Часть 2. Прото-индо-европейский язык Черноморско-К

Часть 2. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 2. Первоначальная территория возникновения ПИЕЯ в период 3500-3000 д.н.э. (from D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.


Место происхождения ПИЕЯ
На Рис. 2 обозначена граница распространения ПИЕЯ в период 3500-3000 д.н.э. - от юго-западных предгорий Урала на востоке до западного Приднестровья на западе, и от границы лесостепной зоны на севере до предгорий северного Кавказа на юге. За пределами этого региона на севере и востоке жили племена собирателей, а на западе регион граничил с развитой культурой Триполье, у которой был свой отличный язык, и где практиковалось земледелие (ячмень, пшеница, просо, и изредка горох) и животноводство (крупный рогатый скот - коровы, а также овцы и козы). Собирательство включало сбор растительной пищи, а также охоту и рыбную ловлю. Относительно последнего надо сказать, что рыба продолжительное время составляла большую часть, до половины и более, в диете как собирателей, так и степных жителей, живших вдоль рек. С началом животноводства и приручения лошадей, доля рыбы начала уменьшаться, но все равно продолжала быть существенной у тех, кто жил возле рек.

Относительно восточной границы зоны ПИЕЯ следует сделать интересное историко-геологическое замечание. Примерно 12000-14000 лет д.н.э. потепление, начавшееся после обледенения, растопило столько льда, что Каспийское море разлилось на севере до уровня нынешних Саратова и Оренбурга, перекрыв сообщение между племенами, обитавшими на запад и на восток от образовавшегося таким образом огромного Хвалынского моря. Культуры этих племен, живших по разные стороны от Уральских гор, и до этого весьма заметно отличались друг от друга культурно и скорее всего этнически. Дополнительное разделение этих культур широко разлившимся Хвалынским морем, продолжавшееся более двух тысяч лет, только усилило эти различия.
Примерно в 11000-9000 лет д.н.э. уровень воды в Хвалынском море поднялся достаточно высоко, чтобы начать выливаться севернее Кавказских гор, через имеющуюся там низменность. Огромный поток воды чудовищной силы ринулся в Черное море, уровень которого на ту пору был значительно ниже уровня мирового океана. Когда Черное море наполнилось, вода хлынула через узкую Босфорскую долину и достигла Эгейское море. (Думаю, этот природный катаклизм и остался в памяти людей как Всемирный потоп. Присутствие горы Арарат в мифах и легендах поддерживает версию, что действие происходило недалеко от Кавказа.) Примерно к 8000 лет д.н.э., уровень воды в Черном море достиг уровня мирового океана. А Хвалынское море уменьшилось и снова превратилось в Каспийское море примерно современных размеров.
Бывшее дно Хвалынского моря долго было не очень приветливым местом, где были и пустыни, и пески с отложениями ракушек, и глиняные засоленные равнины, и степи, и солончаки с озерами. Но там развелась живность (сайгаки, онагры, лошади), на которую охотились обитавшие там малочисленные племена. Однако ко времени, когда море отступило, племена, жившие на запад от Уральских гор, и на восток, стали очень сильно отличаться в культурном отношении, и вполне вероятно, что и языковые отличия были также весьма существенными. В итоге историческое развитие этих двух групп населения пошло весьма различным образом. Когда западные племена освоили животноводство и начали пасти стада крупного рогатого скота, овец, коз, а позже лошадей, восточные племена продолжали жить собирательством и охотой ещё два тысячелетия. Таким образом возникла восточная граница зоны распространения ПИЕЯ.

