Как доказать незаконность штрафов по самоизоляции?

И Почему самоизоляция незаконна...?


 

Ответ прост - она нарушает ныне действующую Конституцию и федеральный  закон. А соответственно, и незаконны штрафы, которые выписываются. Это Вы, наверное, уже слышали об  даже догадывались о чём то подобном.

 

Разложим, все по порядку...


Что же конкретно нарушают подзаконные акты, на основании которых штрафуют людей вышедших на улицу без маски или без электронного пропуска?


Только на первый взгляд как-бы  все в порядке: штрафуют граждан на основании закона, а не подзаконных актов, а именно на основании КоАП РФ, но привязывают к этому закону НЕЗАКОННЫЕ подзаконные акты, будто бы это они составляют содержание свежепринятой (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)  Статьей 20.6.1.   ("Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев").


Но ведь и в ней, несмотря на недавнее появление на свет, как видим нет ничего даже близко похожего на слова маска, перчатки, QR-коды, смс-пропуска.


Все эти художества присутствуют в подзаконных актах всех субъектов федерации,  как например у нас регионе:

 

 

1) № 240 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О мерах по реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции»",


Именно этот полузаконный (простите, оговорочка) - подзаконный акт  вводит обязательность смс-пропусков.


В случаях, кроме тех, если гражданин  отошёл от дома далее 100 метров в магазин, в ближайшую аптеку, пошёл гулять с собакой и пр. Тут уж конечно можно без пропуска... Так уж и быть...


В тексте Постановления можно ознакомиться с полным перечнем этих скудных возможностей...


А вот уж если захотелось похоронить, родственника, съездить на дачу, зайти в банк или на почту, тут - будь добр зарегистрироваться в системе и получить код регистрации и запроси разрешение, которое придёт в виде номера, который надо показывать проверяющим сотрудникам полиции. Кстати говоря, перечень этих электронно-разрешенных путешествий тоже не велик.

 

Недавно, с 20 апреля  в него добавилось право на посещение парикмахерской - но только лишь с целью постричься, маникюр, педикюр и покраска волос запрещены. С 6 мая на часок стало можно заглянуть на кладбище и в парк...


Документ непосредственно регламентирующий эти электронные пропуска называется - "Порядок выдачи специальных разрешений на передвижение в период запретов и ограничений, введённых в целях предотвращения новой короновирусной инфекции" и является Приложением к данному Постановлению.


2) № 306  Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2020 "О внесении изменений в отдельные акты Кабинета Министров Республики Татарстан" 


(Статья 1 этого документа говорит о том, что гражданам запрещается находиться в магазинах, общественном транспорте и местах оказания услуг без масок или респираторов).


В каждом регионе, разумеется найдутся подобные произведения чиновничьего правотворчества.


НО  все дело в том, что именно эти, с позволения сказать, нормативные акты грубо противоречат:


Во-первых, Части 1 статьи 27 Конституции РФ ,


Где говорится что о том,  что "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". (свобода передвижения).


При том необходимо отметить, что согласно Статье 18 Конституции РФ : "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".


Во-вторых, Подпунктам Г) и Д) Пункта 10 Статьи 4.1 Федерального закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".


Где говорится о Режиме ЧС и режиме повышенной готовности, который, именно, и введен в РФ и регионах (а не режим ЧС или карантин). А именно, что ...


 В самом начале Пункт 10, ст. 4.1 названного закона  гласит:

 

 "При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации", и "принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций":


Вот перечень этих мер :

 

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)


Подпункт "а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;


Как видно из формулировки , что есть некоторая территория, на которую с другой -  (благополучной территории) доступ людей должен быть ограничен. 

 

Если же нас не допускают на территорию своих улиц городов и посёлков вообще  под угрозой штрафа без разрешительной смс-ки - получается, что угроза таится под каждым кустом, и за каждым столбом, в каждом магазине или банке? 

 

Абсурд.  Тогда формулировка должна, как минимум быть, "ограничивать доступ людей и транспортных средств на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации".

 

Но тут слово "доступ" будет ни к селу ни к городу. Пришлось бы тогда откровенно писать что-то типа "ограничивать передвижение (или перемещение) людей на территории".

 

А это уж совсем некрасиво и анти-конституционно (!) звучит, и более того напрямую  противоречит подпункту д) того же пункта, той же статьи одного и того же закона, который предписывает, что меры (ответственных органов и должностных лиц) не должны  ограничивать прав и свобод человека и гражданина.

 

Но не будем пока забегать вперёд - читаем Федеральный закон по порядку...


Подпункт "б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

 

 

Подпункт "в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

 

Данные подункты б) и в) касаются деятельности исключительно ответственных органов и должностных лиц, к гражданам они никакого отношения не имеют.

 

Подпункт "г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

 

Здесь говорится о том, что приостанавливать деятельность организаций можно лишь в зоне ЧС, а о режиме повышенной готовности ни слова! 

 

Режим ЧС  на территории РФ ВВЕДЁН НЕ БЫЛ, значит и  временное закрытие организаций на время т.н. "самоизоляции"- по существу - нарушение закона!

 

И, наконец...

 

Подпункт "д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия".


Вот ОН вышеупомянутый ГЛАВНЫЙ пункт, на который стоит опираться и которому противоречат выше названные региональные подзаконные акты.


Более того, самого понятия САМОИЗОЛЯЦИЯ в отечественном законодательстве нет!!! Исходя только из норм русского языка он подразумевает добровольную изоляцию кого-либо от окружащих людей. А никаких штрафов за нарушение доброй воли не может быть предусмотрено!

