Матвей Семёнович. Памяти героя

Это рассказ ещё об одной оборотной стороне войны и человеке. Вы сами решайте, читать это или нет. Просто оставлю это здесь.

Мы познакомились с ним возле магазинчика Тамары. Магазинчик находился на первом этаже, прямо внутри Дома Ветеранов, где я работала культорганизатором.
Матвей купил продуктов и не мог унести их домой, потому что пакет был тяжеловат, а у Матвея Семёновича сильно кружилась голова. Я предложила ему помочь. Он согласился. И мы поплелись в лифт. Ехать надо было на третий этаж. Пока шли, он шёл какой-то странной прыгающей походкой и я ему сказала:

- Матвей Семёнович, вы не торопитесь, идите потихоньку…

На что раздражённо он мне ответил:

- Я, Мариша, не тороплюсь. Это у меня походка такая. Контуженная.

Мы дошли, он поблагодарил и мы расстались.

Несколько раз мы встречались ещё, а потом я узнала, что он упал и сломал шейку бедра. Это очень серьёзная травма для пожилых людей, некоторые старики так после такой травмы и не встают…

Я давно хотела собрать истории о ветеранах в одной тетради и решила Матвея Семёновича навестить… Зашла в знакомую комнатку и увидела его лежащим в кровати. Он радостно закричал:

-Мариночка Николаевна, добрый день! Решила меня навестить? Давай, заходи! Какими судьбами? Вот табуреточка, садись.

Я села:

- Здравствуйте, Матвей Семёнович. Как вы тут?

- Как на курорте! Лежу и бездельничаю.

- Матвей Семёнович, я к вам по делу. Собираю истории. Расскажите мне, пожалуйста, как вы воевали. Что там было?

Он помрачнел и ответил:

-Не люблю я эту тему. Очень не люблю. Немного расскажу. Хорошо?

Призвали меня в 1941 году на фронт. Я тогда сильно напугался, но пошёл. А было мне 17 лет. Как мы там выживали? Что там было? Рассказывать долго. Скажу, что выдержал я ровно год. А потом в бега подался. Домой. Сидел дома и ждал, что снова придёт повестка. И пришла. В 43-ьем. Вместе с военкомом. Он мне тогда сказал:

-Ну что, Мотя? Сидишь дома? Тут такое дело. Вот тебе вызов на фронт. Пехота. Пойдёшь – молодец. Не пойдёшь – навечно дезертир. Как людям в глаза смотреть будешь? Подумай.

Я подумал. И пошёл. И больше не бегал. Прошёл всю войну. Вот мои ранения. Вот рука прострелена (на сгибе у локтя виден огромный шрам с многочисленным углублениями, будто прострочили на крупной швейной машинке круглой иглой), ранение в ногу имеется. Потому и прыгаю при ходьбе.

(Он рассказал ещё о ранениях, но точно не помню, где он ещё был ранен. Да это и неважно).

Особенно, Мариночка Николаевна, запомнилась мне такая история. Сидели мы в окопе с нашей ротой в поле, под Белоруссией. Там слева ещё какая-то башня стояла. Сидели, притаившись, потому что где-то недалеко немец шуршал.

Осталось нас не очень много.

И тут немец попёр. Командир наш говорит:

-  Готовьтесь, ребята, к атаке. По моей команде.

- Погоди, командир, - белорус один говорит, - Давай всех не будем в бой отправлять. Видишь, башню вон ту? Зашли туда кое-кого из наших. Немца оттуда снимем без особых жертв. А так, если отправишь ребят напрямую,  все погибнут. Сделаешь как я сказал,  все спасёмся.

- Ты что? – Командир рассвирепел, - Перечить мне? Под трибунал пойдёшь!

Белорус отошёл, затих.

И вот она, готовность номер один. Так страшно мне ещё не было. Все с напряжением ждали команду. И вот оно:

-В атаку! За Родину! За Сталина!

Я хотел выскочить, но тут кто-то схватил меня за полу гимнастёрки.

-Обожди, Матвейка. Не торопись.

Я, посмотрев на спины бегущих товарищей, оглянулся назад. Там стоял тот белорус. Белорус заговорщически мне подмигнул, утянул ближе к земле и спросил:

- Жить хочешь?

- Хочу.

- Тогда делаем по-моему. Пока фрицы заняты нашими ребятами, полезем наверх. По - любому наши не отобьются. Мы сверху всю немчуру снимем. Сечёшь?

-Секу.

-По моей команде бежим. Раз… Два… Три… Пошёл!

И мы побежали.

Что сказать?

Прав был тот белорус.

Мы двое только и выжили. Из всех. Даже немцев не осталось…

Другой вопрос, как мы потом объясняли то, что выжили… Вернулся я домой уже в 45-ом…

И Матвей Семёнович взялся за верёвку, которая у него была прикреплена к спинке старой, ещё советской кровати и стал подниматься, качая пресс. Каждое движение давалось ему с трудом. От напряжения, тело содрогалось, а на руках сильно напряглись мышцы.

-Что же вы делаете, Матвей Семёнович! У вас же травма! Вдруг нельзя! - Забеспокоилась я.

Он строго глянул на меня. Лицо было залито потом. Глянул и сказал:

-Я хочу ходить. Не хочу тут лежать, как мешок с навозом. Хочу и пойду, понимаешь?  И ты иди. Не смотри на меня. Буду заниматься. Залежался уже. Ну же! Иди! Всего доброго. В гости забегай.

-Спасибо большое за рассказ. Большой удачи! До свидания!

И знаете что? Пошёл. Он встал и пошёл. Пусть с ходунками, пусть медленно. Но пошёл. Человек с удивительной историей. Человек, храбрый сердцем. Человек, сильный духом.

Историю о том, как он второй раз упал и второй раз сломал шейку бедра, может и стоит рассказать, но мы с ним больше не виделись. Я долго думала: «Ведь надо же! Он так хотел ходить! И пошёл! И снова неудача. Как же он пережил такой удар, этот уникальный человек?»

Как часто мы с вами опускаем руки перед трудностями, которые не так страшны, как все эти вещи, о которых я вам сейчас рассказала. И я хочу вам сказать: Всё будет хорошо. Верьте. И не сдавайтесь.

История основана на реальных событиях,

имена главных героев изменены умышленно.

Памяти моих любимых дедушек и бабушек,

которых у меня было больше, чему у кого бы то ни было

Светлой памяти.

Спасибо вам всем за Победу!

Помню, люблю, скучаю.

Спасибо за фото Артуру Шакирову. На фото Герой Советского Союза Г.П.Кунавин г. Каменск-Уральский


Рецензии