Ночное восхождение на Ай-Петри близ Ялты

 Любовь к путешествиям
————————————————————————
С детства я много двигался, ходил пешком на длинные расстояния, одним словом, любил путешествовать.

В ДЕТСТВЕ мне не раз приходилось проходить большие расстояния. Самое раннее воспоминание: вместе с матерью и отцом шел пешком по дороге из Мичуринска в деревню Сибировка (40 км). Помню лишь один эпизод этого пути: мы шли по дороге через Булатский лес и особенно помню мост через реку Польной Воронеж. Это было, наверное, до 1953 г., поскольку летом этого года мы приехали из Мичуринска в Сибировку на Победе (такси). Далее, в деревне и в Мичуринске я много ходил с местными ребятишками по окрестностям (ходил купаться на реку Воронеж, на пруд возле Любезного, в Мацнево, в Любезное, из Хоботов в Сибировку). Помню, живя в Сибировке, ходил смотреть кино в Мацнево. Один раз с сестрой Маней прошел из Хоботов в Ивановку босиком (расстояние семь километров). Это путешествие очень запомнилось из-за своей необычности и тяжести. Еще запомнил путешествие из Хоботов до Юрловки вместе с матерью, тетей Леной и сестрами. Мы должны были уехать в Мичуринск. Машины почему-то не было и поэтому мы пошли пешком до Юрловки.

В МОСКВЕ еще до 10-и лет ходил на большие расстояния. Один раз зашел с ребятами далеко по улицам от Новинок в сторону Лужников (по Плющихе, далее, наверное, по Пироговке или по Погодинской ул., не меньше 3-х км, туда и обратно 6 км). В мае 1953 г., затем в мае 1954 г. ходил пешком через Арбат на Красную площадь (расстояние примерно 4 км). Мама давала мне по случаю окончания учебного года 10 руб. и я ходил что-нибудь купить на эти деньги. В итоге добирался до Красной площади, до ГУМа.

В ЛОБНЕ летом ходил с ребятами по окрестностям, до поселка Москвич, до озера Киёво, до платформы «Шереметьевская» (4 км).
Уже в студенческие годы ходил пешком из Сокольников до центра, до Манежной площади. И, наоборот, из центра в Сокольники (расстояние примерно 7 км).
В один прекрасный день в июле 1966 г. совершил однодневное путешествие по берегу реки Пахры от станции «Ленинская» Павелецкой ж.д. до музея Горки Ленинские, посетил его, и далее до берега Москвы-реки, далее вверх до села «Остров». Отшагал примерно 45 км.

27-28 июня 1967 г. вместе с Игорем Семеновым (моим товарищем по Университету) совершил двухдневное путешествие вдоль речки Сестры от Клина до Сенежского озера (примерно 35-40 км).

С 30 июня почти месяц путешествовал по Волге сначала с Игорем Семеновым, затем один (с 7 июля). Добрались до пристани «Большая Волга» на теплоходе из Химок. Затем пошли пешком по берегу Волги до Кимр (Савелово), далее доехали на теплоходе до Углича. Далее шли пешком. Побывал в Рыбинске, Тутаеве, Ярославле, на родине Некрасова в селе Грешнево, Костроме (посетил Ипатьевский монастырь-музей), Плесе. В Плесе сел на теплоход и доехал до Горького. В Горьком пробыл два дня. Ночевал на левом берегу Волги в стоге сена.

                *     *     *
Организм помнил о хороших двигательных нагрузках в детстве-юности и «требовал» соответствующей нагрузки... Ниже рассказ об одном таком испытании.

—————————————————————————————————————————————

НОЧНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ НА АЙ-ПЕТРИ БЛИЗ ЯЛТЫ 5 ДЕКАБРЯ 1976 Г.

В 32 года, 5 декабря 1976 г. я совершил восхождение на гору Ай-Петри близ Ялты (Крым) — 1234 метров над уровнем моря. Прошагал ночью по серпантину дорог от троллейбусной станции в Ялте до вершины горы свыше 30 км.
Мой коллега Владимир Андреевич Швандар сказал, что в Ялте с горы Ай-Петри на рассвете открывается прекрасный вид на море, на поднимающееся из моря солнце и на побережье. Я загорелся и решил совершить ночное восхождение на Ай-Петри, чтобы увидеть с горы рассвет. Швандар не поехал со мной, сославшись на усталость.

В 11 часов вечера 4 декабря я сел на троллейбус в Симферополе у турбазы «Таврия» и два с половиной часа ехал до Ялты (через Ангарский перевал и Алушту). В ночной тьме видел очертания Медведь-горы с разных точек по мере приближения к Ялте. Действительно, эта гора очень похожа своими очертаниями на белого медведя, который как бы припал к воде, чтобы попить.

