Часть 12. Прото-индо-европейский язык Черноморско

Часть 12. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 12. Миграции Ямной культуры в долины Дуная, в восточные отроги Карпат и Балканы в 3100-2600 д.н.э. Ранние западные ветви ИЕЯ скорее всего ведут происхождение от диалектов этих мигрантов. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.


Миграции Ямной на запад
Уже упоминалось, что культура Триполье между Днепром и Южным Бугом исчезла примерно в 3300 д.н.э., и причиной тому почти наверняка были рейды степных жителей. Большинство поселений были брошены, а те немногочисленные, что остались, сильно уменьшились в размерах. Оставшаяся часть Триполья на запад до Карпат и в верховьях Днестра, по-видимому, тоже в какой-то степени поменялась не в лучшую сторону. Вторая волна Ямной пришла в 2800 году д.н.э., и в основном уничтожила культуру Триполья (Рис. 12). Остались две основные группы поселений - одна в верховьях, и другая в нижнем течении Днестра, которые попали в зависимость от степной культуры Усатово.
В 3200-3100 в низовьях Днестра и до Днепра вдоль побережья Черного моря образовалась культура Усатово (Рис. 12). Все известные поселения Усатово имели выход к морю через устья рек, что предполагает торговые отношения по Черному морю с другими культурами. По всем археологическим признакам, Усатово представляло собой степную культуру, скорее всего военной аристократии. (Есть также версия о вождях, служителях культа, но это менее вероятно - не тот народ, слишком самостоятельный.) Вожди Усатово контролировали поселения Триполья выше по течению Днестра, используя отношения "патрон - клиент". Жители поселений Триполья, клиенты Усатово, постепенно приняли новый язык. К тому же, многие из них жили в поселениях Усатово, в том числе как ремесленники. Через некоторое время те, кто жили в верховьях Днестра, в свою очередь навязали патрон-клиентские отношения соседним племенам на западе и северо-западе (юг Польши), почти наверняка при поддержке вождей Усатово. (Соседняя культура была "Corded Ware", "Посуда с тиснением веревкой"). Такая система "вложенных" патрон-клиентских отношений была довольно широко распространена у носителей ИЕЯ.

Предполагается, что это положило начало дальнейшей дифференциации ИЕЯ, приведшее  потом к германским, славянским и балтийским языкам (последние два привязывают к жителям среднего течения Днепра). Распространение ИЕЯ от Украины до Бельгии произошло в период после 3000 д.н.э., с основной фазой между 2900 и 2700 д.н.э. В это время население этого региона занималось почти исключительно скотоводством. Материальная основа определялась в основном культурой "Corded Ware", а социально-политические отношения и культовые ритуалы, включая захоронения, были переняты от носителей ИЕЯ. По-видимому, примерно в 2700-2600 д.н.э. произошел дополнительный, уже прямой контакт между пастухами Ямной и Corded Ware в верховьях Днестра, который был отмечен застольями с медом и пивом. У пастухов Ямной стада были заметно больше, и у них также было много лошадей, что обусловило их высокий престиж, а значит и престиж ИЕЯ. Считается, что эта встреча дополнительно способствовала популярности ИЕЯ. Но единого мнения, какой путь был основной, до сих пор нет.

Самая значительная миграция Ямной на запад началась из степей восточнее Усатово, скорее всего затронув степных жителей всего региона, до Днепра включительно. Она началась в 3100 д.н.э. и продолжалась без малого триста лет. (При таких больших миграциях всегда существует также небольшой поток обратной миграции, и это тоже подтверждено археологическими находками.) Мигранты в большом количестве заселяли долины Дуная, где располагалась культура Котсофени, двигаясь все выше по течению, а затем притоки Дуная (территория Венгрии и южной Румынии). После этого начали осваивать Балканы, дошли до Сербии и вышли в долины, ведущие к Эгейскому морю (Рис. 12). Судя по всему, мигрантов было столько, что в большинстве мест они доминировали по количеству над местным населением. С последним устанавливались либо гостевые отношения, либо патрон-клиентские. От этих степных мигрантов остались тысячи и тысячи курганов в перечисленных местах, особенно в долинах Дуная, где они часто доминируют над окружающим ландшафтом.
Из Венгрии ИЕЯ распространился на запад - в Австрию и на юг Германии, в Баварию, что дало начало кельтскому языку. А распространение ИЕЯ из Венгрии на юг и юго-запад впоследствии породило итальянский язык.

Таким образом, распространение ИЕЯ на запад и юго-запад Европы произошло по двум направлениям - через долины Дуная и верховья Днестра (последнее представлено двумя хронологически разнесенными потоками). Причины миграции были, скорее всего, поиск новых пастбищ и приобретение новых клиентов. Распространение ИЕЯ через верховья Днестра почти наверняка было менее конфликтным, чем миграция в долины Дуная, где на первых порах она носила больше характер вторжения. Но раз укрепившись локально, мигранты начинали налаживать патрон-клиентские (а может, и гостевые тоже) отношения с соседними племенами, постепенно расширяя зону своего влияния. Соседям гарантировались строго определенные договорами и ритуалами права и защита, в обмен на землю для пастбищ, и многих местных это, похоже, устраивало. Думаю, конфликты полностью никогда не прекращались, но они были намного реже и менее интенсивными, чем на первом этапе миграции.


Рецензии