Часть 6. Прото-индо-европейский язык Черноморско-К

Часть 6. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 6. Постепенное расширение культуры Кукетини-Триполье на северо-восток. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Промышленные масштабы медная металлургия приобрела в 4800-4600 д.н.э., когда научились делать формы и отливать более крупные предметы. Ковкой и литьем производились разнообразные орудия труда, вооружение, предметы быта (крючки, лезвия и т. д.), различные украшения, в том числе орнаментальные, пользовавшиеся большим спросом (чувство прекрасного и - особенно - желание выделиться на общем фоне жили во все времена). К 4500 году д.н.э. плавильные методы дополнительно усовершенствовались за счет повышения температуры и других нововведений, качество меди улучшилось, и появилась возможность производить медные изделия высокого качества и в широком ассортименте, и они быстро распространились по всей Старой Европе. Примерно в это время они начали экспортироваться в степи, так что изделия из балканской меди этого периода находят по всей степи до Урала и до северных склонов Кавказских гор (Нальчик).

 
Кстати, выплавка меди возникла не на пустом месте - приход металлургии подготовили гончары, которые постепенно научились добиваться высокой температуры для обжига своих изделий, и в какой-то момент, возможно случайно, при температуре около 800 градусов было обнаружено выделение бусинок меди из азурита или малахита (скорее всего, растолченных).
Интересный момент, что полы в домах Старой Европы и Кукетини-Триполье были из обожженной глины. Перед строительством заливали глиняную площадку, которую потом обжигали. Так что дров им действительно надо было много, и неудивительно, что леса уменьшались. Энергия. Сейчас точно также же не задумываясь жгут нефть и газ, и более того, всячески поощряют такое бездумное уничтожение этих невозобновляемых ресурсов для увеличения прибыли, даже уже зная, что запасы нефти и газа весьма ограничены.

Степные культуры и их распространение
Распространение скотоводства по Черноморско-Каспийскому степному региону и предгорьям Северного Кавказа привело к появлению похожих, общающихся между собой культур в разных частях этого региона, отличительной чертой которых было скотоводство. Однако количество и виды одомашненных животных отличались в разных местах, как и другие характеристики - тип жилья, количество и ассортимент медных изделий, ритуалы погребения.

Хвалынская культура.
Одной из таких культур, зародившейся примерно в 4700-4600 году д.н.э. и просуществовавшей около 800 лет, была Хвалынская культура - по названию города Хвалынска на правом берегу Волги, в её среднем течении (между Самарой и Саратовом). Мы далеко в город не ходили от пристани, где делали пересадку на паром, чтобы переплыть на другой берег, в райцентр Духовницкое. Вид на Хвалынск с другого берега красивый (см. фото ниже). За городом тянется гряда довольно высоких для этого региона Хвалынских гор, и на их фоне город выглядит ещё более живописным. Думаю, рыбы в реке в те далекие времена было в изобилии (она и сейчас есть, судя по наличию рыбаков, да и дичи, и особенно крупных диких животных, кругом хватало (дикие лошади, олени). Одним словом, место в плане изобилия разнообразных ресурсов для жизни хорошее (сам бы жил в таком месте, да не довелось).
Поселения Хвалынской культуры находят на большом пространстве, вплоть до устья Волги. Однако в большинстве случаев это не поселения, а захоронения или временные стоянки охотников Хвалынской культуры (как, например, Кара-Кудук в устье Волги). Из раскопок следует, что жители имели домашний скот (овцы, козы, крупный рогатый скот), однако в диете очень большую долю составляло лошадиное мясо. Первоначально это были добытые охотой дикие лошади, а потом к ним добавились одомашненные. Для захоронений использовалось отдельное место. На кладбище, где велись раскопки (на берегу Волги, потом это место затопило водохранилище), было похоронено около полутораста человек. Пожертвования в могилах были уже намного богаче, чем в случае Днепро-Донецкой культуре. Было найдено большое количество медных предметов (украшения - бусы, кольца; гарпуны, наконечники для дротиков), ожерелья из раковин, отличительная для этой культуры керамическая посуда со своими особенностями, знаки социального отличия (в том числе уже упоминаемые прямоугольные пластины из клыков дикого кабана, отполированные каменные булавы) и другие предметы.
В жертву приносились домашние животные (овцы, козы). Но лошади тоже приносились в жертву, причем вместе с домашними животными. Этот факт следует интерпретировать так, что и пожертвованная лошадь тоже была домашним животным. Мясо животных съедалось на поминках, а в могилу клали что оставалось (у греков античных времен в этом плане был похожий ритуал пожертвования). Голова лошади, шкура и нижняя часть ног с копытами были найдены в нескольких могилах. Интересно, что в точности этот ритуал пожертвования описан в Риг Веда, первой рукописи молитв, ритуалов на старом индийском языке, примерно в 1500 д.н.э.
Интересно отметить, что медные изделия четко разделялись по качеству: две группы из меди худшего качества были местного производства, а третья представляла высококачественные изделия балканской меди (определили по химическому составу).
На Хвалынскую культуру походила Самарская культура, располагавшаяся севернее, в лесостепной зоне. Обитатели так же были скотоводы (овцы, козы, крупный рогатый скот), но также переняли некоторые предметы быта и вооружения от живших по соседству собирателей, обитавших в более северных лесах. В Самарской культуре также прослеживалась некоторая связь с Днепро-Донецкой культурой II, в частности в ритуалах захоронений.

