Анализ художественного произведения

Художественное произведение принято рассматривать как имеющее 1) двухчастное или 2) многочастное построение. Это - 1) форма и содержание или 2) тема, идея, герои, конфликт и – язык, стиль, сюжет, композиция.
 
Но: что такое форма и содержание? Форма - это материя. Содержание - это идея, это дух. Каждая часть многочастного построения, в свою очередь, имеет и формальное, и содержательное начала, то есть состоит из формы и содержания одновременно.
В каждом содержательном элементе можно увидеть формальное начало. Например, тема - это мысль, высказанная словами, адекватными смыслу (идее). Слова – это тело идеи. Сравним: тема войны – это и «священная война», и - кровавая резня, и «война и мир», и – «прощай, оружие».

Каждая часть многочастного построения является элементом системы. Система потому и не распадается, а представляет собой единство, что ее держит формально- содержательный принцип, называемый структурой. Это - необходимая и обязательная связь элементов.  Описать ее – значит охарактеризовать художественный метод, создать его модель.

Метод – это принцип отбора того жизненного материала, которым оперирует автор, это преломление эпохи (ее задач, вызовов) в сознании творческой личности. Метод определяет восприятие действительности и подход к ее освещению и воспроизведению.

Метод – это основа иерархии изображения, без которой (говоря словами Л. Толстого по другому поводу) всё «заваливается в кучу бессмысленного сора». Метод позволяет увидеть в том или ином факте, характере «родовое и постоянное значение» (Добролюбов о Гончарове).

Художественный метод определяет структуру как способ связи элементов.
Произведения, созданные на основе того или иного метода, составляют направление, которое может делиться на течения.

Романтический метод моделирует связь между внешним и внутренними началами. В нем взгляд снизу в верх, поиск духа в условиях материальной жизни. Герой ищет духовные начала, проявления духа в окружающем мире, ищет постижения духа, стремится понять самого себя через духовное начало, приходит к выводу о недостижимости идеала и страдает.

В принципе все восходит к Евангельским началам. Что является основным сюжетом? Жизнь человека, вся биография или фрагмент. Один из сюжетов: мотив странствования. Евангельские примеры: Иисус Христос в движении, в дороге до рождения (после Благовещения из Назарета в Иерусалим и обратно), после Рождения (из Назарета в Вифлеем), вскоре - бегство в Египет. И всю взрослую жизнь.
В творчестве Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова и даже Гончарова мотив движения присутствует, но он всегда иной. Герой Радищева, как и герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», странствует с идеологическим заданием. Герой «оседлого» Гончарова совершает кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» по «казенной надобности».  Герой Гоголя Чичиков путешествует с целью обогащения. Герой Грибоедова Чацкий три года ездил по Европе «ума искать» (с целью образования). Герои Пушкина оказываются в пути по разным причинам. Онегин – сначала едет в деревню за наследством, потом странствует по России, чтобы отвлечься и подавить угрызения совести. А герои поэм «Цыгане» и «Кавказский пленник» увлечены в путь поиском свободы. Того же ищут герои поэм и стихотворений Лермонтова.

Мотив странствия в поисках свободы является общим для романтизма. Он является тем звеном, которое вытягивает всю цепь элементов романтического произведения: идею, рожденный ею идеал, соответственный характер героя, мужественный и эмоциональный, способный достичь цели.

Почему нет мотива путешествия в романах Достоевского? У Чехова? Здесь необозримое поле деятельности для исследования.

В реализме смоделирована материальная жизнь, социальная, психологическая детерминированность. Взгляд сверху вниз.

Слово – самый маленький кирпичик здания «художественного произведения», самый формальный. Но одно слово может преобразить факт жизни огромного числа людей и огромной важности историческое событие. Пример: слово «орда» в стихотворении, известном как песня «Священная война».

О продолжении Второй мировой войны на территории Советского Союза в 1941 году сказано сначала: «смертный бой» с «силою черною» (это фольклорный уровень сознания), потом: «с проклятою ордой» - это историческое уточнение, это мгновенное восстановление памяти народа за 700 лет: в 1240 году Киев, мать городов русских, был разрушен монгольским нашествием. (После войны пели: «Двадцать второго июня Ровно  в четыре часа Киев бомбили, Нам объявили, Что началася война». )

Слово «орда» предваряют (кроме названия) слова «смертный бой» и «проклятая» (орда): «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». С самого начала народ призван не к победоносной войне, а к смерти, к жертве – к борьбе с тем, кто проклят. Слово «проклятие» (противоположное «благословению») находится вне терминов классовой борьбы или социальных отношений, относится к категории религиозной лексики и возводит сознание к высшим началам, к Небесным силам. Слово «орда» наполняет обращение к народу конкретным историческим смыслом, взывает к его исторической памяти.

В каждом тексте можно найти опорное, ключевое слово.
Слово – о его значении сказал апостол Иоанн: «В начале было Слово». Словесное искусство не может быть формальным – по определению. Живописное – может, полотно может быть декоративным. Оно может заинтересовать ткачей и модельеров. Абстрактной может быть живопись (не искусство): орнамент для обоев, раскраски тканей, узоров ковров. Даже музыка, самое духовное искусство, может быть декоративной - при подражании звукам ручья или птиц. Но не такое, которое основано на слове. Заявленное как формальное, абстрактное искусство – это искусство, свободное от смысла. Искусство ли это?

Цель анализа художественного произведения - вскрыть структурное начало каждого элемента системы, чтобы выявить заряд смысла, которым снабжен каждый элемент.


Рецензии