Барон Мейендорф

В кругу композиторов.  Забытые имена.

       Барон  Мейендорф  (Meyendorff)  Петр  Феликсович.   1858—1918

               
Мемуар: «В  том  же  концерте   Мария  Ивановна  исполнила  романс  «Искра»   барона  Мейендорфа,  написанный  с  большим  настроением.  Романс  этот  очень  понравился  публике,  удостоился  лестного  отзыва  в  критическом  отчёте  об  этом   концерте,  а  автор,  бывший  в  числе  слушателей,  устно  и  письменно  выразил  свою  «глубочайшую     признательность»   Марии  Ивановне  и  мне   «за  превосходное  исполнение».   

Записка барона Мейендорфа  «среда»

"Многоуважаемая Мария Ивановна,
тысячу благодарностей за любезно присланную Вами газетную вырезку и ещё раз прошу принять мою глубокую признательность Вам и Петру Ивановичу за превосходное исполнение моей вещицы на Вашем концерте. Желаю вам счастливых праздников и остаюсь
почтенным, преданным  Вам  П. Мейендорф".


Имени и отчества его Полетика  не называет, но считает нужным добавить, что барон  Мейендорф  был   «…весьма  серьёзным  музыкантом  из  высшего  круга».


О  Мейендорфе  как  о  композиторе   сегодня  не  известно  ничего. О нем нет  ни одной  статьи или хотя бы  двух строк  в каком-нибудь  из музыкальных словарей.   
Современники, упоминающие о Мейендорфе,  называют  его, как правило,  просто  «барон Мейендорф» ;  в записке, адресованной   Полетике, можно разобрать первую букву имени:   «П. Мейндорф»;  критик  Русской Музыкальной Газеты   Коптяев   в своей статье называет его по имени -  Пьер.  И только  в  «Каталоге  русских  романсов»,  составленном  Э. П. Малевичем, удалось  обнаружилось  имя и отчество: Петр Феликсович.      

Немногие биографические сведения  о композиторе  удалось найти  в источниках,  не имеющих  никакого  отношения  к музыке, а именно - в истории  родов: по линии отца  - Мейендорфов («Мейендорф фон Икскюль»),   и  по линии матери – Горчаковых,    В недавнее время появились  материалы  о младшем из четырех  сыновей, Александре  Мейендорфе, члене парламента  России,  друге и  конфиденциальном  советнике П. С. Столыпина .
 
Петр  Феликсович  Мейендорф  родился  в 1858г.  в Штутгарте.  Его отец,  Феликс Казимирович  фон  Мейндорф,   находился в то время  на дипломатической службе  в королевстве Вюртемберг.  Петр был старшим из четверых сыновей,  двое  из которых, Михаил  и  Клеменс,  родились  позже  в Италии, куда  Ф. К. Мейендорф  был  направлен  с  особой дипломатической миссией.  В 1967  году  Ф. К. Мейндорфа   был назначен  на службу  в герцогство   Саксен-Веймарское в качестве  поверенного в  делах. Вся  семья  вернулась  в Германию, где  родился  четвертый  сын, Александр.  Блистательную дипломатическую карьеру Ф. К. Мейендорфа  прервала внезапная смерть.
«Когда тридцати семи лет от роду, в 1871 г., Феликс Казимирович фон Мейендорф неожиданно скончался, он оставил вдову и четверых сыновей…».

 Вдова, Ольга  Михайловна  Мейендорф, урожденная  княжна  Горчакова, была личностью незаурядной. Дочь  наместника Царства Польского  М. Д.  Горчакова,   родная  сестра  Н. М. Столыпиной,   матери  премьер- министра России, А. П. Столыпина,  светская дама и прекрасная пианистка, она слыла в Веймаре  «надменной баронессой».  По словам современницы,  «…баронесса Мейендорф  имела вид женщины с историей, среднего роста, немного худощавая, но чрезвычайно изящная. Она была всегда одета в черное, совершенно небрежное  платье, которое,  впрочем, совсем не скрывало её врожденной элегантности. Лицо имела бледное, волосы темные. При первом знакомстве она производила впечатление женщины холодной, но в то же время огненной. Люциферова гордость и высокомерие баронессы задевали весь Веймар, и в городе никогда не переставали говорить о ней» . 
О. М. принимала деятельное участие в музыкальной жизни Веймара, в частности, участвовала в организации  там концертных выступлений  Вагнера. Но более всего наделали шума её отношения с Ференцем Листом, которые она и не думала скрывать. «Именно тесными дружескими связями со знаменитым музыкантом Ольга Михайловна более всего известна историкам. Она была его музой в течение последнего периода жизни и оказала значительное влияние на творчество Листа. Александр (младший сын) фактически вырос на коленях композитора, в атмосфере музыки и любви, поэзии и театра .  … Переписка Ольги Михайловны с композитором - около 400 писем и записок на французском языке, полученных ею от Листа в 1871–886 гг. , была опубликована в Вашингтоне в 1979 г. и стала мировой культурно-исторической сенсацией».
Можно не сомневаться, что эта атмосфера оказала решающее влияние и на старшего сына, Петра, которому  в эти годы было 13 лет.  Полетика отзывается о нем, как об «образованном музыканте»– несомненно, что о его музыкальном  образовании позаботились на самом высоком уровне.
Все четверо братьев  - «Ольгин квартет», по выражению Листа -  закончили  веймарскую гимназию, но университет избрали Петербургский.  Петр  Феликсович  Мейендорф появился в Петербурге,  скорее всего, в середине  1870-х  годов  и очень скоро заявил о себе как о композиторе.

