Технология изготовления птицы-счастья

На весь сезон мой знакомый мастер, Александр Новоселов из Архангельска  заготавливает два шестиметровых бревна диаметром тридцать пять-сорок сантиметров. Помогают ему в этом друзья, один работает крановщиком, другой - водителем грузовика. Одно бревно сосновое, другое еловое. Из сосны птицы получаются золотые, потому, что со временем дерево густо желтеет. А еловые долго остаются белыми, затем чуть "седеют" - серебрятся. Но это - дело вкуса, кому что больше нравится.

Бревна мастер распиливает на чурки длиной сорок сантиметров и колет на поленья, как для топки печи. Из одного полена выходит одна тушка длиной тридцать сантиметров либо две тушки по двадцать или три по тринадцать. А кроме того, получается пятнадцать заготовок для крыльев длиной десять сантиметров. В отход почти ничего не идет.

Мастер разработал свой модуль. Если его соблюдать, то птицы обязательно получаются красивыми. Все дело в пропорции между длиной туловища и размахом крыльев. Оптимальные размеры такие: 40/29,5 сантиметров, 30/23,5, 20/13 и 13/10 сантиметров.

Из луба Александр изготавливает крылья, тушки же выделывает из центральной части ствола. Никакой искусственной сушке материал не подвергает. В первое время часто бывало даже так, что в его богатом лесными материалами районе ему случайно попадались какие-то доски, так и они шли в дело. Хранятся заготовки у него в холодном сарае. Тут у мастера стоят табурет и толстая чурка. На ней он при помощи топора вытесывает тушки птиц, колет и намечает заготовки для крыльев. Затем готовую партию заготовок объемом на день работы заносит домой и там при помощи специальных резцов на совсем маленьком, сделанном по своему расчету верстаке заканчивает все до конца. На одном из моих снимков видно, что рабочая зона у него на верстаке хорошо освещается лампой дневного света (он дает меньше теней), а чтобы свет не бил по глазам, над головой сделан широкий экран (вроде карниза) из жести.

Раньше Александр, пока приспосабливался, пробовал работать разными резцами. Хотел найти такие инструменты, чтобы было и удобно работать, и чтоб производительность была высокой. Перебрал, в итоге, десятки резцов, теперь обходится четырьмя.

Широкая стамеска, похожая на лопатку с длинным черенком, - самый ходовой инструмент. Александр выстругивает ею тушки птиц, упирая заготовки в вертикально прибитую к верстаку дощечку (на моем снимке она видна в центральной части снизу). Для работы требуется еще нож с узким полотном (на снимке он с белой ручкой). Им мастер вырезает головки птиц, затачивает длинные клювы (последнее делает после расщепления хвостового оперения, так как при этом приходится опирать тушку со стороны клюва). Резьба перьев "наводится" круглой - "замковой", средней стамесками и стамесками-уголками.

При расщеплении заготовок перьев лезвие ножа Александр рекомендует располагать не по волокнам, как можно было бы предположить, а, наоборот, перпендикулярно им. Если заготовка с прямыми волокнами, то лезвие ножа может быть широким. Если заготовка кривослойная, то надо взять узкий нож, чтобы дерево не кололось. У Александра на эти оба случая сделан нож с фигурным лезвием. На моем снимке это тот, лезвие которого отшлифовано до зеркального блеска. Выточен он из полотна пилы-ножевки вручную, насажен на толстую деревянную ручку. "Чтобы было за что и удобно взяться,"- говорит мастер.

Раньше перед расщепкой и расправкой крыльев и хвоста, как это делают многие "птичники", он заготовки парил, но сейчас убедился, что необходимости в этом совсем нет. Самое важное, по его убеждению, постоянно подтачивать инструменты. Если некоторые резчики заточкой занимаются один раз в три дня, то для него с этого десятиминутного своеобразного ритуала начинается каждый рабочий день. "Известно, что от тупого инструмента на деревянных поверхностях остается бахрома, - объясняет Александр. - А после острого поверхность бывает гладкая, аж глянцевая. Кроме того, работая тупым инструментом, приходится больше прикладывать усилий, отчего, естественно, быстрее устаешь. Острым же резцом работается легко, играючи." Однако, чтобы снять неровности от порезов и навести на тушках дополнительный глянец, их все же приходится шлифовать наждачной бумагой. Маленькие и средние по размеру птицы шлифуются от руки, большие птицы Александр шлифует в сарайчике на специальном станке своей конструкции (на моем фото виден сбоку). Причем длинные наждачные ленты для этого станка он склеивает сам. И во время работы надевает хлопчато-бумажные перчатки с обрубленными кончиками пальцев.

"Если грудка птицы, - успокаивает Александр, - на какой-то стадии потрескается, беспокоиться особо не надо. Когда дерево окончательно высыхает, трещина обычно затягивается без следа. Но у больших птиц, трещины иногда остаются. Тогда я рекомендую в них в подходящих местах просверливать маленькие отверстия и забивать в них чопики - деревянные пробки".

Готовые, то есть расправленные перья мастер сушит и выдерживает под прессом между двумя дощечками, стянутыми резинками от бигуди (видно на общем снимке. Перья крепятся друг с другом нитками. Если не сделать этого, перья со временем разболтаются и выпадут из пазух. Количество перьев хвоста делают нечетным - от семнадцати и более, толщиной один-два миллиметра. На снимках хорошо видно, как перья цепляются одно за другое. Они сходятся в центре, где центральное перо становится замком. Если какое-то перо случайно отвалится, его надо "посадить" на клей и прижать бельевыми прищепками со сточенными кончиками.

Для облегчения работы с крыльями, тушку большой птицы Александр зажимает в тиски, а для птиц среднего размера и маленьких мастер приспособил толстую, небольшую по площади доску. Сделал в ней несколько углублений по размерам и форме животиков птиц. Тушки укладывает на них и запилы для крыльев на спинках делает, просто придерживая их рукой.

Один неприглядный кусочек дерева также играет немаловажную роль. В процессе сборки мастер вдавливает им в готовый паз на спинке тушки заготовку с крыльями.

Отверстие под венчик многие высверливают, Александр же выкалывает его тонким узким резцом (на снимке это инструмент с кривой ручкой, обмотанной синей изолентой).

И, наконец, место для подвески надо выбрать точно, иначе птица будет заваливаться набок. Центровка определяется опытным путем при помощи острого гвоздика и нитки. В определенное место вставляется фигурный чопик и к нему привязывается веревочка.

Вот такая, в общих чертах, технология изготовления любимого в народе сувенира. "Следуя ей, - советует мой знакомый мастер, - и работая острыми инструментами, надо обязательно соблюдать меры предосторожности. Я, например, чтобы не пораниться во время работы, взял себе за правило, никогда не держать пальцы рук впереди острого лезвия ножа или резца. Во-вторых, ничего не хватаю в полете из того, что вылетает из рук или скатывается с верстака. Есть у человека такая естественная реакция - схватить падающий предмет. Напротив, в этих случаях надо отдергивать руки и разводить ноги в стороны!"


Рецензии