День из жизни - 9 мая 1945 года

Мой отец, Яков Михайлович Файн родился 10 мая 1905 года, и его юбилеи навечно оказались связанными с юбилеями Победы. Всю войну он прошёл скромным офицером административной службы. На его долю, профсоюзного деятеля регионального масштаба с огромным опытом организационной работы, досталась организация Распределительного эвакопункта РЭП-31 – воинской части, занимавшейся эвакуацией раненых и больных с фронта вглубь страны.

        В этой медицинской части он руководил транспортным отделом, все санитарные поезда были в его ведении. Задача была – подать поезд с медицинским персоналом в нужное место, организовать погрузку раненых и больных и отправить его в заранее согласованное место, где уже был развёрнут стационарный госпиталь. Сам он в тыл не ездил. Особенно тяжело было на первом этапе войны, при отступлении. Было дело – вывозил людей из-под носа у оккупантов. Когда не удавалось вывезти – фашисты нередко расстреливали и раненых, и медиков.

От ранений бог миловал, болезней – не миновал: только тифом болел за войну дважды. Службу начал в Ростове-на-Дону интендантом 2-го ранга (лейтенантом), окончил в Мукачеве (Закарпатье) капитаном. Ему довелось формировать РЭП-31 в конце июня 1941-го и расформировывать его после Победы, в ноябре 1945-го.

Мы с матерью эвакуировались из Ростова на Урал в октябре 1941-го, вернулись в полуразрушенный город весной 1944-го. Наш дом был сожжён, нас приютили приятели родителей. 9 мая 1945 г. я встретил 12-летним мальчишкой.

                Эпизод первый. Ростов-на-Дону

Мы жили тогда в самом центре Ростова – угол улицы Энгельса (Б. Садовой) и Газетного переулка.

        Ночь на 9 мая 1945 года мне, конечно, не забыть никогда. Меня разбудили громкие крики и беспорядочная стрельба на улице. Выскочил на улицу – толпа народу, все кричат, обнимаются друг с другом. Всеобщее ликование. Оказывается, по радио передали долгожданное САМОЕ ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ – о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Спать, естественно, уже никто не мог.
 
А днём я был свидетелем шествия колонны наших войск со знамёнами по улице Энгельса. Толпы народа на тротуарах, в основном, женщины и дети. Я обратил внимание на сосредоточенные лица солдат и встречающих их женщин. Эйфория всеобщего ликования от сообщения о капитуляции Германии прошла. Каждый потерял близких на этой страшной войне. Каждый хлебнул горя сполна. В руинах лежит родной город. «Это праздник со слезами на глазах»…

                Эпизод второй. Будапешт

Я описал этот день в письме отцу. И отец нам ответил:

        «Уверяю тебя, что то неистовство, с которым вы в Ростове встретили весть о победе, в многократно увеличенном виде можно было наблюдать в наших краях. Этот день застал меня в Будапеште. И в качестве иллюстрации психологического состояния нашего брата приведу тебе один случай, имевший место со мной лично.

В Будапешт я приехал по весьма серьёзному вопросу, который должен был разрешить один большой начальник, генерал. Заявился я к нему на приём именно в день победы, т.к. не знал, что он объявлен нерабочим днём. После 15-минутного ожидания в приёмной я был принят генералом, который, поднявшись мне навстречу, крепко обнял, расцеловал (это офицера, которого он видит в первый раз!). И заявил, что единственный вопрос, который он разрешает мне задать, это, предпочитаю ли я коньяк натуральной московской. Тут же потащил меня к себе в квартиру (он живёт в том же доме), где я застал большую компанию высшего офицерства и заставил до 7 часов вечера участвовать в таком пиршестве, о котором я даже и не мечтал. Вот состояние нашего народа».

Конечно, в каждой семье этот день встречали по-разному. Но все рассказы, которые мне довелось слышать, сводились к одному и тому же: безудержная радость сменялась грустью и слезами по погибшим.

Так уж совпало, что 10 мая родилась и моя младшая внучка Анна. Сейчас она учится во 2-м классе. Каждый год, отмечая сначала День Победы, затем их общий день рождения, мы вспоминаем и эти два эпизода, которые стали частью истории нашей семьи.


Рецензии