Часть 9. Прото-индо-европейский язык Черноморско

Часть 9. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 9. Культурные зоны во время миграции людей культуры Репина в западные предгорья Горного Алтая, которые образовали Афанасьево. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.

Культура Афанасьево
Эта необычная миграция произошла примерно в 3700 д.н.э. или немного позже, отделившись от культуры Репина (западная часть юга Уральских гор). В какой-то степени она овеяна ореолом древних легенд Востока (по-видимому, небезосновательных, если об этом пишут научные книги). На Рис. 8 географическое расположение Афанасьево обозначено как D, а более детальная схема приведена на Рис. 9. Отличительная её особенность, это что она находилась далеко за пределами зоны ПИЕЯ, на расстоянии около 2000 (!) км, в западных предгорьях Горного Алтая (по которому я в своё время тоже походил, так что хорошо представляю эти места). Позже она распространилась по близлежащим местностям. В лингвистическом отношении культура Афанасьево интересна тем, что в результате этой миграции образовалась ветвь ПИЕЯ, известная как "Точариан" (за точность написания не ручаюсь). Сегодня это мертвый язык, но ещё относительно недавно им пользовались.
Причины этой необычной для того времени миграции точно неизвестны. Вполне возможно, что это был местный конфликт. Менее вероятно - добровольный уход на новые благодатные места. Причем это не была разовая миграция. На самом деле до 3300 года д.н.э., и очень вероятно что и после, сообщение Афанасьево с Репино, а позже с горизонтом Ямная не прекращалось, и было несколько миграционных потоков в Афанасьево, но также были и обратные миграции.
Во время своего первого перехода они ненадолго пересеклись с культурой Ботай, собирателями, которые пешими промышляли охотой на диких лошадей, устраивая засады на лошадиных тропах. После этого события ботайцы вскоре овладели верховой ездой, что радикально поменяло их методы охоты на лошадей (теперь они стали сразу загонять несколько лошадей, что резко увеличило их добычу).

 


Рецензии