 

Добровольность - это о праве, а не об обязанностях. И, если он этот термин уже успел попасть в подзаконные акты некоторых субъектов РФ - то, это ещё раз подчёркивает незаконность и неправомерность этих документов! А совсем не то не то, что самоизоляция узаконена.

 

Для тех, кто ещё сомневается, что все это так, что сам по себе термин "самоизоляция" неправовой, -  вот мнение эксперта Санкт-Петербургского университета, председателя совета правления Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга Игоря Акулина. 

 

В своем интервью ни много, ни мало, а  Российской газете от 24 марта 2020 года он уже в самом начале разговора с журналистом обращает внимание на то, что "карантин - это не самоизоляция, а вполне серьезный юридический термин".

 

Тем самым, он недвусмысленно, но по-юридически осторожно оценивает самоизоляцию по заслугам.

 

Далее эксперт ведёт разговор исключительно о санкциях за нарушение карантина, который касается НЕ ВСЕХ ГРАЖДАН,  а только заразившихся коронавирусом и лиц контактируемых с ними.

 

Дальше - больше: Эксперт подчёркивает, что "главное отличие карантина от самоизоляции в том, что первый обязателен к исполнению. И если самоизолировавшийся человек все же куда-то уйдет, он будет испытывать только моральные муки. Нарушителя карантина в таком случае ждет ответственность".

 

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО следует ВЫВОД - что  ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ за нарушение "самоизоляции" НЕЗАКОННЫ и ОГРАНИЧНИЕ РАБОТЫ КОМПАНИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ   тоже.

 

ДОКАЗЫВАТЬ В СУДЕ СВОЮ ПРАВОТУ МОЖНО БУДЕТ ОПИРАЯСЬ на нормы Конституции РФ и выше рассмотренного Федерального закона.

 

1) для оспаривания штрафов за передвижение без электронного по статье  20.6.1 КоАП РФ - подпункт Д) пункта 10 статьи 4.1

 

2) для оспаривания приостановления деятельности организации подпункт Г) этого же пункта и статьи.



Что же касается якобы обязательного ношения масок, а кое-где в России и перчаток в общественных местах то здесь, следует опираться на другой Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Статью 31.

 

Пункт 3 касается именно ограничений на карантине:


 Он предписывает, что


"Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".

 

 

Выше названные санитарные правила из тех, что касаются именно граждан представляют собой исключительно РЕКОМЕНДАЦИИ, т.е никак не носят обязательного характера, за который можно налагать штрафы.

 

В юридическом отношении они выражены  в Письмах Ростоптребнадзора, как например, Письмо Роспотребнадзора от 29.04.2020 N 02/8260-2020-27 "О направлении рекомендаций для населения по профилактике COVID-19 в период майских праздников"

 

Непосредственно ЭТО ПИСЬМО касается всех граждан, тех, кто ходит по улицам и магазинам, а тех, кто заболел или контактирует с больными. В рекомендациях, да, говорится о самоизоляции, но сам документ, повторюсь, не носит обязательного характера.

 

А что же т.н "иные нормативные акты", названые в данном Федеральном законе?

 

Сюда, в частности, и относятся все Постановления Кабминов и Правительств субъектов РФ  о т.н "самоизоляции", то о них речь шла выше.

 

Все они, как уже упоминалось по юридической силе не могут противоречить  Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"от 21.12.1994 N 68-ФЗ, определяющему порядок введения режима повышенной готовности и не допускающему ограничения прав граждан.

 

Так что...

 

3) для оспаривания масочного или масочно-перчаточного "режимов" следует делать упор на рекомендательный характер ношения масок согласно названному письму Роспотребнадзора и о противоречии наказуемой "самоизоляции" нормам о режиме повышенной готовности изложенном в выше рассмотренном Подпункте Д) Пункта 10 Статьи 4.1 Федерального закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Потому

И, конечно же надо помнить, что все ограничения в случаев случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в законодательстве называются карантин (статья 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ так и именуется "Ограничительные мероприятия (карантин)")

А поскольку всеобщий в установленном законом порядке ни в РФ, ни в субъектах КАРАНТИН ВВЕДЁН НЕ БЫЛ, то все эти маски- перчатки-шоу НЕЗАКОННЫ.




А уж какое решение примет судья... я не знаю... Это, Россия, детки!

 

Но об  этом совсем другая тема...


Р.S. 11 мая к нам в Татарстан пришла хорошая новость - отменяются все выше названные  Постановления Кабмина. Смс-пропуска отменяются!

Правда, вводятся другие ограничения - обязательный масочно-перчаточный "режим" в общественных местах (МАГАЗИН, ТРАНСПОРТ И т.п),  на улице - только маски!

Режим самоизоляции становится рекомендованным! Ну что ж... частично нормативные акты Республики Татарстан приблизились к ЗАКОНУ.

Частично, потому что маски и перчатки по закону тоже должны быть также рекомендованными. Об этом было чуть выше.

12 мая 2020 г.


Рецензии
Вы все правильно написали. Но судить нас будут не по закону, а исходя из политической целесообразности.
Законы у нас существуют сами по себе, просто для красоты, и с реальностью никак не связаны. Вы можете быть хоть 1000 раз правы, но если вас надо оштрафовать или посадить, то вас оштрафуют и посадят.

Александр Туранский   10.05.2020 05:29     Заявить о нарушении
Добрый день! а там в конце это учтено...это ... я все понимаю... Я ж не только юрист, но и историк...

Анна Косыгина Соболь   10.05.2020 09:57   Заявить о нарушении
Александр прав, увы!..

Ольга Благодарёва   11.05.2020 07:44   Заявить о нарушении