Часть 13. Прото-индо-европейский язык Черноморско-

Часть 13. Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации

Рис. 13. Культуры севера степей и лесо-степей среднего бронзового века 2800-2200 д.н.э. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)

Эта статья содержит 21 рисунок. Поэтому публикуется по частям. Полностью статью можно посмотреть на сайтах http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml и
http://lit.lib.ru/editors/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml а также на моем сайте, Листок "Мысли", выпуск 90, http://www.shestopaloff.ca/indexrus.html
Если ссылка исчезнет, она есть на моей страничке внизу.


Культуры северного региона степей и лесостепной зоны после 2800 д.н.э.
По-видимому, в связи с ростом населения, после 2800 д.н.э. началось движение в лесостепную зону.  На месте бывшего Триполья образовалась смешанная зона из культур Corded Ware, прежнего Триполья и поздней Ямной. Политическая организация и экономическая основа - скотоводство - были степными, от поздней Ямной, а материальная культура включала различные культуры, что, например, подтверждают стили керамических изделий.

Культура Среднего Днепра
Группы поздней Ямной, жившие южнее в степях, продолжали делать курганные захоронения, сохраняя степную Ямную культуру. Часть этих групп постепенно проникала дальше на север в лесостепную и лесную зоны, по направлению к верховьям Днестра, Южного Буга и Днепра. Эти группы и их взаимодействие со смешанным населением этих мест создали новую культуру Среднего Днепра. Она и принесла в лесную зону (территория современной Белоруссии) скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи). Культура Среднего Днепра началась в 2800-2600 д.н.э., и длилась до 1900-1800 д.н.э. В начале в ней сочеталась керамика разных стилей, в том числе Среднего Стога, Ямной, Corded Ware. Захоронения были как курганные, так и обычные могилы, и способы захоронения были как кремация, так и всего тела. Одним словом, довольно смешанная культура.
 

Культура Фатьяново
Её создали пастухи, которые начали двигаться на восток и северо-восток в бассейн верхней Волги от северо-восточной границы культуры Среднего Днепра. На север от них находились собиратели (культура Волосово). Надо полагать, создатели Фатьяново отодвинули Волосово на север. В конце концов, эта культура исчезла. У кого больше ресурсов, тот и правит бал. У скотоводов их было больше.
Курганная культура захоронений исчезла в Фатьяново. Поселений Фатьяново найдено мало, но зато нашли несколько сотен кладбищ. Население Среднего Днепра и Фатьяново (до Оки), по-видимому, использовали пре-балтийские диалекты ИЕЯ. По мере распространения на восток, люди Фатьяново обнаружили залежи медной руды на западном Урале. Здесь возникли постоянные поселения, где занимались металлургией и металлообработкой. Этот тип фатьяновских поселений классифицировали как отдельную культуру Баланово.

Культура Абашево
Она возникла около 2500 д.н.э. и продолжалась примерно до 1900 д.н.э. В начале периода использовали захоронения курганного типа, а керамика поначалу носила черты "Corded Ware", но чем дальше, тем больше демонстрировала черты степной керамики Катакомбной культуры, как в смысле декораций, так и технологии изготовления.

На востоке она простиралась до реки Белая, притока Камы, гранича с металлургической культурой Баланово, и также захватывала верховья реки Урал. Вся эта местность богата залежами медной руды (см. Рис. 14). Собиратели Волосово, прежде жившие в этом месте, были частично поглощены, частично переселились в северные леса. По-видимому, приход Абашево помог распространению скотоводства и металлургии среди собирателей дальше на север.
Поселений Абашево известно около двухсот. Только два из них были незначительно укреплены (окружены рвами). На Урале и в местах, где была медная руда, в поселениях Абашево занимались металлургией. Часть металлических изделий была из чистой меди, часть (оружие и инструменты) из мышьяковой бронзы. Богатые захоронения содержали медные и серебряные браслеты, орнаменты. Женщины с высоким статусом носили дорогие оголовья, сделанные из меди и серебра. Возможно, эти оголовья подчеркивали и высокий статус, и этническую принадлежность. Эти украшения-символы пришлись на период ожесточенных битв. Заметьте, это не были стычки с рейдерами и грабителями. Скорее всего, это были битвы, в которых принимали участие до тысячи и более человек с обеих сторон. Менее вероятно, что это была резня, где погибали десятки человек. Так, в общей могиле, в одном курганном захоронении, было похоронено 48 молодых мужчин со смертельными ранениями, из них восемнадцать были обезглавлены.

* В этом месте первоначально было сделано небольшое отступление о природе людей, которое затем переместил в Приложение 1, в конце работы.

Археологи и историки определяют Абашево как пограничную культуру, отождествленную с индоиранским языком. Из этой группы впоследствии произошла миграция сначала в Саразм, город на реке Зеравшан в Средней Азии, а затем в Иран, и через Сирию - в Индию. История этой миграции интересна и поучительна в плане изучения человеческой природы (и также для понимания, как ей противодействовать), и как демонстрация, что может сделать организованная и хорошо вооруженная группа - как непосредственно оружием, так и идеологией, освящающей завоевания и покорение других стран и народов. (Хотя таких примеров в истории человечества хоть отбавляй, сказать по правде. Но здесь были свои особенности, да и географический масштаб, прямо скажем, неординарный.)


Рецензии