Победа

Победа! Мы с ней ровесники. В тот день, когда она пришла, я был ещё в утробе матери. Но её долгожданный приход почувствовал. Радость матери передалась плоду. Как об этом великом событии узнала мать? На тот момент в нашем захолустном хуторе ни радио, ни телефонной связи не было. Но о Победе узнали все в тот же день.
Мать рассказывала: «Появился на хуторе всадник. Он ехал на лошади вдоль дворов и кричал во весь голос, повторяя всего лишь одно слово: «Победа!» Когда он объехал все дворы, помчал во весь опор сообщить эту новость в другие хутора. Кто это был неизвестно.
И при таком уровне цивилизации мы победили. Вот только какой ценой! Самой дорогой платой были молодые жизни, исковерканные судьбы. Помню на хуторе было столько калек. А сколько мужских имён мне пришлось услышать из уст сельчан! Имён тех, которые ушли и не вернулись.
Но были и те, которым повезло. Они вернулись домой. После ранений, контузий. Кто без руки, кто без глаза. Но вернулись. Что они рассказали о том, что видели, о том, что им довелось пережить? Они ничего не рассказывали. При случае говорили лишь скупые фразы.
О войне нам рассказывали книги. Мы - ¬детвора взахлёб читали их и делились между собой прочитанным, воспроизводили его на практике в детских играх. Мы были и пехотинцами, и моряками, и лётчиками, и разведчиками.   
Книги книгами, кинофильмы кинофильмами, но рядом с нами были живые герои. Пусть немногословные, но настоящие участники боевых действий. Настоящие победители. Иногда в разговорах с ними приходилось касаться темы войны. Из их скупых фраз следовало, что не всё было так как написано в книгах или показано в фильмах. Приведу пару примеров.
У нас на хуторе хозяйских коров пасли по очереди. Сегодня два соседа пасут, завтра два следующих. И так по кругу. Однажды мне, пятикласснику, выпало пасти коров с одним из фронтовиков, дядей Андреем. У него ноги были иссечены осколками, отчего он при ходьбе вихлялся, как Ванька-встанька. Для него я был удачным партнёром, поскольку я бегал целый день, не приседая за непослушными коровами, успевая выполнять работу пастуха и за себя, и за него. Он же рад был приземлиться и полежать на траве, поглядывая не столько за стадом, сколько за мной. Зачем надо было приглядывать за мной? Затем, чтобы ненароком не нашёл подарок войны, который пропустили и не обезвредили сапёры. Сколько детей калеками сделала война.
Когда коровы утолили голод, остановились и застыли в полудрёме пережёвывая пищу, я, находясь под впечатлением очередной прочитанной накануне книги, решил поделиться ею с дядей Андреем. Я ему рассказывал о том, как наши разведчики, переодевшись в немецкую форму, пришли в расположение противника и позволяли себе дурачить фашистов, как сами того хотели. К моему рассказу дядя Андрей был безразличен, что меня смущало и огорчало. Другое дело, когда рассказываешь сверстникам. Столько впечатлений! Рассказываешь, а сам мысленно косишь немцев из автомата, а они падают, дёргаются в конвульсиях, как показывают в кино. Противостоять нам фрицы не могут, так как мы смелее, умнее и хитрее их. 
Видя, что дядя Андрей на мой рассказ не реагирует, я говорю:
– Вот что значит переодеться в их форму и притвориться немцами.
– Не притворишься, – возражает дядя Андрей.
¬– Ну почему? Разве можно понять перед тобой немец или русский, если он в немецкой форме?
– Ты может и не поймёшь. А я пойму сразу. Я на них насмотрелся.
На этом разговор наш был окончен.
Мой дядя Володя воевал с немцами с июня сорок первого до победы.  Как-то я ему начал рассказывать, как немцы от безысходности напились шнапса и пошли в атаку на наши позиции.
– Представляете, – говорю я ему, – они в атаку ходили пьяными.
– А мы какими! – только и сказал дядя Володя.
Сейчас дяди Володи с нами нет. Я смотрю на его фотографию, на ордена и медали на дядиной груди, и думаю сколько было сделано этими немногословными людьми для победы. Как им претили пафос и придуманные военные приключения так не похожие на реальные солдатские окопные будни.
И сейчас ставят фильмы о войне. Смотришь и сомневаешься в подлинности происходящего. Сомневаешься, потому что незабываемы в памяти немногословные фронтовики, искалеченные, изувеченные, со следами контузий на лице. Сомневаешься потому, что в памяти столько имён, не вернувшихся только в наш хутор. Многие полегли в сорок первом. Полегли при отступлениях. Но пока они отступали формировались условия для последующих наступлений. Но об этом же надо сказать. Сказать о всех: и о маршалах, и о рядовых. Раскрыть их душу и мысли перед наступлениями и отступлениями, чтобы все последующие поколения помнили о Победе и осознавали цену, какой она досталась. Сказать о работниках тыла. Моя мать работала перед войной и в войну трактористкой. Угоняла свой Фордик на Восток. Немцы обстреляли тракторную колонну. А в колонне, кроме двух или трёх механиков, девчата. Сюжет не уступит тому, где зори тихие.
Сказать о том, что наша жизненная народная река за годы войны обмелела, была на исходе. На фронт пошли семнадцатилетние. Сказать правду, ибо только она донесёт до сознания величие подвига, создаст фундамент для грядущих побед. 
Пусть память об ушедших победителях будет жива во все времена!
Всех неравнодушных с Днём Победы!    


Рецензии
Иван!

Я на три года моложе вас и впечатления от общения с фронтовиками - родными, соседями, такое же.

Но нам, мальчишкам, нравились книги и фильмы о войне. Нам повезло, фильмы снимали талантливые режиссёры, и снимались в них лучшие актёры.

Ну а День Победы для меня, как понимаю и для вас, праздник со слезами на глазах, а не повод напиться и поорать.

С уважением,

Саша Щедрый   31.01.2023 20:26     Заявить о нарушении
Саша, спасибо з отклик на произведение. Будь проклята война! Я вижу, что Вы её не поддерживаете. Мир - это такое счастье! Всего доброго!

Иван Алтынник   01.02.2023 09:13   Заявить о нарушении