Приполз солдат с фронта...

Множество есть историй, как возвращались домой фронтовики с войны.
 Наш рассказ наособицу...
...Наши родители, Токарев Александр Кузьмич и Евгения Сергеевна прожили долгую, очень трудную, полную лишений, но счастливую жизнь. У них было семеро детей: два сына и пять дочерей. И несколько внуков и правнуков. Только к исходу жизни, получив полную политическую реабилитацию как жертвы политического террора коммунистического режима, они смогли свободно рассказать нам некоторые страницы своей жизни в родительских семьях. Нам удалось получить полную роспись по маминой линии рода Цукановых: через архивы работники поисковой службы представили выписки из метрических книг, данных 1 всероссийской переписи, из ревизских сказок: родословная наших предков со стороны мамы, урожденной Цукановой, из государевых крестьян Тобольской губернии у нас имеется начиная с к.18 в. И особого труда в этих поисках не было: наши предки Цукановы два века с лишком жили на одном месте, и только в январе 1929 г. Цуканова Сергея Кузьмича с престарелым отцом Кузьмой Семеновичем, супругой Марией Ивановной и дочерью Евгенией осудили как “врагов народа” и выслали вон из родных мест.
Совсем другая история жизни была у нашего отца, Токарева Александра Кузьмича: он практически ничего сам не знал про своих дедов-прадедов, а про собственного отца мог сказать, что звали его Кузьма Токарев, и он был кубанским казаком. Мать его, наша бабушка, Марина Васильевна, тоже, говорят, была не очень разговорчива, и мало рассказывала про свою прежнюю жизнь…
Мы ведь только знали, что папа родился в станице Дмитриевской, на Кубани, и оттуда их выслали на севера… Папа родился в станице Дмитриевской 12 сентября 1916 г., в день памяти благоверного князя Александра Невского, в честь его на следующий день был крещен с этим именем. Его отец казак Токарев Кузьма Федорович, пластун 10 пластунского батальона ККВ, воевал на Кавказском фронте Первой Мировой войны, сгинул в 1918 г.
До лета 1926 г. казачонок Санька жил в Дмитриевской, учился в местной школе, а потом его с матерью Мариной Васильевной Токаревой и отчимом Новичихиным Никифором Семеновичем, Георгиевским кавалером, сослали в г.Березники Пермского края, затем в г.Ирбит Свердловской области, где он и принял мирную непостыдную кончину 15 октября 2003 г., день в день через 43 г. после кончины своей родной мамы Марины…
Отчим Никифор Новичихин служил в Великую мировую войну в полку пластунов под командованием легендарного Шкуро, и во всю жизнь пронес славу своего храброго командира. Был травлен газами, попал в австрийский плен, провел время пленения в горном австрийском курорте, потому что Международный Красный Крест добился для него особых условий пленения…
К 1937 г. они все втроем уже отсидели 10 лет в Березниковских лагерях на строительстве Уралкалия и получили ссылку в спецконцлагерь города Ирбита на строительство диатомитового комбината, где их поселили в бараках на болоте сразу за железнодорожной станцией. Там уже жили такие же ссыльные крестьяне из Тобольской губернии Мария Ивановна и Сергей Кузьмич Сухановы с дочерью Евгенией. Сергей Кузьмич — пулеметчик, пришел с Великой мировой полным Георгиевским кавалером, пахарь, столяр, плотник, каменщик и на все руки мастер, был «обезврежен» как агент Антанты . Его отец Кузьма Семенович помер сразу, как вышел из тюремных стен. Дочь Евгения Сергеевна — наша мама,- работала на кирпичном заводе и в 1936 г. даже побывала в Кремле по случаю съезда стахановцев кирпичного производства, потому что была молодая, работливая, в ее руках кирпичи летали. Неисповедимыми судьбами Божиими ее почему-то внесли в список делегатов съезда…
В ноябре 1940 г. Александр Кузьмич женился на Евгении Сергеевне. Комендант спецпоселения отобрал у молодоженов паспорта и они смогли получить свидетельство о заключении брака только 2 июня 1941 года, в связи с призывом Александра Кузьмича в армию 4 июня 1941 года.

Нашего папу Александра Кузьмича Токарева призвали в армию 4 июня 1941 г. Провожали его мать Марина Васильевна, отчим Никифор Семенович и Цукановы – Мария Ивановна и Сергей Кузьмич, да молодуха Евгения на сносях.
Вот такие две семьи Георгиевских героев Первой Отечественной, провожали в июне 1941 г. бравого казака Саньку на военную службу совсем не так, как мечталось при его рождении в 1916 г…

На сайте Память народа отражено начало боевого пути красноармейца Токарева и основные даты его военной биографии.

