Судьба коллекционера четвертая глава

                4

….Натан  Плюхинсон, жаждущий купить у меня инкунабулы,  приехал из Киева в среду и был весьма удивлен, что на двери нашей квартиры  нет  звонка.
Передо мной стоял и улыбался с лукавым прищуром  полный мужчина лет тридцати с прозрачными разовыми ушами и родинкой на шее. Джентльмен с обложки  английского журнала «megazin». Одет с иголочки, а в руке трость. Темные очки. Галстук бабочкой. Усики, как у Чарли Чаплина. Весьма отдаленно он  чем-то походил на актера из «Одесского театра оперетты» Михаила Водяного. Гость с веселыми живыми глазами одарил меня тонкой иезуитской улыбкой и заговорил о любви к старине, к антиквариату, к памяти предков, торговавших картинами и старинными  книгами, давая понять, что он из интеллигентной семьи. Я не решился пригласить его в убогие пенаты и попросил  подождать во дворе. Было  пасмурное воскресенье. В небе носились стрижи, оглашая двор  писком. Стрижи охотились  на мошкару. Весь двор так и кипел голосами птичьей охоты. Я взял ключи от чердака и вышел на веранду с независимым  видом лорда. Плюхинсон мило улыбался и сообщил, что собирает антиквариат. Я слушал его и не торопился вести на чердак. Попросил обождать в скверике у церкви,  отданной под  мебельный магазин. Я поднялся на чердак, отпер замок, взял две шикарные инкунабулы, взвесил на руке и ощутил ласковое покалывание на кончиках пальцев. Инкунабулы были согласны отдаться этому гостю и переехать в Израиль.  Одна из инкунабул была по астрологии: автор Ганс Шефнер, баварец, антиквар, алхимик, математик. Увидела свет инкунабула в типографии братьев Трексель в 1564 году. Вторая: библия на латыни 1557 года с тридцатью гравюрами на дереве. Очень внушительная дама в возрасте четырехсот лет. Сохранность великолепная. Золотое теснение на корешке. Я  омолодил особым средством кожу переплета с изящными и строгими  серебряными уголками.
-О, вот именно это чудо я искал, - восторженно всхлипнул  Натан Плюхинсон и вскинул черные  ресницы, как флаги. Его потные, взволнованные  руки нервно и жадно обласкали корешок библии, как невесту. Он вооружился  очками и стал прожигать взглядом каждую страницу. Библия была напечатана на латинском шрифте. Настоящая нецелованная с великолепным корешком инкунабула. Солидная и мудрая дама пятнадцатого века. Книга лежала у него на коленях, как  покорная невеста и  ласково  давила на  жирные ляжки.
- Это какой же век? - мурлыкнул Плюхинсон, перекидывая взгляд со страницы на корешок.
-Я показал на латинские значения цифр на титульном листе и пояснил:  «M»- означает тысяча,  «D»- 500, «L»- пятьдесят, «Х» десять лет,  ну а «VII»- это семь.
Плюхинсон  извлек из нагрудного кармана  карандаш.  Он хотел на титульном листе написать арабские цифры.
-Упаси вас Бог!- остановил я его. - Это кащунство. Вы оскорбите даму. Она  не простит и может отомстить.
-Но это уже мое,- сказал с напором Плюхинсон.
-Уважаемый, это не школьная тетрадь, а исторический памятник. Раритет. Тираж сто экземпляров. Уникальная дама. Это не вещь. Она живая.
Плюхинсон смущенно опустил глаза. Он едва заметно шевелил губами,  словно совершал молитву покаяния, хотя евреи не молятся даже в синагоге. Плюхинсон  торопился стать обладателем средневековой дамы, но не чувствовал ее ауру. Он нервно листал гравюры, принюхивался к листам, причмокивал губами, словно пил нектар и что- то шептал, шептал, приколдовывал и привечал.
-Скажите, эту библию могла читать Жанна Д, Арк? - спросил  Плюхинсон.
-Жанна  Д,арк  читала именно эту книгу  пред смертью,- сказал я.
-Ну, вы даете,- захохотал он.- Прямо таки театр. Такую книгу страшно держать в руках. А микробы от нее передаются? Они  же не умирают даже за тысячу лет. А чем она болела?
-Кто?
- Жанна Д.Арк?
-Бронхитом. Поэтому ее сожги в пятнадцатом веке англичане. Это антикварная библия. Исторический памятник.
-Сколько она может стоить в Париже?
-Почему именно в Париже? Двадцать тысяч долларов в обычном европейском антикварном магазине.
-А в Одессе?
-Пять тысяч  долларов.
-А рублей?
-Десять тысяч.
-А сколько она будет стоить в Израиле?
-В Лондоне на аукционе ее можно продать очень дорого. Надо выставить на специальные аукционные торги. Месяца на полтора. Получите тридцать тысяч фунтов стерлингов.
-А сколько мне дадут в Иерусалиме?
-Там нет аукционных домов. Нет торгов. В лавке в Иерусалиме  перекупщик даст вам за эту инкунабулу три тысячи долларов, а потом  выставит на аукционе в Лондоне.
