Nicht schiessen!

Старший сержант ушёл на войну на четвёртый день. Через неделю вступил в свой первый бой.
Он был командиром 76-миллиметровой дивизионной пушки. Срочную службу он отслужил еще за 10 лет до начала войны. В свои 35 лет он был стариком для солдат своего расчета. Дома ждали жена, сын и не родившаяся пока ещё дочь…
Ушёл на фронт он во время, очень во время! Днем его на вокзале проводили жена и сын, а на следующее утро двое в  фуражках с синим верхом  постучали в дверь барака, где жил сержант…
В тот же день жена родила дочь , о которой фронтовик узнает только через полгода.

Воевал он честно. Сначала долго и тяжело отступал на восток. Под Смоленском , немецкий снайпер подстрелил его. Госпиталь, лечение… Едва рана зарубцевалась, как он  вернулся в свой родной артиллерийский полк. И снова ранение подо Ржевом.
Потом снова в своя воинская часть, с фронта на фронт, пока стрелковую дивизию, в которую входил артполк не перебросили под Сталинград!
Лето 42-го года было критическим для Красной Армии. Старший сержант верил в победу, в Советскую Россию, в Сталина! Вступил в партию в июле , ещё до приказа N 227 «Ни шагу назад»!

В августе 42-го , командир приказал молодому коммунисту командовать расстрельным взводом перед строем полка.
Расстреливали троих трусов, бросивших винтовки и бежавших с поднятыми руками на встречу немецким танкам. Эти трое были из нового пополнения, провоевали они только три дня…
Трусов контузило взрывом и сдаться они не успели! Трибунал осудил их к высшей мере.
Жалости у сержанта они не вызывали! Полк стоял насмерть, погибших , но не дрогнувших товарищей сержант хоронили ежедневно! Брезгливость была! И ненависть!
Поднятая рука  опустилась вниз, зачеркнув предателей, одновременно с командой «Огонь»!  И все было кончено! Закапывали расстрелянных ездовые его батареи.

Тяжелые бои с постоянно наступающим немцами шли у самых цехов Сталинградского тракторного завода. К сентябрю , началу октября, уцелевших зданий совсем не осталось! Укрывали пушки за горами битого кирпича, в развалинах домов и цехов! Самое страшное было то, что находясь недалеко от великой русской реки Волги, у солдат не было воды! Водопровод и другие коммуникации давно были разбиты немцами! В результате простреливаемого берега, пройти к воде было невозможно. Немцы в районе батареи тоже были в похожей ситуации.
Старшего сержанта назначили старшиной батареи вместо убитого осколком снаряда его товарища . Присвоили и воинское звание «старшина»!
Комбат, поздравил и дал первый приказ- обеспечить батарею и кухню водой!
Любой ценой!!! Так и сказал : « Ты, теперь главный по хозяйству, ты волгарь! Тебе и идти к Волге!»
Старшина отобрал с собой троих самых здоровых и опытных бойцов, с которыми отступал от самой границы! Подготовил большие фляги и молочные бизоны, валяющиеся в обозе и пошёл к соседским разведчикам, узнавать подходы и обстановку у берега реки!
Опытный охотник, прекрасно понимал, что стать добычей немцев легко, а выполнить приказ, остаться в живых непросто!
Если убьют, то вечная память и фанерная звезда!  А если в плен возьмут, то вечный позор и семья останется без пенсии…

