III. Яйцо

Это – куриное яйцо, представляющее Вселенную и внутри которого существуют все иллюзии. Скорлупа расколота на две половинки: нижняя часть представляет собой землю и мир вещей, верхняя часть – небосвод и мир идей. Желток представляет собой Солнце, белок – Луну. А в переносе на наш микрокосм яйцо – наше тело-ум. Тогда воздушная камера внутри яйца символизирует то, что мы называем пустотой. Соответственно халазы или проще «канатик», идущий от желтка к скорлупе и удерживающий всё на своих местах – это ствол Дерева Жизни, удерживающий небесные светила и само колесо зверей. Наконец, видим недостижимый, объятый жаром треугольник за скорлупой – три высших модуса. Тогда пустота, покоящаяся в яйце – врата в загробный мир, что сравнимы со сфиротой Даат в теории каббалы, местом скитания Духа.

«Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая. Из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный. Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось. Из белка, из верхней части, ясный Месяц появился. Из яйца, из пёстрой части, звёзды сделались на небе. Из яйца, из тёмной части, тучи в воздухе явились».
(Калевала – карело-финский поэтический эпос)

Вместе с тем, созревание яйца мы сравниваем с четырьмя возрастами человека. И со временем, чем яйцо «старше», тем больше в нём «объём» пустоты, тем проще и чаще мы туда попадаем мыслью. С возрастом мы всё чаще «там», чем «здесь». Мы жадно «выпиваем» содержимое яйца изнутри. Наконец, желая лишь одной пустоты, мы погружаемся в неё и умираем: наше «Я», вытолкнутое и по инерции преодолевшее дышащую скорлупу, оказывается курицей, а затем снова яйцом, продолжая бесконечный цикл. По этой причине, бывая в пустоте, мы не хотим ни жизни, ни смерти. Не хотим ни малое, ни большое, а хотим быть как бы с краю. То есть ни яркая жизнь, ни суицид эту задачу не решают. И это желание – скорее безразличие к каким-либо аспектам бытия, всеподавляющая усталость.

Жизнь человека можно разделить на возрастные периоды продолжительностью d=l/n, где l=64 года – возраст, по достижению которого человек завершает полный круг жизни согласно универсальной концепции, описанной мною в первой книге, а n – число делений, то есть зодиаков. Тогда каждому зодиаку соответствует возрастной период, который можно вычислить по общей формуле: от d(i-1) лет до di-1 лет включительно, где i – порядковый номер зодиака, начиная с отметки весеннего равноденствия и двигаясь против Солнца. То есть движемся от Рыб через Водолея, если говорим о восточном гороскопе. Хотя то же самое справедливо при делении круга на любое число частей. Но мы чаще оперируем 16-ю, где Волк (Рыбы) – первый, и является переправой от старости и смерти обратно к рождению. Соответствующий своему зодиаку возраст – лучшее время для человека, куда часто возвращаются его мысли. Поэтому мы говорим, что человек как бы застревает в этом возрасте, возраст его характеризует и накладывает свой отпечаток поверх биологического. Мы называем его «психологический возраст» или «возраст души». Однако детство наивно, в зрелости много забот, а старость лишена сил и полна безразличия. Каждый возраст неполон. Но тогда какое звено в этом круге для бессмертной души явилось бы лазом или выходом?

Мы рождаемся, «теряем» пуповину, но наше тело продолжает меняться. К 16 годам мы становимся половозрелыми, в теле включается новая функция, а в уме возникает новое видение. Но это не конец. Это происходит в течение всей жизни: функции включаются одна за другой, другие же отключаются, например, как при наступлении климактерического периода. Меняется и наш ум параллельно опыту. Те вещи, что нам сейчас непонятны, наверняка будут понятны позже или были понятны ранее, когда в уравнении не было лишнего. Это созревание происходит до самой кончины. И большая часть наших желаний и размышлений – лишь биология. А свобода воли и выбора поддакивают этой биологии, декларируя и аргументируя её решения. То есть усилие воли и естественный ход вещей «идут в ногу». В этом смысле наше тело-ум ненадёжно. Тогда мы хотим найти точку опоры, что-то такое, что никогда не меняется, что за пределами наших представлений и ощущений.


Рецензии