Часть 10. Прото-индо-европейский язык Черноморско

Часть 10. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 10. Культура Майкопа и некоторые города Ближнего Востока, связанные с расширением Урука. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.


Установление связи с городами Месопотамии и восточной Анатолии

Древние города шумеров Урук и Ур и их торговая экспансия
В 3700-3500 д.н.э. возникли первые города в Месопотамии. "Ядрами зарождения" городов Урук и Ур (и скорее всего других городов) были храмы, вокруг которых концентрировалась деловая активность. Растущие города и интенсивный торговый обмен привели к ремесленной специализации, и также к социальному расслоению - появились богатые (и соответственно бедные и малоимущие). Экономический уклад был сельскохозяйственным - земледелие и скотоводство.
Появление богатых людей и центральной власти стимулировало необыкновенный спрос на золото, серебро и медь, а также на различные полудрагоценные камни. Однако своих месторождений у них не было; металлы надо было получать обменом с северными соседями в восточной Анатолии (Тел Брак и Тепы Гавра, Рис. 10), куда и устремились агенты Урука и Ур. Однако этим дело не ограничилось. Были также построены охраняемые гарнизонами укрепления вдоль Евфрата, среди которых Хабуба Хабира превратился в хорошо укрепленный центр. Помимо этого, были налажены связи с племенами на Иранском плато, которые контролировали месторождения меди, так что часть производимой там меди тоже шла в Урук и Ур. Суза, по-видимому, была их колонией. Щупальца Урука и Ур достигали даже Саразма, большого поселения в долине реки Зерафшан (Таджикистан), которое тоже поставляло медь и драгоценные камни. 
Но наиболее важными поставщиками меди и драгоценных металлов стали укрепленное поселение Хасиниби на Евфрате, и Арслантип, 250 км на север от первого, и находящееся высоко в горах восточной Анатолии. Скорее всего за счет торговли металлами, оба поселения хорошо поднялись в то же самое время. В Арслантипе построили большие здания, похожие на храмы Урука. Но также следует отметить появление большого количества овец в их стадах - скорее всего, для производства шерсти. Ближе к концу периода, в Арслантип и Хасиниби впервые на Ближнем Востоке появились лошади, но в очень небольшом количестве. Однако в Месопотамию они по всей видимости не попали.

Это расширение Урука и расцвет городов Арслантип и Хасиниби внезапно закончились примерно в 3100 д.н.э. - оба города были сожжены и разрушены представителями Ранней Транскавказской культуры (РТК). (С людьми оно обычно так и бывает - хоть тогда, хоть сейчас. Стоит кому-то приподняться, тут же найдутся жаждущие ограбить, подмять и все разрушить.) А на руинах великолепных храмов и величественных зданий эти племена воткнули свои убогие лачуги. Возможно, это нападение было облегчено и стимулировано ослаблением городов Месопотамии, но сведений на этот счет нет.
Надо отметить, что быстрое развитие этих центров (не знаю, можно ли сказать "городов", в тексте они так не называются) повлияло и на развитие племен, живших севернее Арслантипа  на Южном Кавказе и в горах восточной Анатолии, которые в период после 3700 д.н.э. тоже предприняли усилия в архитектурном плане, построив где здания, где фортификации (Бериклдиби, Сос).

Культура Майкопа
Однако эти достижения меркнут по сравнению с той роскошью, которую археологи обнаружили в захоронении вождя в Майкопе. Здесь были найдены самые изысканные предметы роскоши Ближнего Востока, в том числе из Месопотамии, бронзовые изделия (сплав меди с мышьяком, не с оловом), новые виды бронзового оружия. Интересно, что эти раскопки дали новую информацию, как одевалась знать в месопотамских городах, и другие ранее неизвестные детали.

