Будем помнить всегда

9 мая из года в год вся страна отмечает праздник Великой Победы над фашистами. В этот день улыбки не сходят с лиц, и душу переполняет радость (часто «со слезами на глазах»): мы победили! Но к радости примешивается чувство печали: люди, которым можно сказать спасибо за  то, что они воевали до победного конца, уходят из этой жизни один за другим. Вот и ушедший год унес много ветеранов  Великой Отечественной войны…
9 мая 2011 года, в день праздника, я встретила замечательного, бодрого, несмотря на свои восемьдесят шесть лет, веселого человека – Василия Никаноровича Безуха. В годы Великой Отечественной войны он служил в разведке. Вот что он вспоминает:
«Я дошел до Кенигсберга. Мне тогда было девятнадцать лет. Однажды нам дали приказ взять немецкого «языка». Мы перешли через линию фронта и пролежали в засаде три дня. На третий день появился немецкий офицер и зашел в стоящую рядом с нами будку. Вдруг для него неожиданно, сзади раздвигаются доски, мы хватаем его и вставляем в рот кляп. Назад возвращаться надо было пять километров. Мы это расстояние пробежали вместе с пленным, как мне показалось, где-то за полчаса. Этот офицер оказался из ставки Гитлера. От него наше командование узнало время очередного наступления врага. Немца посадили в самолет и отправили в Москву. Нас же наградили орденами».
В конце своего рассказа Василий Никанорович пожелал всем здоровья, жизни без войн, в мире и согласии.
«Я желаю вам чистого неба, чтобы вы никогда не воевали  и ходили в гости друг к другу. Пришли с чистой душой, погостили, покурили… Нет, курить не надо!
Я ведь курил, но бросил из-за одного случая. Под Кенигсбергом мы были вшестером: пять разведчиков и один офицер. Один из наших товарищей взял с собой папиросы и, когда мы вернулись из разведки, закурил. Была ночь. Однако немцы очень хорошо стреляли  из минометов даже ночью. Капитан, словно почувствовав беду, скомандовал: «Быстро разбегайтесь!».  Мы выполнили приказ, а наш товарищ так и остался сидеть: прямо в него попала мина.
После этого, когда я  вернулся,  бросил курить. Сейчас мне восемьдесят шесть лет, и тех, кто курит, я избегаю».
Вот такие маленькие истории рассказал человек, прошедший эту страшную войну и выживший. Рассказывать все, что ему довелось пережить, наверно, пришлось бы не один месяц. Конечно, написано много книг о войне, воспоминаний. Однако самое сильное, яркое впечатление может произвести только рассказ из первых уст.
Задумываясь над рассказом человека, который не понаслышке знает, что такое война, понимаешь, что все наши житейские проблемы какие-то мелкие и нелепые. У нас есть все – крыша над головой, еда, работа. Понимаешь, что каждый миг нашей жизни бесценен. С праздником!


Рецензии