Сохранилось воспоминание  Д. П. Соломирского   о том, как он в 1878 г. под  Родосто  на пароходе «Константин»  исполнял  романс в обществе высших офицеров русской армии: «Не забыть мне, что тотчас по прибытии на пароход «Константин», – писал он, – барон  Мейендорф  повел  меня в общую каюту и усадил за фортепиано. Тут собралось несколько человек, и в том числе генералы - барон  Дризен, граф Комаровский  и граф  Павел Андреевич Шувалов,   - которые попросили  меня  сыграть  романс  Мейендорфа  «Я помню все».

«Столыпин,  барон  Мейендорф  и князь Манвелов были моими постоянными гостями. По вечерам мы много болтали, занимаясь музыкой, и время проходило незаметно и приятно»- пишет в своих мемуарах княгиня Тенишева.

Кое - что о  Мейендорфе  нашлось и в периодической печати. 
В программе концерта, состоявшегося  в Малом Зале   Санкт-Петербургской Консерватории в январе 1905 года  значится:

«Прекрасная Магеллона» И. Брамса, романсы и песни Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского,   Р. Штрауса,  П. Мейендорфа,  Г. Вольфа, …в исполнении Ф. Сениус  с участием вокального квартета».
В январе 1896  Русская Музыкальная Газета  публикует статью, в которой  анонсирует издание романсов Мейендорфа:

                Romanse de Pierre Meyendorf,  3 тетради. 
           Санкт - Петербург. Книжный и музыкальный магазин Мартынова.

«Лежащие  перед нами романсы,- пишет А. П. Коптяев, - написаны автором, молодым композитором, г. бароном  П. Мейендорфом, на русском и иностранных языках. 1-я тетрадь содержит русские романсы («Я вас любил», слова Пушкина, и «Как неразгаданная тайна», слова Тютчева),  2-я – французские - («Entant»,  «Si  J*etais  roi»  V. Hugo  и «Chanson»  A. Musset) и 3-я  - романсы на немецкий текст ( «Die Thr;ne»,  «Der Atlant» и  «ich war ein Blatt am Bl;thenbaum» - H. Heine).  Все эти романсы производят очень приятное впечатление  (…)
…несомненно, сферой сильной у Мейендорфа  явдяется сфера лирики меланхолической... но при этом элемент величия, грандиозности тоже до известной степени присущ его музе.
(…) такие прекрасные романсы, как «Der Atlant“ и «Die Thr;ne“  дают право рассчитывать на многое в будущности г. П. Мейендорфа, как романсного композитора. Считаю за приятную эстетическую  обязанность  рекомендовать эти романсы вниманию исполнителей и публики».

 
Имя Мейендорфа  всплывает в описании  «Веймарского кружка», образовавшегося в доме академика, исследователем русской литературы – А. Н. Пыпина,
«Название Кружка появилось не сразу. Как вспоминала Саломея Николаевна Лалаева,
«…все большее число слушателей и слушательниц стало собираться у нас в дни приезда “маэстро”. (… ) В 1890 г. в день рождения Листа Балакирев решил устроить музыкальный вечер в память о нем, и привез с собой молодого барона Мейендорфа. Его матерью была баронесса Ольга фон Мейендорф (урожденная Ольга Михайловна Горчакова), принимавшая активное участие в музыкальной жизни  Веймара, дружившая  и переписывавшаяся  с Ференцем Листом, посвятившим ей несколько своих сочинений в знак признания ее пианистических способностей.    Милий  Алексеевич  играл просто вдохновенно и привел всех в восторг, особенно Барона Мейндорфа  (sic!), который в первый раз слышал игру Балакирева.
Программа была вся Листовская и вечер окончился Danse Macabre  в 4 руки. Барон Мейндорф выразил свое удивление и восторг, что у Юлии Петровны в доме такое поклонение Листу, какое ему не пришлось встретить в Петербургском обществе. “Я так этим восхищен, сказал он, что мне кажется, что я сегодня в Веймаре”.
С того вечера мы стали называть дом Юлии Петровны нашим “музыкальным Веймаром”,  а наш кружок “Веймарским” .

Более никаких сведений о Петре Феликсовиче  найти пока не удалось.
Он  умер  в 1918 году в возрасте  60-ти  лет в Копенгагене .

В «Каталоге  русских романсов» упоминается всего пять романсов Мейендрфа.

«Запад  гаснет»  П.Ф. Мейендорф – А.К. Толстой
«Зачем?»             П.Ф. Мейендорф – Д.М. Остафьев
«Звезда»              П.Ф. Мейендорф – А.Н. Апухтин
«Искры»             П.Ф. Мейендорф – неизв.
«Смерть»            П.Ф. Мейендорф – Д. Мережковский

Разумеется, их должно было  быть  много больше.  Три тетради  романсов, анонсированные Русской  Музыкальной  Газетой и многие другие, написанные композитором  на протяжении всей его жизни  - найдутся ли они когда-либо ?  Возможно, ноты  всё еще хранятся в шкафах неизвестных любителей музыки, в старых библиотеках  или, может быть, в архиве семьи Мейендорф  в Англии.


Рецензии