Гибель Армении - еще одна загадка войны

Одной из наиболее трагических и тем не менее одной из малоизвестных и загадочных морских катастроф является гибель в годы Великой Отечественной войны советского судна «Армения», повлекшая гибель от семи до десяти тысяч человек. Только число погибших на немецких судах “Wilhelm Gustloff” и “Goya” может сравниться с этими трагическими цифрами.
«Армения» была одним из почтово-товаропассажирских судов Крымско-Кавказской линии типа «Аджария» (так называемых «крымчаков»). Проект судов этого типа был разработан образованным в 1925 году в Ленинграде Центральным бюро по морскому судостроению (ЦМС). Суда проектировались под руководством инже-нера-кораблестроителя Я.А. Копержинского и предназначались для рейсов на Крымско-Кавказской линии и в Средиземном море. Всего было построено 6 судов данного типа. Четыре из них («Аджария», «Абхазия», «Армения» и «Украина») построены в 1926-31 гг. на Балтийском заводе в Ленинграде (I серия), а «Грузия» и «Крым» (II серия) на верфи фирмы Круппа в Киле. Интересно отметить, что в дальнейшем этот проект был использован немцами в качестве прототипа для создания пассажирских теплоходов по испанскому заказу для сообщения с Канарскими и Балеарскими остовами (“Canarias” и “Baleares”).
Суда I серии имели следующие главные размерения: длина наибольшая 112,5 м, ширина наибольшая 15,55 м, высота борта 7,84 м, осадка в грузу 5,95. Полное водоизмещение составляло 5770 т, дедвейт - 1480 т, валовая регистровая вместимость - 4727 т, чистая вместимость - 2566 т. Суда могли принять на борт 518 каютных пассажиров (первый класс - 60 человек, второй - 192, третий - 266) и 462 палубных - всего 980 человек.
Клёпанный корпус делился водонепроницаемыми переборками на 9 главных отсека. Груз размещался в шести трюмах и двух твиндеках. Двухвальная главная силовая установка с дизелями завода «Русский дизель» (2х2000 л.с.) обеспечивала скорость в грузу до 12,6 узлов. Дальность плавания достигала 4600 миль. Спасательные средства состояли из 6 шлюпок вместимость по 48 человек (всего на 768 человек).
В 30-х годах суда типа «Аджария» были основой советского пассажирского флота на Черном море. 5 судов, включая построенную в 1928 году «Армению», работали на Крымско-Кавказской линии, а теплоход «Украина» совершал круизы Одесса-Ленинград с ударниками первых пятилеток.
Хорошие мореходные качества «крымчаков» привлекли внимание и Управления ВМС РККА (такой статус имел ВМФ СССР в 1926-37 гг.). В апреле 1933 года, принимая во внимание планировавшуюся постройку III серии подобных судов, заместитель начальника военно-морских сил (замнаморси) И.М. Лудри утвердил «оперативно-тактические задания на крымско-кавказские теплоходы, переоборудоваемые во вспомогательные крейсера». Предлагалось довести скорость новых судов до 17,5-18 узлов, предусмотреть возможность частичного бронирования и вооружения пятью 152-мм орудиями, 76-мм и 45-мм зенитными пушками и двумя самолетами. Суда должны были принимать 150-200 мин. Проектирование III серии вело ЦКБ «Судопроект» (бывшее ЦБМС), но эти суда так и не были построены. Уже после войны на базе этого проекта были созданы пассажирские суда типа «Киргизстан».
В ходе Великой Отечественной войны суда типа «Абхазия» использовались в качестве военных и санитарных транспортов. В 1941-42 годах пять судов серии погибли и войну пережил только «Крым», работавший на Крымско-Кавказской линии до середины 60-х годов.