Культура Нальчика и Северного Кавказа.
Эта культура прежде всего интересна тем, что она имела тесные экономические и культурные связи со степями, лежащими на север. При раскопках кладбища было найдено много предметов Хвалынской культуры. Ритуалы похорон тоже были схожи. Никаких подтверждений связи с культурами Ближнего Востока найдено не было. Это важно отметить, поскольку существуют гипотезы, что была связь с жителями Южного Кавказа и заимствования оттуда, в том числе возможно и ПИЕЯ. Однако раскопки в Нальчике и других местах того же периода показали, что жители Северного и Южного Кавказа друг о друге видать не знали, связи между ними не было. Языки их тоже были весьма различны. Но зато было найдено множество свидетельств тесной связи Нальчика со степными жителями. По факту, Нальчик был южной окраиной степной культуры. Кто ходил по Кавказским горам, согласится, что связь между жителями Северного и Южного Кавказа через самый недоступный в Европе горный массив, с постоянными ледниками  во многих местах, выглядит проблематичной. Можно предположить связь через побережья Каспийского и Черного морей, но расположение Нальчика для этого просто неудобное.

Культура Нижнего Дона и Прикаспийских степей.
Поселения и погребения этой культуры датированы 5200-4600 д.н.э. Домашние животные были овцы и козы. Изредка встречаются кости крупного рогатого скота. Больше всего костей лошадей. Поселения были маленькие, дома строились сколько-то врытые в землю, по размеру довольно большие (как пример, 8 на 20 м). Использовали небольшие медные изделия, были найдены символы власти - полированные каменные булавы (которые также использовались как оружие) и уже знакомые пластинки из клыков дикого кабана. Регулярных захоронений, то есть специально отведенных кладбищ, найдено не было. Хоронили, похоже, где придется. Захоронения, найденные при раскопках, были в углублениях от когда-то бывших на этом месте домов.
Поселения этого типа определяют как Орловская культура. Культура Нальчика очень похожа на поселения Орловской культуры, и Нальчик считается самым южным поселением этой степной культуры.