Его боевой путь очень краток: начался 4 июня 1941 года - завершился 12 декабря 1941 года: контузия, ленинградские госпитали...

15.08.1941, как следует из документов Московского Военно-пересыльного пункта Токарев А.К. прибыл в 1 запасной стрелковый полк (1 зсп: 1 запасный стрелковый полк Западного фронта. Стрелковые войска. Переформировано в 208 зсп. Вышестоящие воинские части. Период подчинения 27.06.1941 - 13.07.1941)

Выбытие из воинской части 16.08.1941 (Источник информации: ЦАМО, Фонд источника информации: Московский ВПП
Опись ист. информации 350669
Дело ист. информации 3)

07.10.1941 года красноармеец Токарев А.К. прибыл в 204 стрелковый полк.
204 стрелковый полк входил в состав 10 стрелковой дивизии.

К 04.07.1941 дивизия была не боеспособна.
Из донесения начальника управления политпропаганды Северо — Западного фронта бригадного комиссара Рябчего от 04.07.1941:
10 сд — штаб дивизии сохранился. В 62 сп личного состава 150 человек и один станковый пулемёт, другой материальной части нет. В 204 сп сохранилось 30 человек, дополнительно влито 600 человек, задержанных в тылах. Из вооружения полк имеет лишь винтовки и ручные пулемёты. 98 сп не существует. 30 ап потерял 23 орудия. Дивизион ПТО имеет 2 орудия. Следовательно, 10 сд как дивизия не боеспособна.

Оборона Ленинграда

С 3 сентября была передислоцирована в район Стрельны, где войдя в состав 42А приступила к доукомплектованию. Пополнение в основном составляли моряки Балтийского флота. Не закончив формирования и сколачивание частей, плохо вооруженная (не хватало даже винтовок) с 14 сентября вступила в бой с наступающим противником. С 14.09.1941 года ведёт бои на ближайших южных подступах к Ленинграду, на день смогла задержать войска противника на подступах к Урицку. Выступила в район юго-восточнее посёлка Володарский и утром 14.09.1941 нанесла контрудар, вынудив противника оставить Финское Койрово и Сосновку, но 15.09.1941 вновь была оттеснена к Урицку. Затем, так как дивизия в связи с ударом врага была отрезана от частей 42-й армии, была передана в состав 8-й армии. Противник вел наступление в направлении Стрельна-Петергоф. 16 сентября атаковала противника в Урицке, но безуспешно. Заняла оборону на рубеже Разбегай — Танскино — Стрельна. 204сп попал в окружение в районе пос. им. Володарского, но вышел из него. К 18.09.1941 в боях под Стрельной потеряла до половины состава, затем отступала с боями, в том числе, рукопашными, непрерывно контратакуя, на запад. Оставив Стрельну получила приказ выбить противника обратно, но понеся большие потери успеха не имела. К моменту начала боёв в Петергофе в составе дивизии было 437 человек. 20 сентября 41г. командир дивизии генерал-майор Фадеев был отстранен от должности приказом ЛенФ. Ведёт бои непосредственно в Петергофе, обороняя главные строения комплекса. 23.09.1941 года окончательно оставила Петергоф, закрепилась на рубеже вдоль Английских прудов и Троицкого ручья до Финского залива и вошла в состав группы войск на Ораниенбаумском плацдарме. В течение сентября-октября 1941 года ведёт тяжёлые наступательные бои с плацдарма в направлении Нового Петергофа. 26 сентября нанесла контрудар, выбив врага из Нового Петргофа и выйдя к Прямому каналу. Попытка противника вернуть свои позиции была отбита. С 1 октября немецкие войска стали переходить к обороне, укрепляя свой передний край. С 1 по 6 октября предпринимала атаки на центральную часть Новго Петргофа, но из-за малочисленности личного состава и недостатка снарядов успеха не имела. С 14 сентября потеряла до 3000чел. убитыми и ранеными.

Сколько времени красноармеец Токарев воевал в этой дивизии - пока не удалось установить, к тому же 18 октября 10 стрелковая дивизия сдала свой участок 11сд и вышла в резерв ЛенФ. Численный состав дивизии в этот момент насчитывал 3000 чел.
 
15.11.1941 красноармеец Токарев поступил на службу в 38 отдельный инженерный батальон Инженерного Отдела Краснознаменного Балтийского Флота
(38 оиб ИО КБФ. Номер шкафа 131
Номер ящика 21. Документ находится в: Архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина
Шкаф: 131 Ящик: 21)

Пока нет данных, где сражался красноармеец Токарев в составе 38 ОИБ ИО КБФ, начиная с 15 ноября.