Однако, вернемся к судьбе «Армении». С 10 августа 1941 года все шесть судов были переданы медицинской службе ЧФ и переоборудованы в санитарные транспорты. Сначала они носили знаки Красного Креста, но вскоре были перекрашены в шаровый цвет и вооружены зенитной артиллерией и пулеметами.
Командиром «Армении» был назначен призванный из резерва опытный моряк торгового флота капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский. Штатная эвакоёмкость переоборудованного судна составляла 400 раненых, были оборудованы одна операционная и четыре перевязочных на 11 столов. Медперсонал «Армении» состоял из 9 врачей, 29 медсестёр и 75 санитаров. Главным врачом был назначен военврач 2 ранга Петр Андреевич Дмитриевский, мобилизованный с должности главврача Одесской железнодорожной больницы.
До момента гибели «Армения» совершила 15 эвакорейсов, в основном из Одессы и Севастополя. На Кавказ было доставлено около 15 000 человек. В Одессу же санитарный транспорт перевозил войска для усиления сил местного оборонительного района. Так только в течение 30 августа-1 сентября санитарные транспорты «Армения», «Белосток», «Грузия» и «Украина», а также сухогруз «Чапаев» и учебный корабль «Днепр» доставили туда 10 маршевых батальонов. 15-17 октября теплоход принял участие в эвакуации войск Приморской армии из Одессы в Севастополь. В общей сложности судно находилось на ходу 820 часов, в ремонте - 144.
Официальная информация о гибели судна весьма скудна. 4 ноября 1941 года в 05.40 транспорты «Армения» (4500 солдат на борту) и «Абхазия» с военными грузами и маршевым пополнением в охранении эсминца «Способный» и БТЩ «Груз» вышли из Туапсе в Севастополь. Около 11 часов на «Армении» вышел из строя главный двигатель и она была вынуждена вернуться в Туапсе в сопровождении тральщика и двух сторожевых катеров. После кратковременного ремонта теплоход снова вышел в море, охраняемый эскадренным миноносцем «Сообразительный». Командир «Армении» имел предписание следовать в Ялту, но по приказу командира эсминца, считавшего, что Ялта уже взята немцами, пошел в Севастополь.
Утром 6 ноября судно вошло в Севастопольскую бухту, с Угольной пристани на судно катерами начали доставлять раненых. Затем «Армению» перевели в Корабельную бухту к причалу артиллерийских мастерских, где продолжалась погрузка людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта и с катеров по левому борту.
Хотя это скрывается в мемуарах и различных исторических трудах до сих пор, в начале ноября 1941 года положение в Севастополе было близким к панике и начальство готовилось к сдаче города. В результате этого из города было вывезено многое из того, что было крайне необходимым для длительной обороны главной базы Черноморского флота. Это касается как вооружения и боеприпасов, так и медперсонала. Так, на «Армении» по приказу штаба СОР (Севастопольского оборонительного района) эвакуировались на «большую землю» персонал главного госпиталя Черноморского флота, военно-морского госпиталя, развернутого на базе санатория «Максимова дача», санитарно-эпидемиологической лаборатории, 5-го медсанотряда, базовой флотской поликлиники и ряда гражданских лечебных учреждений. В результате всего этого после гибели «Армении» Черноморский флот остался без медицинского обеспечения и пришлось создавать главный госпиталь ЧФ № 40 и базовые лазареты, призвав врачей из запаса.  На борт теплохода приняли и артистов городского театра имени Луначарского. А на следующий день, 7 ноября, Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ ни в коем случае не сдавать Севастополь! Ответственность за его оборону была возложена на Черноморский флот и его командующего адмирала Ф.П. Октябрьского персонально.