Одомашнивание лошадей и начало верховой езды
В силу важности этого вопроса, его исследовали многие археологи. Действительно, одомашнивание лошади и верховая езда качественно расширили возможности людей во многих видах деятельности - перевозка грузов, перемещения на большие расстояния, новые военные тактики, новый вид домашних животных для еды. Было несколько археологических школ, выдвигающих конфликтующие гипотезы, и поэтому долгое время велись горячие споры, и по каким-то аспектам до сих ведутся. Однако, благодаря исследования Д. Антони и его жены, на сегодня вопрос о том, когда лошадь началась использоваться для верховой езды, можно считать в большой степени решенным. Само исследование по своей сложности превосходит детективные истории, и читать о нем необычайно интересно. Думаю, буду недалеко от истины, если скажу, что по сочетанию знаний, четкой взвешенной логики и замечательной научной интуиции его можно считать образцовым научным исследованием, которое таковым и должно войти в анналы археологии и истории. (Может, и уже вошло, хотя вряд ли - научная среда нынче суетливая, озабочена больше не поиском истины, а тем, чтобы быть поближе к кормушке, и потому современные "ученые" работают больше локтями, чем головой.)
На сегодня достигнуто согласие, что лошадей одомашнили в Черноморско-Каспийских степях примерно в 4800 году д.н.э. В это время и начали появляться однотипные пожертвования лошадей в захоронениях людей (голова со шкурой и нижними частями ног), наряду с другими домашними животными. (Да и сложно привести дикую лошадь к месту пожертвования, а доставлять её по-другому на ту пору, думаю, было непросто). Примером могут служить захоронения Хвалынской и Днепро-Донецкой культур.
Первоначально, как считает Д. Антони, лошади были приручены как гарантированный источник мяса во время зимы (а зимы в том регионе суровые и снежные, надо отметить). В смысле выживаемости зимой, лошади были намного более приспособленными по сравнению с овцами и крупным рогатым скотом. Лошадь добывает себе траву из-под снега, разбивая снежный наст или ледяную корку копытами, а потом отгребая снег. Коровы и быки могут только отодвигать снег мордой, равно как и овцы. Последние, раз повредив морду до крови, умрут от голода, стоя в буквальном смысле на корме. Более того, крупный рогатый скот должен видеть траву, чтобы попытаться её достать, а лошади будут разбивать наст и разгребать снег даже если травы не видят. Кроме того, лошади могут разбивать лед, чтобы напиться, а коров и овец зимой надо поить. Так что лошадь намного более приспособленное для зимы животное.
Само одомашнивание лошадей было облегчено накопленным опытом обращения с крупным рогатым скотом. Стадное поведение лошадей похоже на поведение коров. Например, и те и другие следуют за самкой-лидером.
В таком виде, то есть как источник мяса, одомашненные лошади и использовались долгое время, пока примерно в 4200 лет д.н.э. в Черноморско-Каспийских степях не была освоена верховая езда. (Так считает Д. Антони, и для этого он представляет убедительные доказательства. А до этого считалось, что верховая езда началась в 2000 д.н.э). И вот это уже ознаменовало по-настоящему революционное по своим последствиям технологическое событие в истории человечества.
Эти даты были получены по радиоуглеродным замерам ископаемого органического материала в местах, где были найдены останки лошадей с характерным для верховой езды износом зубов мундштуком удил, используемых наездником для управления лошадью.
В период 3500-3000 д.н.э. лошади начали появляться во все большем количестве за пределами Черноморско-Каспийских степей (Майкопская и Ранняя Транскавказская культура на Кавказе, в среднем и нижнем течении Дуная, центральной Германии и Баварии. В последнем случае, там были так же свои маленькие местные лошади, а крупные лошади импортировались из степей. Верховая езда также распространилась на восток в Казахстанские степи (наиболее раннее найденное свидетельство верховой езды в том регионе относится к 3700 д.н.э.).
Как и большинство значительных изобретений, верховая езда тут же начала использоваться для захватнических целей. Первоначально это были, скорее всего, грабежи и кражи скота. В отличие от прежних времен, когда воровали скот у соседей, теперь появилась возможность совершать далекие грабительские рейды, быстро перемещаясь на большие расстояния. Но такая же возможность появилась и у тех, кого грабили, то есть отвечать взаимностью - вернуть силой свой скот назад, отомстить, угнать чужой скот. Театр возможных воинственных и враждебных действий необыкновенно расширился, и соответственно возросло количество кланов и племен, враждебных по отношению друг к другу. Это также не могло не увеличить жестокость и бескомпромиссность столкновений, что в свою очередь должно было привести к значительно большему числу человеческих жертв, и все большей милитаризации такого общества - как по воинственности общественного сознания, так и по структуре, вооружению и тактическим приемам, используемых для ограбления, защиты и нападения.
Воевать на лошадях пока не могли, до создания кавалерии было далеко. Она появилась примерно 1000 лет д.н.э., когда был изобретен новый короткий лук, из которого уже можно было стрелять с лошади, и в разные стороны (до этого луки были длинные, до полутора метров). Также появились новые, более-менее стандартизованные, наконечники для стрел. Это тоже была промежуточная стадия, так как ещё не было стремян (которые изобрели после 140 н.э.), а без них бросать или орудовать копьем с лошади с полной силой сложно, и тем более наносить рубящие удары.