Современная археология
Надо сказать, что археология как наука созрела только во второй половине 20-го века. К этому времени она наработала достаточное количество апробированных подходов, методов, подтвержденных научных теорий, а также набрала критическую массу научно осмысленных исторических фактов, чтобы ей стало по силе решать такие сложные задачи, как происхождение ПИЕЯ.
Достижения лингвистики тоже подготовили благодатную почву для начала такого исследования, о чем надо сказать несколько слов. Как ни парадоксально это может звучать в отношении мертвого языка, не оставившего никаких письменных свидетельств, но лингвисты сегодня с большой долей достоверности знают полторы тысячи корней ПИЕЯ, и несколько тысяч слов. Это лингвистическое сокровище представляет собой бесценный источник знаний о том, как мыслили носители языка, какими понятиями оперировали, какие верования и обряды имели, что за слова заимствовали от других языков, а какие изобретали и придумывали сами. Например, слово "колесо" - родное для ПИЕЯ, и было производным от слова "поворачивать", что говорит о том, что колесо либо было придумано самими носителями ПИЕЯ, либо они имели совсем краткое знакомство с этим предметом из внешнего для них мира, так что даже не адаптировали иностранное название.
Таким образом, развитие археологии и лингвистки подготовило почву для научных комплексных исследований происхождения ПИЕЯ. Началом этих исследований можно считать 1992 год, когда была осознана уникальность древнего поселение Синташта на юго-восточном Урале. (Первые раскопки там начались в 70-ых, но тогда никто не мог предполагать, в какие интереснейшие открытия выльются эти раскопки.) Поселение состояло примерно из шестидесяти домов, обнесенных высоким земляным валом с укрепляющих каркасом из бревен и сторожевыми башнями, а снаружи поселение дополнительно было защищено рвом. Уникальность поселения в том, что все дома без исключения представляли собой металлургические мастерские, где из руды выплавлялась медь, и изготавливались медные и бронзовые изделия. Только с этого момента, с 1992 года, что называется, "лёд тронулся", и в течение последующих пятнадцати лет наконец удалось соединить воедино известные и новые факты, понять и научно обосновать, где зародился ПИЕЯ, и как он распространялся по Европе и Азии.
Дэвид Антони сумел обобщить и связать воедино огромный археологический материал, как собранный советскими и российскими археологами, так и им самим в экспедициях с российскими и зарубежными коллегами, а также археологический материал и результаты исследований других ученых и в других регионах мира. Из российских ученых он выделяет Дмитрия Яковлевича Телегина, который внес большой вклад в исторические исследования этой эпохи на территории России и Украины. Совместно со своей женой, верным соратником в этом (следует сказать, выдающемся) исследовании - Д. Антони разработал метод, как определить, использовалась ли ископаемая лошадь для верховой езды, по особенностям износа зубов. Этот метод оказался очень важным для определения даты, когда люди приручили лошадь для верховой езды. Значение такого знания трудно переоценить. Ведь верховая езда сразу давала качественное преимущество во многих аспектах. Появилась возможность по новому охотиться, в том числе на диких лошадей, которые водились в степях, пасти существенно большие стада скота, перемещаться на большие расстояния за короткое время, перевозить тяжелые грузы. Давид Антони также убедительно связал воедино с археологическими находками научно обоснованные лингвистические свидетельства.
И всё же, как мне кажется, самое главное качество, которое позволило выполнить эту объемную и сложную работу, это проницательный, аналитический и синтезирующий ум ученого, который - на основе большого количества разнородных фактов и имевшихся сведений - сумел увидеть, воссоздать и дополнить недостающие связи. Созданная им  единая динамическая картина, показывающая историческое развитие региона возникновения ПИЕЯ и его распространения в другие местности, охватывает множество культур в разных регионах. Низкий поклон этому замечательному ученому за его выдающийся труд.
И ещё замечание, прежде чем обратиться к деталям и причинам этого удивительного исторического события. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы этот материал использовался для идеологических, политических, и тем более для патриотических целей, чтобы проникаться чувством гордости по поводу реальной или мнимой причастности предков к региону возникновения ПИЕЯ, хотя бы для меня регион тоже не чужой. Мои предки по отцовской линии были казаки с Нижнего Дона (прадед по отцу, Шестопалов Дмитрий Матвеевич, был старшим урядником Донского Войска, но перед нападением Китая на Благовещенск в 1900-1901 годах его с братом Николаем перевели в Амурское Казачье войско). Но мне и в голову не придет испытывать гордость, что они с братом из региона возникновения ПИЕЯ. Язык перестал существовать за 4500 (!) лет до того, как там жил мой прадед (если пользоваться официальной хронологией), или примерно за 3500-3800 лет, если использовать хронологию Фоменко (к которой отношусь серьезно, в том числе потому, что и сам, ещё ничего не зная об исследованиях Фоменко, пришел к выводу, что с существующей хронологией что-то не в порядке). И та и другая цифры - огромный промежуток времени, в течение которого много что могло измениться и наверняка изменилось. Факт, что и мои корни связаны с этим регионом, безусловно, усилил интерес и к ПИЕЯ, а также к югу Западной Сибири, куда потом распространился ПИЕЯ (или его диалект), и где я прожил много лет. Представляете моё удивление, когда узнал из этой книги, что долгое время проживал в десяти километрах от одного из самых значительных - для археологии того периода - древнего поселения, села Ростовка (теперь это место административно относится к территории Омска). Но за этим интересом стояла только любознательность к историческим событиям в известных мне местах, ничего более.
Ещё следует отметить, что согласно общепринятым представлениям об уровне развития цивилизации, которые на первое место ставят развитие городов, централизованную, иерархическую структуру управления, развитые торговые связи, с соподчиненными земледелием и скотоводством, народы ПИЕЯ экономически и политически не стояли на этом уровне. Земледелие практиковалось больше в западной части, и в относительно небольших масштабах. В восточной части в смысле растительных продуктов больше полагались на сбор зерновых, произраставших естественным образом. Основным занятием было скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади). Они первыми одомашнили лошадей, освоили верховую езду, что обусловило качественный скачок в методах охоты, появилась возможность пасти большие стада, перевозить тяжелые грузы. Распространение лошадей из степей - продажа и разведение - в другие регионы мира оказало большое влияние на развитие мировой цивилизации.
Жители зоны ПИЕЯ могли выплавлять медь и бронзу и изготавливать из этих металлов многие предметы быта, а главное (на все человеческие времена!), разнообразное вооружение. Они использовали крытые повозки, которые значительно расширили ареал их обитания и дали доступ к внутренним степным пастбищам между долинами рек, тем самым создав абсолютно новый экономический уклад кочевого скотоводства в степях, который просуществовал длительное время и оказал глубокое влияние на историческое развитие этого огромного региона, и не только. Они изобрели и массово производили самое грозное оружие тех времен - боевые колесницы. Их социальная организация и военное превосходство позволили им где побеждать, где вытеснять, где ассимилировать другие народы, или самим ассимилироваться, но при этом оказываться в доминирующей роли, так что другие народы принимали новый для них язык. То, чем они обладали по совокупности, позволяло им решать свои задачи и, как побочный эффект, оказало заметное влияние на развитие человеческой цивилизации. Есть чему-то поучиться у них, полезно ли нам для сегодняшней жизни понять причины их успехов в том, что они предпринимали? Я думаю, что ответ утвердительный. Для меня чтение книги оказалось весьма полезно именно в плане понимания сегодняшних людей и их социальной организации. Далеко не все захотят перебрасывать такие мостики, но, думаю, каждый найдет для себя что-то новое и важное в удивительной и поражающей воображение истории ПИЕЯ.