22.11.1941 года красноармеец Токарев А.К. убыл в 55 армию.
До этого дня с 15.11.1941 он прослужил в 38 отдельном инженерном батальоне КБФ. В это время инженерные войска были расформированы приказом главнокомандующего как неэффективные...


22.11.1941 года красноармеец Токарев А.К., по данным Военно-пересыльного пункта 223 армейского запасного стрелкового полка (азсп) 55 Армии (запись 19):

Токарев Александр Кузьмич,
1916, русский, столяр, женат.
Место призыва: Свердловская область, город Ирбит, Диатомитовый комбинат, барак 23, к. 8

Выдержан, дисциплинирован.

22.11.1941 года красноармеец Токарев А.К. убыл в 55 армию.
До этого дня с 15.11.1941 он прослужил в 38 отдельном инженерном батальоне КБФ. В это время инженерные войска были расформированы приказом главнокомандующего как неэффективные...
55-я армия (55 А) — оперативное войсковое объединение (общевойсковая армия) в составе Вооружённых Сил СССР во время Великой Отечественной войны.

28.11.1941 красноармеец Токарев А.К. , по данным Военно-пересыльного пункта 223 армейского запасного стрелкового полка 55 армии выбыл в 43 стрелковую дивизию.
(Источник информации: ЦАМО, Фонд источника информации 8519. Опись источника информации 34920с. Дело источника информации 9)

43 стрелковая дивизия:

Дивизия сформирована в Ленинградском военном округе в Великих Луках в 1924—1925 году как 43-я территориальная дивизия. Осенью 1937 года была передислоцирована непосредственно в Ленинград.

В октябре 1941 года снята с позиций и направлена на южные подступы к Ленинграду в район Колпино.
С ноября 1941 года обороняла южные подступы к Ленинграду.
10-15.11.1941 дивизия вместе с 85-й стрелковой дивизией и 124-й танковой бригадой наступала в районе Усть-Тосно с задачей выбить противника с железнодорожного моста через реку Тосна, переправиться на другой берег и освободить деревню Ивановское. Однако в тяжёлых боях прорвать немецкую оборону не удалось.

В ноябре 1941 года переброшена в Ленинград, 20.11.1941 переброшена в Невскую Дубровку, имея в составе около 9000 человек, где занималась боевой подготовкой до 30.11.1941, после чего предприняла первую безуспешную попытку переправы на левый берег Невы. В течение 1941 года безуспешно пыталась переправиться 10 раз, потеряв около 6000 человек.

17.12.1941 дивизия наступала на Красный Бор, затем вела частные бои на занимаемых рубежах.
Командир дивизии Антонов Константин Акимович 01.10.1941 - 31.01.1942

28.11.1941 года красноармеец Токарев А.К. зачислен в 65 стрелковый полк 43 стрелковой дивизии 55 армии.

В книге учета рядового и сержантского состава 65-го стрелкового полка 43 стрелковой дивизии за 1941 год значится красноармеец, стрелок Токарев Александр Кузьмич 1916 года рождения, призван в КА 4 июня 1941 года Ирбитским УВК Свердловской области; 5-я рота, 2 батальон, 5 взвод.
(Основание: ЦАМО, оп.274236с д.3, л.714; оп.274236с д. 5, л. стр.25)

43 стрелковая дивизия: в действующей армии в период Великой отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

12.12.41 стрелок 65 стрелкового полка красноармеец Токарев А.К. 1916 г.р. в результате авиационного налета был тяжело контужен и поступил в МСБ-101 (101-й отдельный медико-санитарный батальон 43 стрелковой дивизии (поселок Тельмана, город Тосно. Район дислокации: Ленинградская область. Лечебное учреждение находилось в этом районе с 08.09.1941 по 16.04.1943)
Затем был переведен в военный госпиталь 1114 Ленинграда. (ВГ-1114, Тип лечебного учреждения: Эвакуационный госпиталь. Место дислокации: Ленинград. Дополнительная информация: он же эг-2016)
Диагноз: скорбут III и истощение.

Как-то раз обмолвился: в госпитале некоторые ели прошлогоднюю оконную замазку, сдирая её с рам.
- А ты тоже ел?!
- Нет... Я же живой...



