Я, убивший тебя под Моздоком Итальянец

ПОДВИГ ПОД  МОЗДОКОМ  ИТАЛЬЯНЕЦ

Мой любимый ветеран Ковальчук Константин Георгиевич много рассказывал о войне и в этот светлый день, когда в хлебосольном доме всегда собирались гости, и во время других застолий, а их в те времена  было не мало. Просторный дом вмещал много гостей. И звучали рассказы, песни, стихотворения.

Но ни разу мы все не слышали  о Моздоке, о том самом сражении,  где он был серьезно ранен, совершил подвиг, и был награжден орденом Красной  Звезды.
Этим орденом награждали  исключительно за личные подвиги, и я помню Красную Звезду, таинственно сверкавшую в руках, когда она лежала на ладони.

Но так уж вышло, что о событиях на Кавказе он рассказывать не любил, не знаю почему. Красноречивый, удивительно красивый десантник много говорил об освобождении Вены, о красавице Праге и Братиславе и, конечно,  о Будапеште, городе, где еще полгода он служил в комендатуре, а вернулся с войны только осенью, когда все уже и ждать перестали.

Но  наверное, все тайное и на самом деле рано или поздно становится явным, уже не было в живых нашего любимого деда Кости, когда его правнук, названный в его честь  в старших классах писал о нем  исследовательские работы.

И я ему помогала, страшно сожалея о том, что не делала записей раньше, когда он был жив, а ведь память порой подводит.

 Нам надо было написать еще одну работу из цикла «Мой прадед был фронтовиком» - так много времени прошло, и тогда, заглянув а архивы, разыскав ту самую запись о подвиге, об ордене Красной Звезды, я была потрясена названием места, где все это происходило

А написано там было буквально следующее:

В бою под Моздоком на станции Кизляр он был тяжело ранен. В наступление ходил три раза и в последнем наступлении он в составе расчета  50 мм миномета поддерживал свое подразделение. Второй номер и командир расчета были ранены, и до момента, когда ранили его, огонь вел он один, недалеко от цели наступления( примерно 500-600 метров) он был ранен, но миномета не бросил, и превозмогая боль, приполз вместе с ним на перевязочный пункт.
В то время он был в  3 роте 1 батальона  9 Гв. Стрелковой бригады 10-ого Гвардейского корпуса( Бывшая 5-я Маневренная Воздушно- десантная Бригада)

Вот сухие строки протокола награждения, которые сегодня и прочитать трудно. Но когда я все это увидела в первый  раз, то сразу же вспомнила стихотворение  М.Светлова «Итальянец», которое знала со школьной скамьи, его очень любила моя учительница литературы и дала мне текст, чтобы  выучить к празднику.

Оно врезалось в память навсегда, но кто бы мог подумать, что вот так сложится пазл. В тот  день я вспомнила его от первой до последней строчки сразу, не надо было лезть в книжку за текстом. И мы с Костей сделали для себя открытие, что не только с немцами, но с итальянцами сражался наш дедушка. Это было невероятно узнать не только пацану, но и мне самой.

Об этом очень мало написано и сказано в исторических документах того времени.
Но прорисовалась картина того самого боя, того подвига, гибели того безымянного итальянца, которого никто не звал на нашу землю, а пришел он, чтобы найти здесь свою  смерть от пули русского парня, который сражался за свою Родину

«Я стреляю, и нет справедливости, справедливее пули моей» - этот  монолог в адрес убитого итальянца мог  прозвучать из его уст. Но поэт запечатлел его в художественном слове и нашей памяти. Так была написана очень интересная работа правнуком солдата в новом веке.

А в стихотворении замечательного поэта не просто отражен эпизод великой войны, но и  конкретный подвиг и нашего близкого человека тоже. Это живая  история

Михаил Светлов
Итальянец

Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…

Сегодня я спрашиваю себя,  почему до дня ухода деда в сентябре 2008 года ни разу не прозвучало это стихотворение  из моих уст, ведь он так любил и стихотворения и песни о войне, хотя не все. Помню как потрясли его песни В.Высцого и больше всех "Он не вернулся из боя"

Порой я читала стихотворения К.Симонова, конечно «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Майор привез мальчишку на лафете», «Нас не надо жалеть» С.Гудзенко и многие другие, а «Итальянца» не читала, о чем сейчас очень жалею, знал ли он это стихотворение, тоже не ведаю. А ведь мог воскликнуть "Да это ж про меня!", и оно действительно было про него в самом прямом смысле.
  Но случись такое, это была бы совсем другая история, о которой я сегодня смогла бы поведать..
Но сколько еще тайн хранит то легендарное время…


Рецензии
Любовь, я читал это стихотворение в юности.
Любил Симонова.
Да и поэзию.
Сам сочинял, пока не понял, что у других стихи получаются лучше!
Советская власть стыдилась говорить, что против нас воевала вся Европа!
То-то они сейчас нас так ненавидят.

Вячеслав Вячеславов   12.05.2020 13:31     Заявить о нарушении
Вячеслав!!!
Но это покоренные народы, и покорены они были очень быстро, скорее всего тем же итальянцам стыдно за то что и легли под немцев и должны были воевать.
Но дед не говорил об итальянцах, только о немцах. Правда, в компании, где были немцы. родственники у дочери оказывались, он не рассказывал как ходили за языками и резали их, ножами, если попадали в засаду.
Вообще, остальные фронтовки говорили неопределенно - стрелял, убивал или нет, не знаю, а он повторял : - А мы ножами резали. убивал.
Конечно, все это он страшно переживал, особенно с годами.
Англичане и Америкосы были с нами, кстати
Люба

Любовь Сушко   12.05.2020 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.