О связи истории ПИЕЯ с современностью
Несмотря на далекие времена и мои оговорки, вместе с тем существует некая преемственность общественной культуры (понимая это слово в историческом контексте) тех далеких времен с современностью, что-то каким-то образом сохранилась. В чём причина, трудно сказать с уверенностью. Возможно, сыграли роль сами природные условия, в данном случае бескрайние степи и лесостепи, благодатные долины больших рек и их притоков, неминуемо обуславливающие определенные и мало меняющиеся во времени рамки социальной структуры, и в какой-то мере определяющие виды хозяйственной деятельности, транспорта и транспортных сетей. Но также вполне возможна преемственность именно через социальные институты, такие как предания, мифы, обычаи, ритуалы, традиционная социальная культура, род занятий. Но что бы это ни было, такая незримая связь, почти на подсознательном уровне, действительно присутствует, и может поэтому в процессе чтения лучше понимаешь тех людей, и глубже и острее чувствуешь, как они мыслили и почему так поступали, почему создавали именно такие отношения между собой и соседями. И находит в душе отклик институт доверия, основанный на законах гостеприимства и взаимных обязательств, институт "своих" и "чужих", и что именно отличает одних от других. И лучше понимаешь себя и своих предков, их поведение, свою принадлежность к определенной культуре, в которой обещание не может быть пустым звуком, в которой надо либо молчать, либо не врать, в которой многое основано на доверии и учете общественных интересов, будь то интересы племени или большего сообщества. И что само устройство твоих мозгов сильно отличается от (уже многократно) виденного и испытанного на своей шкуре азиатского и восточного мышления определенного типа, где обман и постоянное передергивание считаются естественными и нормальными, а удавшийся обман рассматривается как доблесть и знак отличия.
При этом я не хочу сказать, что одно мышление лучше другого. Весь вопрос в выбранных для оценки критериях. Просто оно так есть. И для них это работает. А для меня нет. Со своим устройством я вообще лёгкая для них добыча. Такая вот плата за жизнь в инородной социально-культурной среде и неспособность понять и принять действующие в этой среде правила. Но это к слову.
История возникновения и распространения ПИЕЯ, изложенная в этой книге, даёт возможность понять механизмы, факторы, влияющие на исторические процессы, а главное, как работает в историческом и природном контекстах совокупность этих факторов, как они определяют человеческую природу, человеческие сообщества. Кто-то найдет для себя более значимыми другие стороны этого многогранного явления. Каждому своё.
Тенденции размывания прежних морально-правовых ориентиров хорошо прослеживаются в современном обществе. Договора стали мало что значить. Сегодня подписали договор, а назавтра с утра решили, что невыгодно его соблюдать, и в одностороннем порядке отменили. И это происходит на уровне правительств ведущих государств, которые тем самым подают пример "братьям меньшим", которые, непременно, идут в развитии такого подхода ещё дальше. Система взаимоотношений "патрон-клиент", выработанная в ПИЕ обществах, и являвшаяся основой договорных отношений, предусматривала, и в какой-то степени гарантировала соблюдение договоров. Сегодня мы наблюдаем разрушение именно этой договорной системы "сильные государства - страны-клиенты", и начинаем ощущать первые негативные последствия этих новых общественных отношений - как индивидуально, так и для социально-экономических образований всех уровней. Выгоды, получаемые нарушением договоров, сиюминутные, тогда как производимые при этом безвозвратные повреждения системы - постоянные. То, что наблюдаем сейчас, это только цветочки. Какие "ягодки" придется собирать дальше, можно предвидеть, но это уже разговор за рамками заявленной темы. Одно можно сказать, что без принятой обществом идеи договоров никакая социально-экономическая система функционировать не может в принципе. На все случаи законы не придумаешь, и за каждым жителем полицейского не поставишь. (Сегодня пытаются, все верно, но ожидаемого эффекта не будет.)  Так что какая-то незримая связь с носителями ПИЕЯ, их культурой, думаю, есть, какой бы далекой она не была.


Рецензии