В Военно-медицинском музее хранится медкарта с уникальными данными, как его “лечили”. Врач сказал: ”Если вытерпишь, ноги резать не будем!” И он вытерпел, когда ему досками выпрямляли скрюченные в контрактуре ноги, а росту он был под 190…

Начала свою работу водная трасса легендарной "Дороги жизни", связавшая блокированный Ленинград с Большой землёй и спасшая жизни многих тысяч ленинградцев.
Особо важное значение "Дорога жизни" имела в первую блокадную зиму 1941-1942 гг.: за это время из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек - один из них был и красноармеец Токарев, именно тогда, когда ледовая переправа "Дороги жизни" весной 1942 г. уже уходила под воду...

Единственное военное письмо пришло в марте 1942 г. из далекого города Кирова, было оно совсем коротеньким, и мама всю жизнь проговаривала его наизусть: «Жив , здоров, если не считать ног…»
В Киров папу вывезли по Дороге жизни практически уже по лужам на последних машинах из блокадного города...

С 20 июля 1942 г. находился на излечении в ЭГ 3154 Киров, по поводу посленаркозного паралича левого лучевого нерва и расстройства походки после редрессации контрактур обоих коленных суставов; из которого выбыл 3 сентября 1942 г. по месту жительства.
Основание: подлинная история болезни № 644 ЭГ 3154



Направлен в эвакогоспиталь ЭГ-3420 Свердловска. (Эвакогоспиталь № 3420 (п/п 07673. Размещался в г. Свердловске с октября по 18.12.1941 г. Другие сведения отсутствуют.)

Папе довелось с саперной лопаткой воевать против вражьей силы, потому что, как он однажды в сердцах сказал : ”Винтовок на всех не хватало…на троих одна...” Невский пятачок: Колпино, Тосно, Гатчина, Луга, Царское Село… И без единого выстрела. Полгода папа провел в Вятских госпиталях. Он не мог ходить, и ни разу не ступил своими искалеченными ногами на Вятскую землю…
А про остальное нам рассказала наша школьная учительница Ольга Кузьминична. Сама она в войну была девочкой-школьницей, однажды осенью 1942 г. утром шла в школу и увидела… Она и через много лет не могла сдержать слез, когда рассказывала нам, великовозрастным балбесам, к которым пришла на подмену урока химии и вне расписания вдруг начала свой рассказ. Ее путь в школу проходил от тех самых бараков для спецпереселенцев через железнодорожные пути. И по шпалам, через многочисленные рельсы полз огромного росту солдат. Он полз, как когда-то ползали деды-пластуны. Полз, приподнимался на коленях, отдыхал и снова полз. А за ним тихо шли работящие люди, которые спешили по своим рабочим местам и не смогли не проводить солдата, приползшего (а не пришедшего) с войны! Одни отходили, другие шли следом и так, в молчаливом сопровождении (никто ни слова не проронил!) дополз казак до родимых своих…
А нам и в голову не приходило спрашивать папу про войну. И только как-то раз он сказал, что тогда его довезли на санитарном поезде до Свердловска, высадили с вятской медсестрой, чтобы она его сопровождала дальше. А она его бросила на сортировке и скрылась в неизвестном направлении. Какие-то добрые люди подсадили калеку на товарняк, и так он и добрался до места спецпереселения…
Дома, в Ирбите, мама Евгения Сергеевна, уже трудилась на кирпичном заводе,за что и была удостоена впоследствии наградой - медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и юбилейными медалями. А еще Родина отблагодарила ее как многодетную мать, двумя медалями Материнства 1 и 2 степени и орденом Материнской славы 3 степени...
Александр Кузьмич,будучи инвалидом войны, много лет прослужил в пожарной охране Ирбитского стекольного завода. Родил двух сыновей и пять дочерей, держал корову и за 12 километров каждое лето вышагивал на своих двоих на покос, где накашивал огромные зароды сена. Построил дом себе и помогал строить дома в околотке, где обрели себе жительство такие же ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ…
…Родина его не обидела: он получил все ордена и медали, какие полагались участникам войны; через суд добился признания его инвалидом ВОВ 1 группы (самой тяжелой),получил перерасчет пенсии, всяческие надбавки. Был реабилитирован вместе с матерью Мариной. Два года с лишком ухаживал за нашей парализованной мамой Евгенией, кормил, буквально носил на руках, в 2001 г. похоронил свою верную подругу…Принимал в доме детей, внуков, которые живут в нашей необъятной стране от Бреста до Хабаровска, кормил нас, как в детстве было заведено, давал всем ПРОГОННЫЕ – и мы принимали от отца эти тысячи: ведь это НАША РОДИНА приплачивала в последние годы то, что мы не получали в детстве.
Вечная память!


Рецензии