III. Башня-дева

В своей первой книге я писал: «Девушка свешивала с окна башни до земли длинную косу – символ её целомудрия, в христианстве – это лестница восхождения к Богу, что в библии прочно связана с образом Девы Марии. В Средние века в католическом богослужении по отношению к Деве Марии иносказательно использовалось выражение «Башня из слоновой кости». Это образ «Башни-девы», которая не была взята ни силой, ни хитростью, ни богатством...» Технически, мы видим устройство каббалистического Дерева Жизни. Башню у подножья окружает змей, следующий за своим хвостом, он взял башню в кольцо. Внутри башни винтовая лестница или архимедов винт (аналог архимедовой спирали) – описание «долгого» или естественного пути к Богу, на небеса. Тогда как спущенная вниз золотая девичья коса – «тайный» или короткий путь к Богу, который в каббале мы называем Огненным мечом. Так грешники, не владеющие духовным знанием, пресыщающиеся шестью жаждами словно наживкой, пожираются змеем: их поглощает водоворот жизни. А те, кому удаётся отбиться от змея, поднявшись выше по лестнице, упираются в закрытую дверь, где принимают последний бой и славную смерть. И немногие обнаруживают прямой, и хотя сложный, но верный путь к Богу, скорее, рассматривая винтовую лестницу как шнек мясорубки, который нужно спешно покинуть, крепко ухватившись за «волос Бога».

Вообще-то, в мифологии встречается ощутимое усложнение истории. Петрухин утверждает: сотворение людей из змей – характерный сюжет антропогонии. Вспомним, как в Библии человек был сотворён из праха земного, что до Септуагинты имело смысл равносильный сотворению из праха змеи (а возможно, в качестве её испражнений). То есть все люди, звери и птицы порождены змеем и им же пожираемы спустя оборот. Каждый же хочет обрести душу, сознание, Бога. И вот начинается игра в «царя горы». А волшебная гора, как мы знаем – парный образ Дерева, оно же – башня. Если в ней 108 ступеней, поделённых на 12 (по числу зодиаков) или 6 (по числу жажд в буддизме) «этажей», то выход будет заключаться в идее «не прилипать» к «ступеням», в устранении желаний. Что отразилось в мифах о подвиге героя, который отрубает змею головы, прибегая к благородству и избегая прельщений, чтобы спасти свою душу-деву, не стремящийся к её «телу».

И все праведники, паря над землёй, следуют идее ухода в «вечное», взамен «преходящему». В XIX-XX веках идея «Башни-девы» заметно упростилась до идеи побега в чистое «творческое» от всех социальных и политических проблем. Но и тогда сохраняется главная мысль, хотя изначальное повествование шире. Башню, что невозможно взять штурмом, нужно брать чем-то из области «трансцендентного», что вообще за пределами доброты и злобы, желания творить или разрушать, дабы не просто занять нишу в жизни или «этаж», но покинуть ограничение самого бытия. То есть мы возвращаем шее Девы Марии или Майяуэль не столько добродетельные христианские, эллинистические и благородные, сколько безупречные и превосходные, оккультно-философские черты. Где ацтекская дева-кормилица богиня Майяуэль, запертая на небесах, точно также есть персонификация «дерева» агавы или Дерева Жизни. Но кроме того она – родоначальница хмельных напитков, иллюзий и утопий, «спаивает», путает, испытывает волю, для слабых духом создаёт «препятствие» к Богу.

Ты пройдёшь через «лес». Тот самый тёмный лес, в центре которого живёт Баба Яга, у которой есть странная печка, где можно перепечься. То есть стоит Башня-дева как свирепая мать, как имаго бездны, и она будет испытывать. Ранее я уже писал, что Ягая баба соединяет образы и девы-кормилицы и проводницы в потусторонний мир, производя обряды инициации, то есть взращивания души. Уже от неё проложен путь на небеса, в мир бессмертия и духовного начала. Вообще, лес синонимичен самой башне или замку в его центре, где герой блуждает по его бесчисленным покоям. Здесь же образ Маргариты (то есть жемчужины) философской, какой описал её католический монах Грегор Рейш XV в., принимает вид семиуровневой башни и одновременно семи сестёр – тех или иных областей науки, начиная с основ языка, затем идя через геометрию и логику, и вот заканчивая астрологией и теологией на самой вершине. Они же – скопление плеяд, по которым вечно стреляет (то есть ловит и собирает) вновь воскресший солнечный герой в образе лучника со своим псом (Орион и Пёс), а ведь девицы – и семь частей света и частей года, и само древо – семь очей Медведицы. И вот на самом верху, в тайной комнате, герой находит сокровенное послание, результат работы, соединяет части божества воедино.

«Крест стоит, пока вращается мир».
(девиз картезианцев)


Рецензии