Часть 8. Прото-индо-европейский язык Черноморско

Часть 8. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 8. Культуры, сформировавшиеся к 3300 д.н.э., использующие ПИЕЯ.
(From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.


Культуры в Черноморско-Каспийских степях в 3800-3300 д.н.э.
Этот период характеризуется тем, что отношения степных жителей на западной окраине более-менее стабилизировались. Таких значительных событий, как заселение территорий бывшей Старой Европы, или трансформация культуры Кукетини-Триполье (позднее её стали называть Триполье), уже не было. Позднее Триполье все больше напоминало культуру Среднего Стога. По-видимому, период 3600-3400 д.н.э. был конфликтным - были ли это внутренние конфликты, или со степными жителями, или то и другое, неизвестно. В период 3700-3400 д.н.э. произошли два значительных изменения в культуре Триполья. Во-первых, керамика и технология её изготовления стала полностью как у Черноморско-Каспийских степняков. Во-вторых, Триполье полностью приняло их же похоронные ритуалы. Такие изменения сложно объяснить подражанием. Скорее всего, вместе с новой керамикой и похоронными обрядами появились и их носители.
Интересно, что в период 3600-3400 д.н.э. возникли огромные по тем временам поселения в районе Южного Буга, площадь которых достигала 350-450 га - в два раза больше, чем самые большие города в Месопотамии. Но это не были города с системой управления, администрацией, общественными зданиями, а просто очень большие поселения. Судя по раскопкам, какие-то институты центрального управления там начали зарождаться, и возможно, что со временем такие поселения структурировались бы и сорганизовались в подобие городов. Но, по обыкновению, кончилось тем, что города побросали, и к концу периода весь этот регион Южного Буга - Днепра вообще опустел. Цивилизация вещь хрупкая. Ломать - не строить.
Что касается связей жителей степей с "земляками", бывшими степными жителями, осевшими в нижнем течении Дуная и позднее создавшими культуру Сернавода, то они были, скорее всего, довольно интенсивными, чему способствовали похожий язык, и во многом разделяемая, особенно на первых порах, культура. Рис. 8 показывает расположение образовавшихся культур этого периода.

Культура Михайловки
Представители этой культуры жили в нижнем течении Днепра, после порогов. Это было развитое аграрное и скотоводческое общество. В их диете уже превалировало мясо домашних животных, с небольшим включением диких животных, а также зерновые (пшеница, ячмень, просо). Большое количество овец говорит о том, что они также разводились для шерсти. Культура была степная, но антропологически, по форме черепов (узколицые и тонкокостные), люди были недалеки от жителей исчезнувшей Старой Европы, что говорит о смешанных браках. (Но, опять же, может это были в основном браки верхушки. Все-таки более вероятно, что во времени лучше сохранятся и будут впоследствии более заметны захоронения знати, для которой и курганы больше насыпались, и впервые в степях начали устанавливать стелы, в том числе антропоморфического вида - обозначенные голова и плечи). 
Курганы этой культуры, со степными пожертвованиями животных при похоронах, расположены от нижнего Днепра до дельты Дуная на запад, на юг в Крым, и на север и северо-запад от Черного моря. Михайловка почти наверняка была важным и активным звеном в сообщении степных жителей с культурой Серновода в нижнем течении Дуная. Жители на северной и северо-западной окраине этой культуры соседствовали с Триполье, и там тоже часты были смешанные браки.

Поздний Средний Стог
На формирование этой культуры повлияло географическое положение. В лесостепной зоне было много диких животных, которые и составляли большую долю мясного рациона. Жители также держали большие табуны лошадей, и совсем немного других домашних животных. Рыба тоже была существенной частью их диеты. Из нового следует отметить выращивание зерновых. а также строительство больших домов (найденный при раскопках дом был размером 15 х 12 м с тремя помещениями). Похороны проводились по ритуалам Хвалынской культуры.

Репин и Поздняя Хвалынская культура(ПХК)
Зона этих культур была на востоке степной зоны, от Нижнего Дона до Волги и реки Урал. Поздняя Хвалынская культура была представлена скорее сообщающимися анклавами, чем равномерным заселением, что вполне объяснимо, учитывая огромность территории. Временные поселения ПХК были также найдены на восточном берегу Каспийского моря в районе Мангышлака, которые были основаны людьми, по всей видимости переплывшими Каспийское море.
Эти две культуры оказали значительное влияние на жизнь степной зоны, и особенно регионы Волги и Урала. Считается, что именно эти две группы использовали диалекты классического ПИЕЯ, который затем распространялись в другие регионы, в том числе за пределы степей. Эти же две группы оказали большое влияние на формирование и распространение ПИЕЯ по всем степям. Они явились базой для создания последовавшего за ними так называемого Ямного горизонта, включавшего огромную территорию от Уральских гор до низовьев Днепра, и на севере до границы лесов, где жили племена собирателей.
Однако и поздняя Хвалынская, и Репинская культуры тоже немало поспособствовали развитию и распространению ПИЕЯ. Это выразилось в распространении устного творчества, особенно песен, поэтических произведений, преданий, что всегда составляло большую и неотъемлемую часть культуры степных жителей. Эта культурная особенность степных жителей сохранялась и впоследствии; например, в песенном и поэтическом творчестве казачества. Через устное творчество распространялись языковые нововведения, новые грамматические формы и слова. В свою очередь, это дополнительно стимулировало развитие языка, поскольку больше людей было вовлечено в ежедневное пользование похожим языком, и соответственно больше было возможностей для языкового творчества, которое в силу мобильности населения и открытого для сообщений пространства быстро распространялось на далекие расстояния.
Из особенностей следует отметить большое количество лошадей во многих поселениях ПХК. Предполагают, что это было связано с разведением лошадей для экспорта в другие регионы.


Рецензии