar Eyrich 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 622: at 200 m.  03.25
Эти данные говорят что сводка 2 ВА не совсем корректна и истребители четвертого корпуса все таки вели бои с истребителями немцев, потерь 4 ИАК при этом не понес.

12.06.43
11 июня в полосе 2 ВА существенных событий в воздухе не было, а двенадцатого числа летчики армии провели два воздушных боя, в которых заявили сбитыми 1 Ме-109 и 1 Ме-110.
Четыре истребители 4 ИАК во время разведки над аэродромом противника  на высоте 100-200 метров встретили 1 Ме-109 и по их данным сбили его. В известных данных о потерях противника этот эпизод не находит подтверждения.

Один из "Бостонов" 454 БАП при выполнении разведывательного вылета в районе Грайворон был атакован самолетом противника Ме-110. Атака противника была отбита стрелком-радистом и при этом немецкий самолет был заявлен сбитым. Интересно то, что в данных Люфтваффе по этому дню присутствует потеря такого самолета: Bf110G-3 w.n. 4912 из разведывательной части 2.(H)/33 был полностью уничтожен при вынужденной посадке на аэродроме Харькова, два члена экипажа были ранены. Совпадение заявки наших летчиков и потери противника наводит на мысль, что именно боевые повреждения и послужили причиной уничтожения самолета врага.

15.06.43
Два предыдущих дня прошли без значительных происшествий, а 15 июня два младших лейтенанта Трошко и Рыбакин перехватили 1 Хш-126 и по итогам боя заявили о его уничтожении, что не находит подтверждения в данных противника.
В этот день не вернулся с боевого задания на разведку 1 Пе-2 из 50 КРАП, победы у истребители противника над Пе-2 в полосе 2 ВА не известны.
Также в полосе армии в этот день немцы потеряли от огня З/А 1 Ю-87.

16.06.43

В этот день летчики 2 ВА выполнили 100 дневных боевых вылетов, в 4 воздушных боях было заявлено сбитыми 1 Ме-109 и 1 ХШ-126.
Один воздушный бой провели летчики 291 ШАД, 2 Ил-2 дивизии были атакованы 4 Ме-109 и 2 ФВ-190, в результате боя 1 Ме-109 был заявлен сбитым. Истребителями противника был подбит 1 Ил-2, который предположительно проивел вынужденную посадку в районе Никольское. Противниками наших "Илов" были судя по всему летчики из 6./JG 3, один из котрых заявил сбитыми 2 Ил-2:
16.06.43 Ltn. Ernst-Heinz L;hr 6./JG 3 Il-2 ; 61 463: tiefst.  15.26
16.06.43 Ltn. Ernst-Heinz L;hr 6./JG 3 Il-2 ; 61 462: tiefst.  15.27

5 ИАК потерял 1 Ла-5, не вернулся с боевого задания гв.л-т Юханов, предположительно он был сбит З/А, в последующем он был обнаружен на вынужденной посадке на своей территории.
Летчики 4 ИАК провели один воздушный бой, в 19.10 в районе Белгород 3 Як-1 атаковали 1 Хш-126, и по докладам экипажей сбили. При этом отмечается что в воздушном бою был сбит 1 Як-1, летчик ст. сержант Пилипенко погиб. Об участии в бою истребителей противника не упоминается, но судя по всему Пилипенко был сбит вот этим пилотом из II./JG3:
16.06.43 Fw. Hans Frese 4./JG 3 Yak-1 ; 61 281: at 2.000 m.  18.24

17.06.43

Части 2 ВА произвели 87 дневных самолето-вылетов, в проведенных 6 воздушных боях было заявлено сбитыми 6 самолетов: 4 Ме-109, 1 Хш-126, 1 ФВ-189.
Все выше указанные самолеты противника были заявлены истребителями 5 ИАК, без потерь со своей стороны. Но и в известных данных о потерях немцев, нет подтверждения этим заявкам.

19.06.43

Днем летчики 2 ВА произвели 106 самолето-вылетов, было проведено 3 воздушных боя, без заявок на победы, но с потерями.
В 15.48 один Пе-2 50 КРАП, при выполнении разведки, был атакован и сбит парой Ме-109, из экипажа спаслось два человека выпрыгнувших на парашютах над своей территорией.
Без сомнение наш "Петляков" был сбит вот этим пилотом:
19.06.43 Oblt. Werner Lucas 4./JG 3 P-2 ; 61 431: at 5.000 m. 15.57

В 9.50 - 10.10 в районе Прохоровки 4 Як-1 и 2 Ла-5 5го ИАК вели бой с 2 Ю-88 и 2 Ме-109. В результате 1 Як-7б пилотируемый сержантом Медведевым был сбит, летчик выпрыгнул на парашюте.
Подходяшим кандидатом на успех в меньшинстве является вот этот пилот II./JG3:
19.06.43 Uffz. Franz Cech 6./JG 3 Yak-1 ; 61 287: at 2.000 m. 11.05

Также в этот день у одного Як-1б 5го корпуса при выполнения задания по прикрытию аэродрома, отломилась плоскость, но летчик успел спастись на парашюте.