Из Севастополя вместо Туапсе «Армения» в сопровождении сторожевого катера СКА-041 была направлена в Ялту, к которой уже подходили немецкие войска. Однако вскоре поступил приказ следовать на внешний рейд Балаклавы, где на борт приняли раненых и медперсонал местных госпититалей. В Ялту судно прибыло только около двух часов ночи и немедленно началась погрузка раненых и медиков одинадцати местных госпиталей, а также беженцев, включая партийный актив Южного берега Крыма и руководство знаменитого пионерского лагеря «Артек».
Кроме того, сотрудники НКВД погрузили на борт в Севастополе и Ялте несколько десятков ящиков с неизвестным содержимым. Вокруг этого момента родилось множество легенд. Считалось, что в таинственных ящиках были ценности Симферопольского областного банка, включая золото, а также ценные экспонаты крымских музеев.
Решение об использовании до предела загруженной людьми «Армении» для эвакуации Балаклавы и Ялты выглядит довольно странным. Ведь для этого разумнее было использовать мелкие боевые и вспомогательные суда Черноморского флота и суда различных гражданских ведомств, в избытке скопившихся в Севастополе. А «Армения», выйдя вечером из Севастополя, уже к утру могла безопасно достичь Кавказа. Ведь подводных лодок у немцев в то время на Черном море не было, а единственная румынская субмарина до конца 1941 года не выходила за пределы собственных территориальных вод. Германские самолеты не имели радиолокационных прицелов, а поэтому атаковать ночью суда в море не могли. А к Ялте уже подходили войска противника, вдобавок к этому местный порт не имел каких-либо средств ПВО.
Во время стоянки в Ялте В.Я. Плаушевский получил приказ командующего флотом Октябрьского о запрете выхода в море до 19.00 в связи с отсутствием авиационного прикрытия. Тем не менее, командир «Армении» вышел из порта в 08.00 7-го ноября. Вероятнее всего, он посчитал задержку в Ялте слишком опасной. Ведь немецкие войска вошли в город ровно через сутки.
По официальным послевоенным данным на борту теплохода находилось около 5 тысяч человек, но фактически их было в полтора-два раза больше. От нижних палуб до ходового мостика люди стояли плотной толпой. По свидетельству очевидцев, носилки с тяжелоранеными ставили вертикально, чтобы освободить место. Погрузка шла в полном безпорядке, фамилии не регистрировались, не было даже известно точное число пассажиров.
«Армению» на переходе сопровождали два сторожевых катера (всего четыре 45-мм пушки и четыре 12,7-мм пулемета ДШК), а по другим данным-только СКА-041 (командир старший лейтенант П.А. Кулашов). С воздуха на высоте 500 метров их прикрывали два истребителя И-153. «Армения» была также вооружена четырьмя 45-мм пушками 21К. Исходя из того, что по утверждениям многих очевидцев и официальных советских источников на бортах и на палубе судна были нанесены знаки Красного Креста, это являлось грубым нарушением статуса госпитального судна (санитарного транспорта).
Статус таких судов определялся X Гаагской конвенцией 1907 года «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 года» (в дальнейшем «Гаагская конвенция»). Ниже приводятся выдержки из соответствующих статей данной Конвенции.