Где-то около двух часов ночи приехал в Ялту, на автостанцию. В первый раз я оказался в южном курортном городе. Было тепло. Буйная зелень, несмотря на декабрь. Удивительный воздух, чудесные запахи. Я прошел от автостанции до набережной. Море бушевало. Была штормовая погода. Правда, в самой Ялте это не ощущалось. Расспросил у милиционеров, как выйти на дорогу, ведущую к Ай-Петри. И пошел. Сначала вдоль водопадной речки. Зрелище стекающей вниз горной речки среди буйной южной растительности было прекрасным.

У водопадной речки встретил девушку и парня, которые прогуливались в это время (было около трех часов ночи). Романтическая сцена! Ночь, действительно, была удивительной, теплой, мягкой, полной свежести и чудных запахов.
Я спросил у парня, как выйти на дорогу, ведущую на вершину Ай-Петри. Он подробно рассказал и я, в самом деле, без каких-либо блужданий вышел на эту дорогу и начал отсчитывать километры, постепенно углубляясь в горный лесной массив.
 (От автостанции шел до начала Бахчисарайского шоссе, ведущего на Ай-Петри, примерно 6 км)

Идти было легко. Душа рвалась вперед. В лесу было так тепло, что я снял пальто и шапку и шел в одном костюме. Кругом ни души. Только шорох листьев под ногами, да редкие вскрики птиц. Вершины деревьев шумели от сильных порывов ветра (ведь была штормовая погода). Постепенно, по мере восхождения шум и гул усиливался и где-то на середине пути перешел в рёв. Порой было страшно от этого рёва. Правда, внизу, у земли ветер был мягкий, теплый, ласкающий. И я шел, шел, шел, вдыхая бесподобный аромат лесных запахов. Было от всего этого приподнятое настроение.
Шел, в основном, по серпантину шоссе, так как прямой дороги через лес не знал. Ночью была опасность заблудиться, если бы пошел по какой-нибудь лесной тропе. Всё же мне временами удавалось сокращать путь, когда видел наверху изгибы шоссе. Шел тогда напрямик, через лес в гору.

Один раз, правда, пошел вверх по горной тропе наугад, забрался довольно-таки высоко, а шоссейная дорога оказалась где-то далеко в западной стороне. Мне пришлось спускаться вниз, назад. Потерял много времени и сил. Было досадно.
Один раз долго шел по горной лесной тропе вверх, несколько раз пересекая змейку шоссе. Было чудесно. Я был потрясен видом горного леса. Он был не менее могучий и красивый, чем среднерусский равнинный лес. Встречались в нем самые разные породы деревьев. Сначала лиственные деревья, затем, в основном, хвойные, сосна.
Где-то на 8-м километре шоссе вышел к водопаду. Его шум заглушал рёв ветра в вершинах деревьев. Я подошел к самому водопаду. Ночное зрелище водопада было и страшным, и величественным. Взвешенные частицы воды я ощущал на лице. В первый раз я видел такой большой водопад вблизи, наяву. Это был водопад Учан-Су. См. выше фотографию водопада справа.

(Некоторое представление о нем дают соответствующие кадры фильма Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Сцена смертельной борьбы Шерлока Холмса и профессора Мориарти снималась как раз у этого водопада).
 
В конце концов, меня замучили бесконечные повороты шоссе. Я шел и шел, а дороге не было конца. Километры всё накручивались и накручивались. Время от времени оглядывался назад, в сторону побережья и моря. Панорама постепенно раздвигалась вширь и вдаль. Я наблюдал все более открывающийся вид побережья и моря с высоты, с горы. Периодически наблюдал внизу и где-то сзади огни Ялты, сначала рассыпанные на большом пространстве, а затем, по мере удаления от Ялты, сливающиеся в один огненный массив.

В темноте видел горные дали. Это было величественное зрелище. Как я уже говорил, по мере подъема на Ай-Петри лиственный лес постепенно сменялся хвойным, а хвойный лес сменялся кустарником и голыми, почти отвесными скалами.
(Смену видов на Ай-Петри и серпантин горного шоссе хорошо можно видеть в фильме Гайдая «Спортлото-82»). См. также выше фотографию горного шоссе.
 
Стало холоднее. Где-то не доходя несколько километров до вершины, я одел пальто и шапку. Стало светать. Открывались прекрасные виды. К сожалению, на небе всё время плыли облака и заслоняли восход солнца. Тем не менее, впечатлений было много.

