Страдания Христа

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».
(Ис.53:10-11)

"Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, —
столько был обезображен паче всякого человека лик Его,
и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои,
ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали"
(Ис. 52: 14-15).


        Когда речь идёт о страданиях Христовых, НЕКОТОРЫЕ богословы рассматривают страдания верующих как участие в страданиях Нашего Господа. Но это надо правильно понимать.
      
Во-первых, мы своими страданиями не можем ничего к подвигу Христа добавить. Спасение от наших дел не зависит. И самих страданий Сына Божьего было весьма и более чем  достаточно. Написано: «...паче всякого человека...». Это не значит, что в истории человечества не было людей, которые бы не страдали больше, чем страдал наш Господь. (Медики могут распределить страдания по мере их интенсивности и по мере их продолжительности.) Конечно же были. Но слова: «...паче всякого человека...» означают, что если обычный человек понесёт часть страданий Христа, примет хотя бы часть тех ран, которые принял наш Господь, то про такого человека уже точно можно сказать, что он не жилец.

Так что страданий было вполне и более чем достаточно. Бог Отец даже привлёк ещё одного человека — Симона Киринеянина, шедшего с поля,- чтобы он понёс часть бремени Его Сына — тяжёлый крест за нашего Господа,  — чтобы Тот мог выдержать тяжкие испытания Свои и смог нас спасти от погибели, принеся жертву умилостивления за грехи наши. И нам Бог всегда даёт облегчение в скорбях, чтобы мы могли перенести.
      
      Во-вторых, продолжением страданий Христа и действительно являются страдания верующих, так как их вера и была конечной целью Его страданий. Через Своё познание страданий человечества Он оправдал многих. Но оправданный сразу же оказывается во враждебном окружении. Вера — это далеко не загородная прогулка. Братья Христа до того, как уверовали, недоумевали, почему Он, творя такие дела, которые никто больше делать не может, не ищет быть известным. В них говорила гордость познания. Он объяснял им: «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит» (Ин. 7:7а). Этим же объясняются и МНОГИЕ ИЗ страданий верующих, сопровождающие их на пути к жизни вечной — мир ненавидит нас, ведь мы для него — чужие.
      
       В-третьих, Христос страдал не только для того, чтобы мы испытывали жалость к Нему. Если на то пошло, мы должны испытывать жалость ко всем страдающим и сострадать всем переносящим скорби людям. Конечно же, мы не должны тут же подвергать себя самоистязанию. Ни в коем случае, иначе мы потеряем силу, чего и добивается для нас сатана и выпрашивает нам у Бога страданий сверх меры. Сын Божий страдал прежде всего для того, чтобы мы плакали о себе и о детях наших и остерегались греха. Так сказал Господь наш плачущим о Его страданиях женщинам: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших ...» (Луки 23:28b);
“... Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?” (Луки 23:31). 

       В-четвёртых, все люди на земле: и верующие, и неверующие - участвуют во всеобщем страдании против греха, чтобы знать его чудовищную, преступную и убийственную силу, так что особенно жалко тех неверующих, которые, перенося невероятные мучения, так и не могут постигнуть весь ужас греха и всю опасность, проистекающую из его растравляющей и развращающей сущности и из сонно-спесивого и отравляющего своей надменностью дурмана бесстыдной греховности. Для них вера в Христа бессмысленна, хотя даже «бессмысленная» вера в нашего Господа могла бы принести большое облегчение, ведь даже миражи в пустыне дают временную надежду путнику. Знать Христа и не понимать зло греха и обмана — невозможно. Как сказано о знании Нашего Господа и о знании Его страданий, уж коли Мы услышали мнение об участии в страданиях Христа: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1:10). "Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией". (1-е Петра, 4:1-2)


      Сегодня мы вспоминаем страдания Христа. Вспоминаем через некоторое довольство: вкушаем хлеб, пробуем вино,- ПРЕДВКУШАЯ то довольство, которое уже испытывают многие христиане, соединившиеся с Нашим Господом. То довольство, которое испытывает и Он, взирая на дело рук Своих и глядя на потомство долговечное.


Рецензии