Как не заскучать в музее
Кто-то обожествляет художников Ренессанса, кто-то истинным искусством считает работы, выполненные темперой, для кого-то нет никого, кроме импрессионистов, кому-то мир понятен только через призму абстракции и модерна, иные видят живопись лишь в наскальных рисунках, а кто-то считает, что всё вышеперечисленное нужно выбросить на помойку - и лишь после этого можно будет наконец-то приступить к созданию настоящего искусства. И это - далеко не полный список того, что можно услышать и увидеть. Но что же делать несчастному зрителю?
Для начала зритель должен понимать, что у него, мягко говоря, есть кое-какие обязательства перед художниками и выставками. Нельзя идти на выставку не подготовленным. Потому что в противном случае посетитель, выйдя из галереи, в лучшем случае скажет: "Ну, и зачем я потратил своё время и деньги?". Да, живопись должна дарить эмоции и ощущения - это один из главных критериев. Но они не родятся вот так, по мановению одного взгляда. Очнитесь! Чудес не бывает! Человек видит картину - и чуда рождения эмоций и ощущений не происходит. Он к другой, третьей - и опять ничего. И не будет! Представьте, что вы слушаете китайскую музыку, а рядом с вами - эксперт в этой области. На одну композицию он говорит, что это - шедевр, а другую называет бездарщиной. Но для нас всё звучит одинаково - потому, что мы никогда не слушали эту музыку и не понимаем, как её оценивать, на что обращать внимание. У нас нет кода, чтобы взломать этот шифр. Точно также и в искусстве - да, мы слышали о Да Винчи, Микеланджело, Рубенсе, Рембрандте, Делакруа, Пискассо. И что с того, что мы слышали эти имена? Разве имя художника может помочь нам понять его картины, оценить его идею, замысел, то, как он его воплотил? Едва ли.
Недостаточно просто придти в некое помещение и, выдавливая глаза из глазниц, напрягая мозг, силиться понять происходящее. А затем, сдавшись от непосильных потуг, начать либо делать вид, что вы понимаете, либо сделать пренебрежительный вид и перейти к глумлению вселенского масштаба. Нужна информация, знание, те самые ключи, которые помогут понять, что нам показывает тот или иной художник, что он нам хочет сказать, донести, обыграть. Без этого смысла идти куда-то попросту нет - иначе вы действительно потратите своё время, деньги, силы и нервы.
Другой момент заключается в том, что многие почему-то считают, что искусство должно дарить только положительные эмоции, только улыбки, радость, красоту. Зачем создавать что-то страшное, омерзительное, убожественное? А зачем люди снимают фильмы ужасов, боевики, где кровь хлещет реками, трагедии, драмы? Давайте смотреть только сентиментальные романтические картины и комедии! Но ведь об этом никто даже не подумает, ведь кино отражает всю полноту нашего мира, где всего вдоволь - в том числе и жестокости, и ужаса, и трагедии. И тем не менее к синематографу у нас претензий нет. Зато живопись повинна во всех смертных грехах, какие только придут нам на ум. И это при том, что формат кино - грубо говоря - в виде прямоугольника, был взят именно из живописи: большая часть картин написаны в прямоугольных рамах, лежащих горизонтально. Именно они и стали причиной, по которой сегодня мы смотрим фильмы в таком формате (прямоугольные картины вертикального формата появились чуть ранее и стали такими потому, что вышли из книжных иллюстраций средневековья).
Точно также, как нам нравятся одни жанры фильмов и режиссёры, а иные - не нравятся, точно также нам будут нравиться определённые течения и художники, а на других мы даже не взглянем. Но чтобы понять это, нужно потратить для начала своё время, - что из живописи нам ближе - хотя бы потому, что с фильмами мы были знакомы с детства, смотрели чуть ли не каждый день. А вот похвастаться столь же частыми визитами в художественные галереи и музеи может, увы не каждый.
Так что, если вы даже не любитель живописи, но возник случай, когда вы должны посетить музей и нет никаких шансов отвертеться, вместо того, чтобы портить себе настроение пониманием того, что сейчас вы потратите своё время попусту, потратьте его не на скроллинг социальной сети, а на поиск информации о том, как средневековый живописец Иероним Босх стал предтечей сюрреалистов, а супрематист Малевич украл идею знаменитого "Чёрного квадрата" у шутника-фумиста Поля Бийо (а тот - у Роберта Фладда. Но это - не точно).
Свидетельство о публикации №220050900471