Последние километры я шел еле-еле. Ноги были разбиты. Хотелось есть, пить. Жажду я, правда, утолял. Где-то еще вначале пил из ручейков и даже один раз из лужи. Вспоминаю, как пил из самого настоящего горного ручья. Вода казалась вкусной. На последних километрах стали попадаться кустарники с незнакомыми красными ягодами. Они росли прямо у дороги. Попробовал ягоды на вкус. Оказались очень приятными, сладковатые, кисловатые, несколько вяжущие, немного напоминают по вкусу абрикосы. Кустарники были с шипами и я предположил, что это ягоды шиповника. (как потом выяснилось, я был прав в своей догадке). Есть очень хотелось и я потихоньку стал их есть. Иду по дороге, увижу кустик с ягодами, подойду, сорву ягоды и потом на ходу поедаю. Так съел несколько горсточек этих ягод. Под конец наелся так, что почувствовал даже некоторую сытость, и есть ягоды уже не хотелось.

(В скобках замечу, что ни от лесной воды, ни от ягод никаких расстройств желудка не было).

Где-то после прохождения двух третей пути был момент, когда я почувствовал страшную усталость и слабость — как раз после ошибочного восхождения по крутой горной тропе. Это был самый критический момент. Я, конечно, и в этот момент не думал сдаваться и отступать. Немного отдохнув, продолжил путь. На последнем километре дорога стала круто забирать вверх, почти по отвесному склону. Она в буквальном смысле лепилась к горе. Встретился крупный завал. Автобусу вряд ли можно было обойти этот завал.
 
Наконец, вышел на самую высокую точку как-то неожиданно. Отсюда начиналось горное плато. Увидел впереди дом, подошел к нему и понял, что это конец пути. Зашел в дом попить воды. Выпил кружку воды залпом. Спросил у девушки, которая подала мне воду, сколько здесь метров над уровнем моря. Она сказала — 1200 метров. Этот дом принадлежал метеостанции. Я поднялся на смотровую площадку, огороженную чугунной оградой и каменной стенкой. Не так-то легко было подняться на эту площадку. Ветер был ураганный, сбивал с ног. Было очень холодно, но я не мерз, так как был тепло одет. На плато я увидел вдалеке (направление на север) белое округлое сооружение. Это была знаменитая Крымская обсерватория (во всяком случае, я тогда так думал).

Время, когда добрался до горного плато, было примерно 8 часов утра. Путь от границы Ялты равнялся 30-и км (на карте выше путь по Бахчисарайскому шоссе от Южнобережного шоссе до вершины примерно 20 км. Вместе с путем от автостанции получается примерно 26 км).

На смотровой площадке простоял, наверное, полчаса. Увидел, наконец, солнце над морем. Оно было еще не очень высоко, только оторвалось от горизонта.
Вид открывался, действительно, прекрасный и величественный. Вдали на юго-востоке виднелась Медведь-гора. Ялта внизу слева очень красива. В общем, незабываемое впечатление.

Спуск с горы прошел сравнительно быстро. Я смело сворачивал с шоссе и шел напрямик по лесной тропе. И так дошел до 10-го километра. Здесь находился лесной ресторан. Около ресторана стоял рейсовый автобус. Я сел в него и поехал в Ялту.
На обратном пути впечатлений тоже было много. Только они притуплялись тем, что мои ноги были разбиты и я шел как на костылях. В Ялте побродил вдоль набережной, посидел у моря. Наблюдал прогуливающуюся публику, море, Ялту. Где-то в 5-6 часов вечера пошел на автостанцию и от нее на попутной машине благополучно доехал до Симферополя.

===============================================
См. также здесь, на Проза.ру:

Мое велопутешествие 4000 км в 1984 году: http://proza.ru/2020/05/11/1039

Программа гармонического развития и активного долголетия - http://proza.ru/2014/01/29/1078

Физические упражнения. Мой опыт оздоровления - http://www.proza.ru/2017/03/18/918

Философские рассуждения о марафонском беге - http://proza.ru/2020/05/14/1062

Плюсы бега - http://proza.ru/2018/07/09/1018

Сверхмарафон 100 километров в Юрмале 9.09.1984 - http://proza.ru/2020/05/12/800

О беге подробнее см. на Яндекс-Диске рукопись: Л.Е.Балашов. Бег в моей жизни или всё о беге. — https: //yadi.sk/i/o88gpvhe3PCqB9

 


Рецензии
Поразительно, что вы не боитесь ходить один по незнакомым тропам. Там же змеи, звери дикие и неожиданные, непредсказуемые опасности. Хотя я понимаю, что именно одиночество вдохновляет и окрыляет, сама не раз чувствовала подобные взлёты в своих одиночных путешествиях.

Галина Пухова   05.06.2020 15:18     Заявить о нарушении
Одиночество не причем. Уединение - да, но не одиночество. А потом, какое одиночество наедине с природой?!

Лев Балашов   06.06.2020 01:18   Заявить о нарушении