Только стало смеркаться , как группа нагруженная флягами и бидонами вышла из расположения батареи. Конец сентября был очень прохладным, с Волги тянуло влажным холодным воздухом!
Шинели оставили в обозе давно, воевать в них неудобно! Да и что такое шинель солдатская?
Одежка, в которой летом не холодно, а зимой не жарко! Другое дело ватник и тепло и удобно!
А ватные штаны , надевать было рановато, их для зимы берегли бойцы.
Вооружение группы артиллеристов было штатным, а значит более, чем скромным! Один кавалерийский карабин, две трёхлинейки да наган старшины…
Правда боевой опыт научил всегда иметь при себе финку или нож! Не зря ведь предки-воины носили за голенищем , последнюю надежду,  нож-засапожник!
Сумерки сгустились, группа прошла крайнее боевое охранение в полной темноте и тишине!
Началась ничейная зона, где можно было запросто напороться на фашистов или своих из других частей! Не было ни паролей, ни связи , ни информации, каждый действовал в этом районе по обстановке!
Впереди шёл старшина, он чувствовал приближение берега реки, у которой прожил всю свою жизнь. Едва слышный плеск волн доносится до слуха, еле-еле слышимый сквозь грохот дальних разрывов. Немцы предпочитали воевать днем. Однако осветительными ракетами, периодически освещали крутой, частично обсыпанный снарядами и бомбами берег. Кусты уже сбросили свою листву и от того выглядели непривычно и пугающие.
Группе удалось спуститься к самой воде, никого не встретив и не побеспокоив, а главное не нарвавшись на мину или разведгруппы противника!
Стали набирать воду, для этого зашли подальше! Не песок же черпать! Двое черпают, один таскает фляги на берег в кустарник, а старшина бдит в боевом охранении со своим наганом!
Темень такая, какая бывает только под крутым берегом в середине осени!
Чуть ниже по течению старшине почудился звук, будто глухо металл ударился о метал . Потом раздался всплеск воды…
Сигнальная белая ракета высветила метрах в десяти от группы ещё одну группу «водоносов».
Присмотревшись, старшина разглядел короткие немецкие мундиры, каску и кепки с длинными козырьками!!! Поднял наган-самовзвод и прицелился в крайнего немца в каске, что стоял с автоматом в руках.
Молоденький немец не видел пока ни старшину, ни наших бойцов! Однако долго это не могло продолжаться.
Пока указательный палец давил на курок нагана, сколько мыслей пронеслась в голове старшины…
Вспомнились детство босоногое, сиротское! Вспомнилась вечно тяжёлая и не благодарная работа сплавщика плотов! Жена, сын ! Особенно тоскливой была мысль о дочери, которую старшина не видел, а теперь уже и не увидит никогда…
Даже если немца с автоматом он положит, у остальных автоматы за спиной, нажмут на курок и прострочат всю команду его , как на швейной машинке! С такого расстояния, промаха не будет, а вот наши бойцы не успеют даже снять свои трехлинейки!
Пока палец выбирал свободный ход спуска, немец с автоматом заметил группу русских и…
Как - то замешкался!
Может мысли о Гретхен и старенький родителях, оставшихся в Фатерлянде помешали рукам направить автомат в сторону русских.. Может просто струсил… Уж больно молод был, чуток постарше сына старшинского.
«Nicht schiessen»   - донеслись слова молодого немчика до старшины.
Немец поднял ствол автомата вверх и развел руки в стороны!
Старшина снял палец с крючка и тоже развел руки в стороны.
Обе группы, увидав своих часовых в странном положении, замерли!
Пауза затягивалась. Никто не мог шевельнуться первым, чтобы завязать бой!
У русских за плечами торчали громоздкие винтовки, у немцев автоматы тоже не могли мгновенно оказаться в руках. А кто окажется быстрее, взрослый и опытный старшина с безотказным наганом или молодой немец с тяжёлым «шмайсером», было совсем неоднозначно!
Кто-то из русских бойцов не выдержал и зачерпнул воду в бидон. Немцы тоже повернулись к воде.
Обе группы набрали в ёмкости воду и медленно и практически одновременно начали движение к берегу. Старшина и немецкий часовой не сводили друг с друга свои настороженные взгляды!
Они последними вышли из реки и растворились под тенью крутого берега!
Приказ был почти выполнен!
Пока осторожно  и не спеша, добирались до батареи, старшина строго настрого приказал молчать о происшествии! За такое могли расстрелять на счёт три!
Воду сдали батарейному повара. Напоили раненных, раздали остатки бойцам. Комбат обнял поседевшего за ночь мужчину и объявил благодарность всей группе!

Потом был разгром группировки  фельдмаршала Паулюса, освобождение Украины, форсирование Днепра, Польша, штурм Зееловских высот…
На поверженном рейхстаге, старшина поставил свою подпись! Были орден и медали!
Но забыть ту ночь у сталинградского берега так и не удалось!
Его терзали мысли, а так ли он поступил? Может надо было уничтожить ту немецкую группу, подставив товарищей? Может надо было погибнут там, в волжской воде, так и не напоив батарею и оставив без горячей еды бойцов?  Но тогда семья осталась бы без кормильца, тогда он не уничтожил многих врагов на пути к Берлину, не внёс свой кирпич в фундамент Великой Победы!

Часто по ночам отставному старшине снился тот молодой мальчик в серо-зеленой короткой форме и рогатой каске, с автоматом в широко расставленных руках…
Может быть эта история так и осталась только в памяти участников тех давних событий, но произошло одно событие, которое помогло прояснить старую историю.
Наступил день 70 дня рождения бывшего старшины. Одним из подарков на славную дату фронтовика стала поездка в Волгоград на места бывших боёв!
Старшина с сыном, дочерью и внуком поднялся к подножию монумента «Родина-Мать зовёт».
Старые ранения и возраст утомили старшину, он присел на гранит памятника , на самом верху Мамаева кургана. Всю свою жизнь старшина носил кепки или фуражки, то военные, потом гражданские! Шляп и беретов не признавал! У него даже лоб всегда был не загоревший, но именно этот головной убор был удобен речнику, всю жизнь проработавшему на Волге!

Бывший старшина осматривал город , из под козырька, показывал , где находились позиции его батареи, вспоминал и рассказывал своим сыну, внуку и дочери. Рядом собралось много народа, все хотели послушать участника героической обороны города. Чуть в стороне стояла небольшая группа туристов, скорее всего иностранцев. Их экскурсовод громко рассказывала свой текст.
Неожиданно для всех один из экскурсантов , пожилой мужчина в тирольской шляпе отошёл немного в сторону от группы.
Он очень внимательно смотрел на бывшего старшину. Потом развел руки в сторону и крикнул:
« Nicht schiessen»!
Люди шарахнулись в стороны, а седой старшина заплакал…


Рецензии
Ничего ни убавишь и ни прибавишь, а мелкая путаница с погонами ничего не меняет. Большое спасибо, Олег!

Игорь Лавров   03.08.2020 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и внимание, Игорь!

Мальтис   04.08.2020 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.