Часть 7. Прото-индо-европейский язык Черноморско

Часть 7. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 7. Географическое расположение степных культур в период 4200-3900 д.н.э. во время вторжения людей Суворово-Новоданиловской культуры в долину Дуная. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.

Степные культуры того же периода
В это же время в степях появились новые культуры, которые и взаимодействовали с культурами Старой Европы и Кукетини-Триполье. Влияние этих степных жителей и обусловило описанные перемены.

Культура Среднего Стога
Названа по имени острова на Днепре, расположенного возле предпоследнего Днепровского порога. Однако распространялась она до нижнего Дона. Это те люди, которые на протяжении долгого времени взаимодействовали с культурой Кукетини-Триполье. Характеризуется керамикой Хвалынской культуры (и по форме, и по технологии), захоронениями также по образцу Хвалынской культуры, и предметами, которые имели выраженную связь  с ней же, как, например, символы власти - отполированные каменные булавы того же типа. Эти находки указывают на то, что это, скорее всего, были скотоводы-мигранты с Волги. Располагались поселения почти в тех же местах, где до этого была Днепро-Донецкая культура II (ДД II), и иногда захоронения происходили на тех же кладбищах (см. Рис. 7).
Однако, в отличие от ДД II, люди культуры Среднего Стога были более мобильными, и на одном месте подолгу не задерживались, из-за чего их поселения были маленькими, и соответственно маленькими были кладбища. Но они были не только скотоводами, но также занимались земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, просо. По ряду признаков, Д. Антони считает, что они уже овладели верховой ездой, хотя прямых доказательств нет.
Время существования разделяется на четыре фазы, охватывая период до 3300 года д.н.э.
Общественное устройство представляло дальнейшее развитие  ранее описанных тенденций. Это включало усиление власти вождей, и соответственно рост числа лояльных или зависящих от них людей, а также установление, укрепление и поддержание договорных отношений с соседними кланами и племенами путем взаимовыгодного обмена дарами. Относительно последнего надо сказать, что такого рода отношения позволяли поддерживать баланс, не допуская сваливания в постоянные междоусобицы и военные действия. Непрерывная вражда в долгосрочной перспективе никому выгоды не приносит, и нормальные люди понимают, что со всеми постоянно враждовать не будешь. Союзы с другими племенами и кланами, и обеспечиваемая ими возможность периодов мирного сосуществования были необходимостью как по политическим (усиление военной мощи), так и экономическим (товарный, культурный, информационный обмен) причинам.
С другой стороны, рейдерство для кражи скота не только не прекращалось, но продолжало развиваться, совершенствуя формы и тактики, становясь более жестоким. Вполне возможно, что теперь дело не ограничивалось только скотом. По форме ранняя кража скота просто должна была со временем трансформироваться в вооруженные налёты и нападения - других вариантов развития у таких явлений быть не может. И, скорее всего, так оно и происходило. Молодые парни обязаны были пройти испытание, доказать свою зрелость, совершив такой налёт или кражу скота. (Интересно отметить, что этот обычай, хотя и в видоизмененной форме, сохранялся в степях до начала 20-го века. Генерал И. И. Коноводов в своих книгах описывает казачий обычай посылать молодых ребят с лошадьми в ночное, где выбирались старшие, назначались часовые, и вообще соблюдалась строгая дисциплина. Но основной целью таких мероприятий был даже не выпас коней, а выполнение совместной задачи суметь скрытно подобраться к чужой бахче и незаметно украсть арбузы или дыни. При этом опять же выбирали старшего, роли четко распределялись, и все мероприятие проходило организованно. От местности к местности предмет кражи менялся, конечно, но сам обычай был широко распространен в степях, и я знал о нем с детства.)
 

Однако проверка молодых парней на зрелось была далеко не главной причиной рейдерства. Усиление социального неравенства и расслоение по имущественному статусу ввело к тому, что выкуп за невест тоже многократно увеличивался, и рейдерство также было одним из способов  добыть на него средства. И, конечно же, вожди племен и кланов - патроны - тоже не упускали возможности использовать рейдерство, когда выпадал случай поживиться за счет ближнего и дальнего, используя для этого своих клиентов.
В итоге имеем интересное динамичное общество со следующими характеристиками:
(а) Не задерживалось подолгу на одном месте (занятие скотоводством этому только способствует);
(б) Умело вести гибкую  политику в отношении соседей, используя систему договоренностей через взаимовыгодные дары, и разнообразные контакты; причем политическая ситуация, из-за их мобильности и конфликтов с другими, просто обязана была часто меняться, и они должны были это постоянно отслеживать и реагировать;
(в) Было иерархическим, где члены общества были обязаны быть лояльны вождю из-за зависимости от него - в той или иной форме;
(г) Вожди всячески старались усилить свою власть, в том числе из-за конкуренции с вождями соседних племен. Увеличение богатства, что рейдерство также могло обеспечить, было важной составляющей власти вождя;
(д) Верования, мифы и ритуалы оправдывали и даже поощряли кражу скота и другой чужой собственности, и превозносили воинскую доблесть;
(е) Все мужское население проходило фактически военную тренировку через рейдерство и связанные с ним вооруженные конфликты, получали практический опыт организованных внезапных вооруженных нападений и систематического грабежа;
(и) Освоив верховую езду, могли быстро перемещаться на большие расстояния в сотни километров, что давало возможность внезапного нападения;
(к) За счет своей мобильности и способности быстро перемещаться на большие расстояния, а также за счет союзов с другими вождями, личных контактов с другими степняками, имели возможность получать разнообразную информацию как о ближних, так и дальних племенах, в том числе о людях за пределами степей.