Статья 1

Военно-госпитальные суда, то есть суда, которые построены или приспособлены государством со специальной и единственной целью оказания помощи раненым, больным и погибающим и названия которых были сообщены воюющим державам, с открытием или во время военных действий, но во всяком случае ранее употребления их в дело, не подвергаются военным действиям и не подлежат захвату в продолжении войны.

Статья 4

Правительства обязуются не пользоваться этими судами для каких либо военных целей.
Эти суда ни в чем не должны стеснять движений сражающихся.

Статья 5

Военно-госпитальные суда для отличия будут иметь наружную белую окраску с зеленой продольной полосой шириною около полутора метров.

Все госпитальные суда для своего опознания поднимают флаг с красным крестом, установленный Женевской конвенцией.

Статья 6

Отличительные знаки, предусмотренные статьей 5, могут быть использованы как в мирное, так и в военное время лишь для охраны и обозначения судов, которые в ней упомянуты.

Статья 8

Покровительство, которое должно оказываться госпитальным судам и судовым лазаретам  прекращается, если ими пользуются для совершения вредных неприятелю действий.

Статья 18

Постановления настоящей Конвенции применяются только между договаривающимися державами и в том лишь случае, если воюющие все участвуют в конвенции.

Как видим, характер использования «Армении» не соответствовал ни одной из приведенных статей Гаагской конвенции, что делало ее вполне легитимной целью для противника. Статья 18 имела решающее значение - после Великой октябрьской революции Советское правительство отказалось от российских подписей под всеми конвенциями, заключенными до 1918 года, то-есть не подтвердило ратификацию  Х Гаагской конвенции.
На одновном из сайтов интернета со ссылкой на журнал «Морской сборник» за 1941 год сообщалось о том, что германское правительство в начале войны через посольство Болгарии обращалось к советским властям с предложением о взаимном признании статуса госпитальных судов воюющих стран, но это предложение было отвергнуто советской стороной.
В 11.25 в точке с координатами 44;15; северной широты и 34;17; восточной долготы на расстоянии 25 миль (по другим данным-23,5 км) от берега на траверсе Гурзуфа и Медведь-горы «Армения» была атакована одиночным самолетом-торпедоносцем He-111H-6, принадлежавшим к 1-ой эскадрилье авиагруппы I/KG28, ба-зировавшейся в Румынии. Незамеченный истребителями прикрытия, «Хейнкель» зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды. Одна из них (вероятно типа LT F5b) попала в носовую часть судна, которое затонуло в течение четырех минут. Катерам охранения удалось спасти только 8 человек (по другим данным-82). Скорее всего, немцы охотились за эсминцами, перебрасывавшими из Ялты в Севастополь 7-ю бригаду морской пехоты-6-7 ноября из Ялты ушли ЭМ «Бойкий» и «Безупречный» с войсками.
Член экипажа катера охранения М.М. Яковлев так описывает эти события:
«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать... Так оно и получилось».
(Непомнящий Н.Н. «Военные катастрофы на море». www.militera.lib.ru)
Такова официальная версия гибели «Армении». Но существует ряд свидетельств очевидцев, рисующих совершенно иные картины гибели судна. На их основе можно представить как минимум еще две версии случившегося. П одной из них, теплоход был атакован двумя четверками пикировщиков Ю-87, зашедшими на цель со стороны Крымских гор. Судно было поражено несколькими авиабомбами, переломилось посередине и быстро затонуло. По другой, в налете на «Армению» участвовало около сорока самолетов-бомбардировщиков. И действительно ли теплоход погиб в 25 милях от берега? Жительница Ялты Анастасия Попова, которой удалось спастись с гибнущего судна, вспоминает:
«6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей-все смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в воду и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню».
Вряд ли эта женщина смогла бы проплыть 25 миль в ледяной ноябрьской воде! Всего же до берега удалось доплыть пятерым, включая беременную женщину.
А вот свидетельство другого очевидца, находившегося на берегу:
«С горных высот Ялта-как на ладони. Мы видели, как 7 ноября, днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход «Армения» с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и, несмотря на то, что по бортам теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей».
Так где же истина? Или приведеденные свидетельства очевидцев не заслуживают доверия, или официальные органы по каким-либо причинам скрывали обстоятельства и место гибели «Армении». Не в таинственном ли грузе дело? Да и о самом факте потопления этого судна в советских источниках упоминается либо вскользь, либо умалчивается вообще. Не пытались ли таким образом скрыть пораженческие настроения, царившие в ноябре 1941 года в Севастополе?
Всерьез поисками затонувшей «Армении» занялись лишь весной 2005 года. Инициатива принадлежала начальнику департамента подводного наследия Института археологии Национальной Академии наук Украины Сергею Воронову, ставшего начальником экспедиции. Его поддержал кабинет министров, экспедиция финансировалась Секретариатом президента Украины. В случае обнаружения «Армении» ей предполагалось присвоить статус Международного морского мемориала. Ученые надеялись также разыскать и поднять на поверхность шкаф номер 5 из каюты главврача санитарного транспорта, где по сведениям ФСБ России хранились важные документы, в том числе списки пассажиров.