- А вы были Лондоне на аукционе?
-Когда?
-Я ж  говорю за  Лондон.
-Поеду через месяц. Я уже был там на стажировке в «Институте арабистики».
-Так возьмите ее и продайте в Лондоне. Заработаете двадцать тысяч фунтов  стерлингов..
-Шутите.
-Так берете или как? Я зря теряю время.
-Дайте возможность прицениться и подумать,- сказал с улыбкой Плюхинсон.- Я покупаю не просто книгу, я хочу  получить информацию и главное-понять для чего мине вещают на уши лапшу? Вы едете скоро в Лондон, где эта книга стоит тридцать тысяч фунтов стерлингов, и вдруг  продает мине  ее за  пять тысяч долларов…
- Книга вам нужна? Или нет? Мы теряем время.
-Мне нужны доллары . Много долларов в Израиле
-Я не торгую долларами. Обратитесь во всемирную Лигу Евреев. Или к Вечному Жиду!
-Я это знаю. Но хочу купить эту книгу  по нормальной цене в Одессе.
-Купите себе вон в  том магазинчике на углу книгу «Как закалялась сталь». Будет что почитать в дороге в Израиль.
-Давайте все чуточку упростим. Я плачу вам триста долларов за две книги. И мы разбегаемся.
-Вы даже не знает, о чем вторая книга.
-О чем же?
-Это книга по астрологии?
-По ней можно предсказывать судьбы людей?
 Этот человек начинал меня утомлять. И я сказал: -смотря кого.
- Порядочного еврея средних лет, холостяка, с юмором.
-Да,- сказал я.
-А можно предсказать судьбу моих будущих финансовых сделок? Судьбу поезди в Иерусалим? Предскажите: куплю я эту книгу у вас или нет?
-Надо знать вашу карму. Вы купить обе книги. Я отвечаю. 
-А почему не одну? Куда мне спешить?  Я беру товар на продажу и хочу  изучить латинский шрифт.
- На чем мы остановились? Я уношу обе книги, а вы идете учить латынь.
-Не обижайтесь, бога ради,- сказал с льстивой  улыбкой Натан в извинительном тоне.- Я же прекрасно вижу, вы дока в этом бизнесе. Хочу купить у вас книги и подарить двум людям. У них есть шестьсот долларов. Я им продам ваши книги за шестьсот долларов. Так сколько я должен наварить, чтобы купить у вас обе эти книги?
-Вы издеваетесь?
-На мине невозможно заработать. Так я ухожу или нет? Я даю вам за обе за книги пятьсот долларов. А вторую инкунабулу не буду даже листать. Может быть, там не хватает страниц. Так да или нет?
-Нет.
-Ну, хорошо. Я пришлю вам завтра своего шурина. У него много долларов. Вы продадите ему обе эти книги за тысячу долларов. Я посоветую ему. Но двести долларов вы дадите мине за комиссию. Пишите расписку.
-За кого вы меня принимаете? Зачем мне ваш шурин и ваша бабушка в придачу.
-А вы меня за кого принимаете? Доллар сейчас идет по три  рубля. Вы получите две тысячи четыреста рублей за эти книги. Я знаю, что их невозможно продать в Одессе  даже за  двести  рублей. Я тоже чуточку понимаю в колбасных обрезках.
Я взял книги и направился к  дому, даже не прощаясь.
-Я завтра зайду  к вам с моим шурином,- сказал Плюхинсон  вдогонку.
-Я улетаю завтра в семь утра в Париж на  коллоквиум. Вернусь  пятнадцатого августа. Встретимся на этой же скамейке в десять утра через месяц. Я не торгуюсь по пустякам. Если вам не нравится цена, не тревожьте зря своего шурина. Привет теще!
-Ну, вы и хохмач,- догнал он меня уже на лестнице.- Ладно. Беру. Но вместе  с портфелем. Вот ваша тысяча долларов. Только не светитесь нигде с долларами. Вот мой телефон в Бердычеве? Я  живу у тещи.
-Почему в Бердичеве?- удивился я и пересчитал доллары. Они были настоящие. Купюры по десять долларов.
-Ну, так бы сразу и без базара. А я уже хотел было вычеркнуть вас из памяти..
-Встретимся через неделю,-сказал Плюхинсон и ухмыльнулся. - Книги я купил для шурина. Он художник. Ему понравятся оригинальные гравюры, виньетки, заставки и вообще старина.
Мы расстались, не пожимая рук. Я огляделся, нет ли за ним хвоста? Он шел, чуть пружиня и припрыгивая, как баскетболист. У меня был его адрес. Уходя, он полез в карман и сунул мне конверт с адресом и черканул телефонный номер. Это был первый валютный  клиент. Ну и чудак. Я уже сожалел, что написал письмо в Кремль Никите Сергеевичу Хрущеву месяц назад. Я сделал великую глупость в припадке отчаяния. Вдруг в  Кремле проснутся и осознают ценность заброшенных в подвалах инкунабул с гравюрами? Министерство культуры СССР могло выйти на западные аукционные дома и принять участие в торгах. А за вырученную валюту можно много сделать не только в Одессе и даже провести водопровод в дома на Пушкинской улице. Но нужно ли это Никите Хрущеву? Нужно ли Иисусу Христу?


Рецензии