Актриса. Больших и малых...

Возможность войти в здание главпочтамта исчезла вместе с появлением в проёме его двери, женщины чуть за шестьдесят. Первое, на что пришлось обратить своё внимание, это лицо. Оно, мелко испещрённое морщинами, пигментными пятнами, было буквально перекошено по диагонали. Словно кто-то невидимый, обладающий сверхъестественными способностями, медленно скручивал голову женщины как мокрое полотенце, с целью отжать воду.
Однако, вместо воды, изо рта женщины полились душераздирающие крики. Это были крики боли, утраты и страха перед лицом опасности. Ничего не поняв сначала, я оглянулся по-сторонам, не надвигается ли беда. Всё было спокойно.

Сквозь слёзы, стенания и чересчур громкие оханья, мне удалось разобрать причину горя этой немолодой женщины. Украли кошелёк, а вместе с ним, возможность ближайшие две недели хоть как-то поддерживать свой организм какой-нибудь пищей. Украли необходимые в её возрасте не купленные лекарства, а самое главное, украли возможность вернуться из города домой, в Карсун*.

Если бы на улице стояла толпа народу, я может быть почувствовал себя сопричастным к этому драматическому действию. А поскольку я был один, я стал его непосредственным участником. И вы бы, я вас уверяю, мимо сложившейся бедовой ситуации не прошли.

Я никогда не видел слёз на асфальте. До этого дня. И никогда не видел такого их количества. Трудно судить, насколько реально было глубоким её горе. Но вдруг, ей реально негде больше взять денег. Вдруг она, действительно, сейчас, вот прямо с этой минуты, начнёт голодать, а к вечеру обнаружит, что нет нужных таблеток?

-Вам нужно домой ехать. Дома легче трудности пережить,- постарался успокоить я женщину.

Усилия были тщетными. Она рыдала навзрыд. И что интересно, моё боковое зрение отметило, что люди, шедшие в нашу с женщиной сторону, начали менять направление движения. За все пять минут, которые я провёл с этой несчастной, мимо нас никто не прошёл. Это в центре-то города в пять часов дня!

-Я помогу вам. Сколько стоит ваш билет до Карсуна*?

Услышав магическое слово "помощь", женщина всхлипывая, стала понижать громкость увещеваний и наконец, смогла произнести:

-Двести пятьдесят.

Я достал кошелёк. Не такие уж великие деньги,

-А как же дед? Он же как?

-Какой дед?- опешил я, опять посмотрев по сторонам.

-На вокзале. Дед мой, на вокзале сидит, без копейки, меня ждёт!

-Ещё и дед есть?

Всхлипывания стали чаще и громче, вот-вот начнут переходить в протяжный вой.

-Вот вам, пятьсот. И не плачьте так. Не война ведь, всё наладится!- я наконец протиснулся в дверь почтамта и удалился, не став выслушивать отправляемые мне вдогонку, слова благодарности.

Зачем мне это? Человеку неудобно, а мне свою гордыню кормить незачем. Ну помог, сделал доброе дело. Так не для неё же, для себя. Так ведь учат нас христианские заповеди...

Месяцев через пять после этого происшествия, в зимнюю метель, я забежал в один небольшой магазинчик, купить какую-то мелочь. Выбирая нужное у одного из стеллажей, я услышал крики и рыдания какой-то женщины. Они показались мне очень знакомыми. Вот... Вот сейчас, она расскажет про кошелёк, рассказывает. Вот сейчас про наступающий на неё голод, про невозможность купить лекарства... Я вспомнил её и выглянул из-за стеллажа.

Это была она. Только летнее платьице спрятано под старое зимнее пальтишко. Я улыбнулся. Так бывает, когда вдруг понимаешь, что этот, пусть и гениальный фильм, ты уже видел.

-Как же я теперь домой попаду!- рыдала женщина.

"Помню, помню. Ульяновск-Карсун, стоимость билета 250 рублей."

-В Вешкайму"" мне,- захлёбываясь слезами голосила женщина.

"Стало быть, переехала"- я улыбнулся. Не знаю почему, мне нравился этот, известный мне, концерт. И я с удовольствием смотрел не только на актрису, играющую главную роль, но и на актёров второго и третьего плана.

Сердобольные горожане, стоящие возле кассы, начали активно шевелить своими кошельками.

"А как же дед? Дед будет?"- спросил себя я.

-А как же дед мой? Как?- страдательным тоном кричала женщина,- Он ведь один, на вокзале, без копейки...

Представление окончилось. Стесняющиеся своей щедрости, горожане, словно нашкодившие, опустив головы, и бросая взгляды куда угодно, но только не на "потерпевшую бедствие" женщину, тихо разошлись.

Актриса же, сыгравшую главную роль, немного помедлив в тамбуре магазина, высушивая слёзы, вышла в метель с гордо поднятой головой.

А что же я? Полицию не вызвал, не пристыдил, не сорвал маску и даже не похлопал в ладоши. Я просто был заворожён. Я опять помог этой удивительной уличной актрисе и ещё... Я дал людям возможность, сделать небольшое доброе дело, оказать помощь попавшему в беду. Пусть так. Все при своих. Актриса получила гонорар. Горожане "покормили" свою гордыню, а я... Я посмотрел хороший спектакль.

*Карсун- районный центр Ульяновской области.

**Вешкайма- районный центр Ульяновской области.

При написании этого рассказа, был использован реальный случай из жизни. Так что если вы встретите, эту немолодую уличную актрису, не обижайте её и... оплатите билет.


Рецензии