Непосредственно поиском занимались специалисты Научно-исследовательского центра «Государственный океанариум вооруженных сил Украины», возглавляемого капитаном 1 ранга Валерием Кулагиным. Использовался универсальный многоцелевой обитаемый подводный аппарат «Лангуст» (проект 6026), построенный в 1987 году московским ОКБ СТС и снабженный гидролокатором с высокой разрешающей способностью. Его предельная погружения составляет 600 метров, автономность - до трех суток. Этот аппарат создавался для работы на военных полигонах и использовался вначале на озере Иссык-Куль в Средней Азии, а затем был переправлен на Черное море, где участвовал в испытаниях новых образцов торпедного оружия.
Первое погружение для поиска затонувшей «Армении» подводный аппарат совершил 26 мая в 24 км от ялтинского порта, где по архивным данным затонул теплоход. Длительные визуальные и гидроакустические поиски на глубинах 460-540 метров положительных результатов не дали. В архивах Черноморского пароходства были обнаружены сведения о еще двух возможных местах гибели судна. Одно из них находилось на траверзе мыса Аюдаг напротив пионерлагеря «Артек» (глубина около 250 м), другое - на траверзе мыса Сарыч в 93 километрах от берега на глубине 1200 метров.
Район Аюдага был обследован экспедицией Воронова с помощью судов Ялтинского порта с использованием гидролокатора бокового обзора. На глубине 182 метра были обнаружены крупные металлические обломки, которые потенциально могли принадлежать «Армении», но это требует дополнительной проверки. Украинские специалисты не располагали оборудованием, позволящим вести поиск на 1200-метровой глубине, поэтому для обследования второго района было решено обратиться за помощью к известному американскому специалисту Роберту Балларду, директору Род-Айлендского Института океанографии штата Массачусетс, занятого в это время поисками затонувшей Атлантиды в районе острова Санторин.
Р. Баллард (Robert Ballard) согласился не только участвавать в поисках, но и финансировать совместную украинско-американскую экспедицию (общая сумма затрат-2,5 миллиона долларов). Подводная археологическая экспедиция «Черноморская экспедиция - 2006» с 24 апреля до 23 мая 2006 года исследовала огромный участок дна Черного моря от мыса Херсонес до мыса Меганом с глубинами от100 до 1200 метров. Для поисков использовалось оснащенное тремя подводными аппаратами судно Род-Айленского института «Endeavor». Хотя долгожданную «Армению» обнаружить так и не удалось, экспедицию ждал богатый «улов» - были найдены 494 ранее неизвестных подводных объекта, из них 141 объект идентифицирован как затонувшие суда различных эпох - от античности до Второй мировой войны. Среди них и пассажирское судно «Ленин», подорвавшееся на советских минах при эвакуации Одессы в 1941 году. При этом погибло 4 тысячи человек (по некоторым данным эта цифра может достигать 9200 человек). Был найден и пропавший без вести в 1924 году броненосец «Синоп».
Поиски «Армении» продолжались около 35 лет. Еще в 2017 году поисковая экспедиция Министерства обороны Российской Федерации обнаружила в районе предполагаемой гибели судна магнитную аномалию. И наконец, Русское географическое общество 27 апреля 2020 года сообщило: «На дне Черного моря найден теплоход «Армения». Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья. Сложно переоценить результат совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Русского географического общества.»
Для его обнаружения применили телеуправляемый необитаемый подводный аппарат серии «РТ», который был разработан в России (разработчик - ФГУГП ГНЦ «Южморгеология»). Именно благодаря ему удалось получить первые кадры того, как сейчас выглядят затонувший теплоход.
Подводный аппарат РТ-6000М способен работать на глубине до 6000 метров и предназначен для выполнения следующих работ:
1. Геологические исследования
2. Поиск и осмотр затонувших объектов
3. Инспектирование трубопроводов, глубоководных кабелей, подводных инженерных сооружений
4. Подводно-технические работы
5. Экологические исследования
Аппарат оснащен гидролокатором секторного обзора, дифференциальным магнитометром, манипулятором, гидроакустическими навигационными системами, системами стабилизации по крену и дифференту, цветной видеокамерой с поворотом в вертикальной плоскости до 90 град, двумя галогеновыми светильниками с регулируемой мощностью, датчиками глубины (0-6000 м), курса, крена, дифферента, эхолотом (вниз, диапазон, м - 0-30).
Горизонтальное перемещение достигается с помощью двух движителей с максимальной мощностью 350 Вт каждый; вертикальное - двух движителей с максимальной мощностью 350 Вт каждый. Максимальная скорость горизонтального перемещения - 0,7 м/сек. Габаритные размеры аппарата - 1400 х 1100 х 700 мм.
Оператор получает цветную пилотажную информацию на телевизионном изображении с наложение данных от датчиков на телевизионную запись. Управляющее оборудование - IBM PC.
При осмотре судна было окончательно установлены причины его гибели - попадание нескольких авиабомб, а не торпед, как предполагалось ранее.
Найденный корпус теплохода "Армения" будет объявлен воинским захоронением, точку с координатами 44 градуса 15 минут северной широты, 34 градуса 17 минут восточной долготы нанесут на морские карты. После этого все проходящие мимо корабли и суда ВМФ России будут приспускать флаги и отдавать воинские почести павшим защитникам Отечества.


Рецензии