20.06.43
В этот день еще одному летчику II./JG3 удалось сбить разведчик 2 ВА, Бостон из 454 БАП был потерян над Купянском после атаки двух Ме-109:
20.06.43 Maj. Kurt Br;ndle Stab II./JG 3 Boston III ; 70 161: at 7.000 m. 09.57
Заявка другого пилота группы Киршнера на Ла-5 не подтверждается данными 2 ВА.

21.06.43
В этот день летчики 2 ВА произвели 134 дневных самолето-вылетов, в проведенных 7 воздушных боях было заявлено сбитыми 7 самолетов противника: 1 Ю-87, 1 ФВ-189, 5 Ме-109.

Истребители 5 ИАК в районе 19.25 отражали налет группы 9 Ю-87, которых сопровождали 8 Ме-109. Налет отраджали 9 Як-1б и Як-7б, летчики которых заявили сбитыми 1 Ю-87 и 1 Ме-109.
Другой бой произошол при сопровождении корректировщика Ил-2 из 51 ОКАЭ. Группа "Лавочкиных" 8 ГИАД, а также "Яки" из 205 ИАД корпуса вели бой с группой из 8 Ме-109, которые атаковали нашу группу из облаков.  Советские истребители по итогам боя сделали много заявок на победы - 4 Ме-109 и 1 ФВ-189, однако подопечный Ил-2 был сбит.
 Кроме того 5м ИАК было потеряно 2 Як-7б, один младший лейтенант Кузьмин был сбит упал и сгорел, другой мл.л-т Шелестюк пропал без вести. По крайней мере один из этих "Яковлевых" был сбит в бою по прикрытию корректировщика:
21.06.43 Oblt. Werner Lucas: 87 4./JG 3 Il-2 ; 51 462: at 1.500 m.  14.32
21.06.43 Ltn. Franz Ruhl: 16 Stab II./JG 3 Yak-1 ; 62 849: at 5.000 m.  14.45
Также в полосе 2 ВА были сделаны еще две заявки одного пилота II./JG3:
21.06.43 Uffz. Franz Cech: 27 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 468: at 800 m.  19.58
21.06.43 Uffz. Franz Cech: 28 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 494: at 200 m.  10.03

В свою очередь в известных данных противника потерь, в полосе 2 ВА, нет в этот день, кроме может быть легко поврежденного ФВ-189.

22.06.43
В этот день 2 Як-1б 5 ИАК  встретили 1 Хш-126 и по результатом боя заявили противника сбитым.

23.06.43
В этот день пара Ме-109 перехватила разведчик Пе-2 50 КРАП, который в результате боя был сбит, один Ме-109 был подбит -  отвалил горящий на территории противника. "Пешку" сбил вот этот пилот:
23.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 Yak-4 ; 61 424: at 6.500 m.  06.16

24.06.43
В этот день пара Як-1 из 291 ШАД встретила и завязала воздушный с двумя истребителями противника опознанными ими как ФВ-190. В бою был сбит 1 Як-1, пилотируемый мл.л-том Акимовым, последний спасся на парашюте, другой Як-1 был подбит и сел на фюзеляж на своем аэродроме. Видимо бой шел с парой истребителей из 6./JG 3, и кто то из этих двух пилотов добился победы:
24.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 Yak-1 ; 61 634: at 1.000 m.  05.25
24.06.43 Uffz. Franz Cech 6./JG 3 Yak-1 ; 61 423: at 3.000 m.  14.30

Четверка "Лавочкиных" из 4 ИАК провели воздушный бой с 4 Ме-109 в районе Муром. по результатам боя советские истребители посчитали сбитыми 2 Ме-109, но был потерян 1 Ла-5, причем по данным 2 ВА он был сбит огнем З/А. Опять бой велся против четверки шестого штаффеля:
24.06.43 Fw. Uwe Michaels 6./JG 3 LaGG-5 ; 61 617: at 2.000 m. 17.53
24.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 LaGG-5 ; 71 588: at 4.000 m. 18.05
И возможно тут мы наблюдаем тенденцию, свойственную истребителям всех воюющих сторон, перевода потерь от ИА, в потерю от З/А.

