Мир отца, сына и чертовой матери

Платона можно назвать философом всех философов, ибо он первым создал философскую систему как таковую и определил круг идей, которыми мыслители занимаются до наших дней. Иными словами, древнегреческий ученый посадил для нас те самые три сосны, между которыми мы крутимся до сих пор.

Более того, он первым обозначил понятие политики, как переходного состояния философии от идеи к ее воплощению.

Платон определил также и основную структуру мира. В ней он выделил три плана:

План Отца (Бог, царь-философ, жрец)
План Сына (воины, аристократия)
План Матери (крестьяне, ремесленники, торговцы)

Или

Мир парадигм. Он действительно существует)

Мир феноменов или копий, который существует только наполовину.

Мир материи не существует вовсе, ибо ее определяющее качество - недостаток, нищета и постоянная битва за недостающее. Кроме того, мир Матери является атомизированным, деградирующим по причине того, что материя склонна к расщеплению того единого, что есть у отца (речь идет о деградации любой идеи, спущенной на земной план). По сути, Продукты мира Отца (парадигмы) для Матери являются той пищей, которую она принимает, пережевывает и переваривает для поддержания своего текущего состояния. Короче говоря, мир Матери по своей сути (материальности) жесток и прожорлив.

Увы, мы сегодня живем именно в этом самом негативном материнском плане и потому на своих шкурах познаем, насколько прожорливыми могут быть люди, озабоченные материальностью, которые выучились кушать не только в три горла, но в миллион горл.

Соответственно, у Платона существует три типа государств:

Государство Отца. То есть, идеальное государство, в котором правит царь-философ и он же жрец, руководствующийся идеей.

Государство Сына, в котором главенствующую роль играет аристократия. Платон устверждал, что такое государство копий не является настоящим государством и потому оно существует только наполовину.

Материальное государство. В нем, как мы теперь знаем, правит торговец, который идею заменяет меркантильным интересом. Это государство, по Платону, не существует вовсе. Поэтому и либералы и коммунисты, государства которых были построены на чисто материальной основе, говорят о необходимости упразднения государства вообще.*
________
* Либералы утверждают, что государство заменит рынок, а коммунисты полагают, что крестьянские общины вполне могут обойтись без государства, которое является носителем насилия над человеком. В этом коммунистические идеалы смыкаются с либеральными.
________

Третья гипотеза, которую оставил потомкам Платон - это иерархия чувств. Она построена по тому же принципу, что и прежние схемы. Чем далее чувства удаляются от Отца и спускаются вниз к Матери - тем они становятся хуже и грубее.

Так зрение (видение) для Платона ассоциируется со светом и идеей. Это самое высшее чувство.

Слух имеет более низкий статус.

Далее идет Обоняние.

Тактильность в иерархии Платона уже считается грубым чувством, так как оно связано с телесностью - с ощупыванием, похлопыванием, покусыванием. То есть, с чем-то интимным и неприличным.

Самое низкое чувство - вкус. О вкусе, - считал Платон, - говорит только чернь, которая озабочена исключительно материальностью. То есть, чтобы мягко посидеть, сладко поесть, получить телесное удовольствие. Аристократы, - полагал Платон, - не должны позволять себе рассуждать ни о чувствах вызванных прикосновениями, ни о вкусовых ощущениях, ни об ином, что может быть вызвано получением материальных удовольствий (о чем, например, любили поговорить Эпикур и Лукреций).

В целом, структура Платона проста. Мир Отца, мир Сына и мир Матери. Однако, простота эта кажущаяся. Это тот драгоценный камень, который сверкает всеми своими гранями и при разном освещении дает потрясающий спектр огней.


Рецензии