При таких исходных данных, это был только вопрос времени, что такое племя, или союз таких племен, рано или поздно попробует подчинить себе людей, у которых можно что-то взять. При этом арсенал средств у них был широкий и гибкий - от системы договоров о взаимовыгодных обязательствах, до хорошо организованных массовых вооруженных нападений.
Похоже, что люди культуры Среднего Стога при взаимодействии с Кукетини-Триполье оказались достаточно гибкими, равно как и противная сторона. Первоначально одним из главных аргументов, по-видимому, была военная сила. Десять процентов поселений Кукетини-Триполье в этот период имели сильные укрепления в виде рвов шириной пять метров и глубиной три. Объем земляных работ составлял полторы тысячи и более кубометров грунта. Это огромный объем работ, на который могла подвигнуть только очень серьезная опасность. Имеются также следы вооруженных нападений.
Однако затем, как раз в тот период, когда в Старой Европе наступила катастрофа, число поселений Кукетини-Триполье с укреплениями уменьшилось. Раскопки выявили, что в этот и последующие периоды жители пользовались смешанной керамикой Среднего Стога и местной, были найдены символы власти Среднего стога и другие предметы, отдельные захоронения представителей их культуры. Более того, были найдены временные поселения жителей Кукетини-Триполья в степях, возможно для сбора урожая винограда, то есть проникновение не было полностью односторонним.
Как такое существование стало возможным, остается только гадать. Похоже, что в итоге Среднему Стогу удалось навязать людям Кукетини-Триполья какой-то симбиоз системы договоров на основе взаимных даров, дополненный отношениями патрон-клиент, торговым обменом, военным преимуществом одной стороны, и может чем-то ещё. Каждая сторона имела свои преимущества, и более-менее успешно смогла ими воспользоваться, чтобы добиться равновесного - но не обязательно равноправного - существования.

Суворово-Новоданиловская (СН) и Сернавода культуры в долине Дуная
СН культура рассматривается скорее как элитная часть культуры Среднего Стога, хотя Д. Я.  Телегин позже стал рассматривать её как отдельную культуру. Обратите внимание, что Новоданиловка расположена недалеко от северного побережья Азовского мора, а Суворово на север от нижнего течения Дуная, то есть на большом расстоянии (Рис. 7).
Первые мигранты из степей пришли в долину нижнего Дуная примерно в 4200 д.н.э., после чего бывшие там жители Старой Европы тут же и покинули эти места по неизвестным причинам. Само место привлекло мигрантов самыми большими в Европе болотами, которые очень удобны для зимовки животных. Климат стал заметно холоднее, возможно в степях стало слишком холодно, и это была одна из причин миграции. Богатство жителей Старой Европы могло служить другим притягательным фактором. В любом случае, мигранты получили и то и другое, направив много заполученной меди в степи, в основном в район Днепра. Заселение сопровождалось в том числе военными конфликтами.
Похолодание, как уже ранее говорилось, ухудшило природные условия для сельского хозяйства, особенно для земледелия. Но вряд ли настолько, что надо было в спешном порядке покидать эти края коренным жителям. Скорее всего, элемент насилия был существенным со стороны мигрантов. Те жители, которые остались, а их видать было немного, приняли новые правила, став клиентами патронов-мигрантов, и занявшись в основном скотоводством. Пасли овец, коз, наверняка и крупный рогатый скот, но теперь к этим традиционным домашним животным добавились лошади, за которыми, возможно, присматривали сами степные жители. Возможно, они так же следили за стадами коренных жителей на какой-то взаимной основе.
Словарь ПИЕЯ содержит термины, обозначающие неожиданно приобретенное богатство, как награду и почести за отвагу и доблесть.
Я бы ещё добавил, что не все люди по своей вольной природе согласны терпеть притеснения и быть в зависимом положении. Может, и эти жители Старой Европы предпочли сопротивляться захватчикам. А когда поняли, что не победить, предпочли уйти.
Здесь появились одни из первых курганных захоронений степных жителей с такими же как в степях предметами быта, символами власти и пожертвованиями домашних животных, включая лошадей - как и в степях. До этого домашних лошадей в этом регионе не было, и почти наверняка их ввели в обиход мигранты.
К 4000 году д.н.э. носители СН культуры проникли на юг от Дуная, по совокупности признаков образовав новую культуру, Сернавода (Рис. 7). Она представляла - в какой-то степени - ассимиляцию СН культуры и культуры Старой Европы. Найденные мужские черепа принадлежали степным жителям, а женские демонстрировали средиземноморский тип прежних жителей. Но это совсем не значит, что все женщины были только такого типа. Возможно, элита брала местных, а остальной народ женился, на ком мог. Дошедшие до нас захоронения  были в основном для элиты.
К этому времени начали держать овец для шерсти. Курганные захоронения исчезли в этот период. В 3600 д.н.э. Серавода 1 трансформировалась в культуру Серавода 3, которая установила контакты с влиятельной восточноевропейской культурой Баден-Болераз в среднем течении Думая (Венгрия).
Предполагается, что язык мигрантов был пре-Анатолиан, то есть архаичный ПИЕ, но переселись ли они потом в Анатолию, принеся туда пре-ПИЕ, неизвестно (распространение пре-ПИЕЯ в Анатолию установленный факт). Но также вполне вероятно, что пре-ПИЕЯ был принесен в Анатолию другим путем.
Также высказывается гипотеза, что их потомки основали Трою в 3000 д.н.э. Это не совсем безосновательное предположение, но доказать его сложно.


Рецензии