25 июня четверка Як-1б 27 ИАП встретили в районе Хотмыжск одиночный 1 Ме-109, ст.л-т Гулаев атаковал его, самолет противника загорелся и упал в том же районе. Потерь немцы не признают, но надо заметить, что в полосе 2 ВА действовали и венгерские Ме-109е, о которых имеются очень скудные данные.

26.06.43
Летчики 2 ВА произвели 197 дневных самолето-вылета, в 2 проведенных воздушных боях было сбито 2 Ю-88, 2 летчика взяты в плен.
291 ШАД отмечает, что 1 Як-1, летчик Куприянов, не вернулся с боевого задания. Это может быть имеет отношение к заявке немецкого истребителя Хуго Люка, которую он сделал в глубине советской территории:
26.06.43 Uffz. Hugo Lucks: 1 5./JG 3 Yak-1 ; 62 799: at 2.000 m.  04.55


 2 Ла-5 во главе с командиром 240 ИАП майором Подорожным 4 ИАК встретили 4 Ме-109 в 19.20, в бою был сбит ведомый комполка капитан Игнатов, который выпрыгнул на парашюте над нашей территории. Эта потеря на совести Герхарда Тюбена:
26.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 LaGG-3 ; 61 469: at 1.500 m. 19.28
26.06.43 Uffz. Gerhard Thyben 6./JG 3 LaGG-5 ; 71 317: at 1.500 m.  19.34

Истребители 5 ИАК тоже провели один утренний воздушный бой, в 6.00 4 Ю-88, под прикрытием 6 истребителей (4 Ме-109, 2 ФВ-190), атаковали аэродром Грязное. Противодействовали этому налету только пара Як-7 508 ИАП во главе с будущим асом и Героем Советского Союза Михалевым В.П. Не смотря на такое невыгодное соотношение сил два наших младших лейтенанта Михалев и Гайдуков действовали успешно, по итогам боя каждый из них заявил сбитым по одному Ю-88, было взято в плен два летчика из их экипажей, которые выпрыгнули на парашютах. Нет сомнения, что в этом бою противнику были нанесены реальные потери, но в известных данных о потерях врага потери в Ю-88 не фигурируют. Но объясняется это тем, что наши летчики сражались не с немцами, а с венграми о потерях которых в Ю-88х известно крайне мало, кроме того, что именно в таких самолетах, среди других ударных, в кампанию 1943 года венгры понесли наибольшие потери.
Венгерские истребители прикрывавшие свои "Юнкерсы" в бою заявили сбитыми два Як-1, отличились Szentgyorgyi  и Fabian, но советские истребители не понесли потерь. Интересно, что венгерские истребители оценивали численное соотношение в этом бою между истребителями как 5 к 1 в пользу советских машин, тогда как по документам 2 ВА  бой вела только пара "Яков".

30.06.43
27-29 числа существенных событий в воздухе в полосе 2 ВА не было, а 30 июня произошли столкновения в воздухе.
Группа 291 ШАД вылетевшая на разведку с попутной штурмовкой, в составе 2 Ил-2 и 3 Як-1 в районе Гостищево была атакована 4 Ме-109. В результате боя 1 Ил-2 был подбит и сел на вынужденную на аэродром Бол.Яруга, остальные 1 Ил-2 и 3 "Яка" с задания не вернулись. Интересно, что противник нашей группы - истребители 6 штаффеля II./JG3 заявили только две победы над "Илами":

30.06.43 Ltn. Friedrich-Wilhelm Schmidt 6./JG 3 Il-7 ; 61 611: at 800 m.  15.29
30.06.43 Uffz. Alfred Fischer 6./JG 3 Il-7 ; 61 437: tiefflug  15.34

Из этого можно сделать вывод, что тройка наших "Яков" 737 ИАП села где то на своей территории.

Как известно на земле в июне 1943 года на фронте Курского выступа было затишье, чего нельзя сказать про обстановку в воздухе. В этот месяц 2 ВА потеряла в в воздушных боях и от огня З/А противника 44 самолета (из них только 4 от огня З/А). Боевые действия Люфтваффе в полосе 2 ВА обошлись немцам в потерю не менее 17 самолетов, все кроме одного в воздушных боях. Но надо заметить, что это не окончательные потери, так как явно какие то потери понесли и их союзники - 2я венгерская авиа-бригада. 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.