Развод
«Его будто подменили, – подумала Гурия, глядя на Абдуллу. – Он изменился не только внешне. Шуток в его речи, как раньше, не слышно. И разговаривает чеканно, протяжно. Смотрит сосредоточенно вперёд, будто не замечает никого вокруг. О, Аллах, пусть эти изменения будут к добру».
Однако не одна Гурия замечала в продавце изменения. На годекане он не оборачивался, когда к нему обращались по имени. Зато радовался, когда к его имени добавляли слово «хаджи». Из Абдуллы он стал Абдуллахаджи. Вдобавок он заявлял, что во время хаджа он научился снимать порчу и сглаз, гадать по руке, узнавать по фотографии человека о его мыслях, тайных поступках, планах на будущее, желаниях, приобрёл навыки изготавливать талисманы, привлекающие большие деньги, удачу и успех в любом деле, обучался заговаривать хищных зверей и т. д.
После этих заявлений к Абдуллахаджи потоками стали приходить люди. Корова пропала – нужен заговор против волков. Жених от девушки сбежал – нужно по фотографии узнать о его думах, затаённых действиях. Ребёнок заболел – нужен талисман, оберегающий его здоровье. И потекли в дом Абдуллахаджи и пакеты с подарками, и конверты с деньгами.
Гурия радовалась добру, текущему в её дом с такой лёгкостью. Не только Абдуллахаджи, но и она бросила свою работу в магазине, чтобы встречать и обслуживать прихожан. А от них не было отбоя, так как соперников мужа по новому роду его деятельности не было.
Вскоре во дворе, рядом с их ветхим домом, появился замок с золотистым куполом, наверху которого возвышался полумесяц.
Не меньше Гурии радовался новому дому и Абдуллахаджи. Однако, в отличие от жены, планы на новый дом у хаджи были другие: «Как же в новый дом зайти со старой женой? У Исрапилхаджи – три жены. У Исакхаджи – две жены. А я чем хуже? Ислам не запрещает иметь несколько жён, если можешь их содержать. А я могу их содержать. В старом доме будет жить Гурия. А в новый дом, организовав мавлид, приведу красавицу Арапат. Хотя она из несостоятельной семьи, не способной дать за неё большое приданое, зато молода и грациозна».
Как решил, так Абдуллахаджи и поступил. При появлении во дворе Арапат, Гурия с ума сходила, кричала на неё, как только та прикасалась к венику или тазику. В конце концов, ей надоело быть в опале. Она побежала к сельскому мудрецу.
– Дядя Вагид, вы знаете, что у нас в доме случилось. Помогите мне наказать Абдуллахаджи. Из-за него я даже бедную Арапат видеть не могу.
Мудрец задумался:
– Вопрос не из лёгких, дочь моя.
– Знаю. Только помогите, очень вас прошу.
– Пиши заявление о желании расторгнуть брак.
– Но…
– Что «Но…»?
– Когда родители выдавали меня замуж за «предприимчивого» Абдуллу, мне не было восемнадцать лет. Наш брак не заключён в ЗАГСе… Обвенчали нас по шариату. В приданое даже фамильный дом с приусадебным участком подарили…
– В таком случае, дочь моя, твой вопрос можно решить, если только согласишься на одно условие.
– Говорите, я на всё готова.
– По-моему, будет очень справедливо, если ты сама выгонишь мужа из дома.
– Я бы его давно выгнала, но вы лучше меня знаете, что шариатский закон не даёт женщине права распоряжаться расторжением брака.
– Так было во время патриархата. Теперь другие времена. К тому же во время матриархата твои пра-пра-прабабушки имели на это право, так как они были хранительницами домашних очагов, – лукаво подмигнул старец.
– Неужели? – недоверчиво посмотрела Гурия на мудреца. – Что-то я об этом не слышала.
– Может быть, много чего ты не слышала. Но это так, – плутовато моргнул мудрец.
– Я не могу на такое решиться:люди будут смеяться надо мной.
– Ты же говорила, что на всё готова…
Гурия кивнула головой.
– Слушай, тебе же в приданое фамильный дом с участком подарили?
– Да.
– Новый дом построен на твоём участке?
– Да, на моём.
– Этот дом вы вместе строили?
– Да.
– Ты до сих пор кормишь Абдуллу, топишь для него печь, ходишь для него за водой, убираешь за ним. Одним словом, ты его содержишь.
– Валлах, дядя Вагид, это правда. Он ничего не делает.
– В таком случае, в вашем доме царит матриархат. И распоряжаться словами развода имеешь право только ты. Так что прогони его вместе с новой женой с твоего участка. И точка.
Гурия тут же выбежала из дома мудреца, собрала родственников «для сюрприза» и выкрикнула:
– Раз талак! Два талак! Три талак! Ты, Абдулла, мне больше не муж! Убирайся с моего участка! Иди, куда хочешь!
– Как же это так? Ты нарушаешь традиции наших отцов, – возмутились родственники.
– Зато соблюдаю обычаи наших матерей и пра-пра-прабабушек – хранительниц домашних очагов, – торжественно заявила Гурия.
– Кто тебе сказал, что женщина имеет право распоряжаться словами развода?
– Дядя Вагид.
– Этот хохмач скажет, – захихикали собравшиеся, – ему закон не написан.
Свидетельство о публикации №220050901806
Очень интересная, полукомическая, полутрагическая история из жизни горцев-мусульман!
Но...
Почему Вы называете свою ГГ то Нарижат, то потом вдруг -- Гурия?
*
Кстати: так герои рассказа разошлись или нет? Выгнала Нурижат мужа из дома?
Ольга Благодарёва 20.05.2020 09:32 Заявить о нарушении
Да, если произнести три раза слово "Талак", по шариату, брак расторгается.
Айша Курбанова 3 20.05.2020 11:38 Заявить о нарушении
С искренним теплом и уважением Айша.
Айша Курбанова 3 20.05.2020 11:46 Заявить о нарушении
Понятно! -- так просто у вас развестись!? :)
Ольга Благодарёва 20.05.2020 13:24 Заявить о нарушении
Айша Курбанова 3 21.05.2020 09:41 Заявить о нарушении