Закат Старой Европы и появление степных племён
К 4300-4200 д.н.э. Старая Европа достигла пика своего расцвета (см. Рис. 5). Захоронения по богатству и роскоши превосходили захоронения Ближнего Востока того же времени. 281 могила в Варне содержали более трех тысяч золотых изделий общим весом более шести килограмм. Золотые орнаменты и предметы также были найдены в поселениях в долине Нижнего Дуная. Социальная организация не была жесткой, хотя кланы (возможно, и их объединения тоже) возглавлялись вождями. Однако большой власти эти вожди скорее всего не имели, по крайней мере не было найдено таких свидетельств. Старая Европа насчитывала тысячи поселений, однако критических ресурсов (земля, лес, трудовые ресурсы) хватало на всех, и поэтому не было экономической причины для захвата ресурсов у соседей и централизации власти.
Многие поселения находились на возвышениях (иногда то 10-15 м), которые образовывались за время длительного обитания, и они были обнесены деревянным частоколом. Число домов обычно было несколько десятков.
В период 4200-4100 д.н.э. начал меняться климат - наступила фаза похолодания, называемая "Колебание Пиора" (Piora Oscillaton). Очень холодно было в 4120 и 4040 д.н.э. Период с 3960 д.н.э. по 3821 д.н.э. был самый холодный за две тысячи предыдущих лет. Были частые наводнения, приведшие к эрозии земли в речных долинах, где раньше занимались земледелием. Было обнаружено, что некоторые поселения перешли на выращивание ржи из-за холодного климата. Эти и другие причины привели к глубокому кризису общества Старой Европы.
В период 4200-3900 д.н.э. более шестисот поселений были сожжены и покинуты в долине Нижнего Дуная и восточной Болгарии. Некоторые жители переместились в район нынешнего Бухареста, но это были уже маленькие поселения меньше чем с десятком домов. Но и такие поселения несут следы неожиданных пожаров, когда люди просто бежали, бросая все как было. Люди рассеялись и стали намного более мобильными, перейдя на скотоводство (овцы, крупный рогатый скот).
Более-менее нормальный климат восстановился только к 3760 году д.н.э., но к тому времени культура жителей долины Нижнего Дуная и Балкан поменялась радикально. Ремесла - керамика и металлургия - пришли в упадок, как по качеству, так и по количеству, особенно металлургия. Добыча медной руды на Балканах внезапно прекратилась около 4000 д.н.э., теперь её стали добывать в Трансильвании и Венгрии. Интересно, что как раз в этот период начала развиваться металлургия в Венгрии, Австрии и Центральной Европе.
Изделия было теперь из бронзы - sсплав меди и (1.5-2%) мышьяка (Arsenic), но не олова, и ассортимент был совсем другой, в том числе нового вооружения, среди которого преобладали кинжалы.  По факту, это была новая культура. Культура Старой Европы исчезла полностью. Что было причиной этой катастрофы, остается предметом дискуссий. Но следует отметить, что как раз накануне массового разрушения поселений Старой Европы в Нижнем течении Дуная возникли первые захоронения степных жителей. Также отмечают факт появления поселений степного типа в этих местах сразу после разрушения поселений Старой Европы. Однако это не были поселения чисто степного типа. Например, использовались керамические технологии степей, но изготавливалась посуда по формам Старой Европы. Но это вряд ли означает, что была постепенная интеграция или слияние двух культур. Культура Старой Европы исчезла внезапно, и вполне возможно, что это был насильственный конец, судя по следам вооруженных столкновений, когда одновременно гибли десятки людей. Однако изменение климата к худшему тоже по совокупности способствовало разрушению той цивилизации. Но не все регионы пострадали одинаково. На Балканах, например, не найдено ни одного поселения периода 3800-3300 д.н.э., а у жителей западной Болгарии и Западной Румынии, где и до этого жители передвигались гораздо чаще с места на место, традиции Старой Европы сохранились лучше.
Культура Кукетини-Триполье, напротив, не только уцелела, но даже получила импульс для ускоренного развития, продвинувшись до Днепра, и создав даже ещё большие сельскохозяйственные поселения, которые, однако, не было такими долговременными, как раньше, чтобы постепенно подниматься над окружающей местностью. Некоторые поселения насчитывали сотни домов, а одно по площади занимало 150 га (Веселый Кут). Культура Кукетини-Триполье установила новые контакты с металлургическими регионами Венгрии и Трансильвании, взамен прежних балканских.
Язык степных жителей, пришедших на новое место жительства в Старую Европу, скорее всего, состоял из диалектов архаичного ПИЕЯ, позднее частично сохраненных в Анатолии (нынешняя территория Турции). Похоже, что к тому времени степные жители также уже овладели верховой ездой.
Встает вопрос. Как так получилось, что Старая Европа была разрушена, а культура Кукетини-Триполье, её прямое продолжение, и если не с тем же, но очень близким языком, не только уцелела, но даже расцвела и просуществовала ещё тысячу лет?


Рецензии