Всё это богатство однозначно было приобретено за счет торговли людей Майкопской культуры с городами и промышленными центрами Ближнего Востока.
Сама культура появилась в 3700-3500 д.н.э., сменив северокавказскую культуру Свободное, и просуществовала до 3400-3000 д.н.э. Ко времени 5000 лет д.н.э. люди культуры Свободное были скотоводами (козы, овцы), также охотились, и использовали медь (были найдены украшения из балканской меди), и скорее всего отличались этнически и по языку от степных жителей. Однако они имели связи со степными культурами. В 3700-3500 д.н.э. культура захоронений резко поменялась на курганную, и произошел ряд других существенных изменений, хотя на первом этапе частично сохранялись и некоторые прежние черты, например в керамике, которые постепенно заменились новыми.
Майкоп разбогател, скорее всего, как торговый центр, стоящий на пути сообщения по побережью Черного моря между центральной частью Северного Кавказа, где находились месторождения медной руды и центры металлообработки, и Южным Кавказом и уже упоминаемыми центрами металлургии и металлообработки в восточной Анатолии, от которых уже вели торговые пути в Месопотамию. (Однако надо отметить, что существовал также и восточный путь на Ближний Восток по побережью Каспийского море, но, по-видимому он использовался не так интенсивно.)
Культура Майкопа закончилась, можно сказать, в одночасье, когда племена Ранней Транскавказской культуры разрушили Арслантип и Хасиниби.
Для наших целей - история развития ПИЕЯ - культура Майкопа в основном представляет интерес как возможный путь, через который степные жители приобрели повозку - важное для них транспортное средство, оказавшее заметное влияние на их последующую историю. Косвенно об этом свидетельствуют остатки деревянных колес, найденных в курганных захоронениях культуры Майкопа на реке Кубань,  а также изображение повозки на медном котле, откопанном в Калмыкии в захоронении Новосвободной культуры, сменившей культуру Майкопа.
Для наших целей - история развития ПИЕЯ - культура Майкопа в основном представляет интерес как возможный путь, через который степные жители приобрели повозку - важное для них транспортное средство, оказавшее заметное влияние на их последующую историю. Косвенно об этом свидетельствуют остатки деревянных колес, найденных в курганных захоронениях культуры Майкопа на реке Кубань,  а также изображение повозки на медном котле, откопанном в Калмыкии в захоронении Новосвободной культуры, сменившей культуру Майкопа.
Здесь надо сделать добавление. За 13 лет, прошедших после издания книги, появились новые находки, связанные с историей изобретения колеса и повозки, и поменялись взгляды, где именно была изобретена повозка. Сегодня считается, что это изобретение могло быть сделано в степях, прилегающих к северному Кавказу, недалеко от Черного моря (точное место в статье не указано), где была найдено захоронение самой старой целой повозки, с возницей наверху, датированное примерно 3400 д.н.э.. Примерно такое же по возрасту одно колесо было найдено в болоте в Словении. С учетом того, что все слова, связанные с колесом и повозкой, были придуманы носителями ПИЕЯ от других корней этого же языка, а ПИЕЯ, это язык культур Черноморско-Каспийских степей, повозка с колесом могли быть изобретены в этом регионе. (Слово "колесо" ("квеклос" в ПИЕЯ) было производным от "поворачивать", "ось" ("акс" в ПИЕЯ) от корня "плечо", и т. д.). Об этом написано в статье за 6 мая 2020, где высказывают своё мнение Д. Антони и другие археологи и антропологи. Статья называется "Who Invented the Wheel? And How Did They Do It?", автор Cody Cassidi, опубликована на сайте www.wired.com. Цитата из статьи: "There are, however, linguistic reasons to suspect the Yamnayan man buried with his wagon may have lived close to where the invention occurred." ("Есть лингвистические причины полагать, что представитель Ямной культуры - мужчина, похороненный вместе с повозкой, жил недалеко от места, где было сделано это изобретение".)

Майкоп-Новосвободная культура
Она взаимодействовала со степными культурами, о чем есть материальные свидетельства. Но также в ПИЕЯ есть отдельные заимствованные слова из кавказских языков, и предполагается, что они появились в результате интенсивных контактов Новосвободной культуры со степными жителями Поздней Хвалынской культуры и культуры Репин. Эти контакты распространялись далеко в степи, до нижнего течения Дона, и за Волгу. Раскопки захоронений в Константиновке (Рис. 10, недалеко от впадения Донца в Дон) выявили наличие предметов Новосвободной культуры, в том числе керамики, бронзового оружия, кремниевых наконечников. Количество и ассортимент найденных предметов говорит об интенсивной торговле. Какие товары получала взамен Новосвободная, точно не известно. Это могла быть овечья шерсть, но также это могли быть лошади, которые примерно с 3400 д.н.э. начали появляться как на северном, так и южном Кавказе, а также в металлургических центрах восточной Анатолии.


Рецензии