VI. Совершенство

Всё было замечательно, пока логика не доказала несовершенство арифметики, как и любой формальной системы. Курт Гёдель, молодой мастер логики, выразил один из парадоксов на языке арифметики и вывел строгую формулу f = [не-]Bew(G_Ф(f)) (данный вид менее формален, но интуитивно более понятен), которая, по сути, говорит: «Я не выводима», выдавая правду и ложь одновременно. Где Bew – функция вывода, а G_Ф(f) – гёделев номер для функции (или любого высказывания) f, присвоенный методом, при котором всякому символу формальной системы присваивается натуральное число. И собранным из n символов выражениям присваивается число как произведение G_Ф(f) = П[от i=1 до n]p_i^G_Ф(s_i), где p_i – i-ое простое число, а s_i – i-ый символ выражения f. То есть гёделев метод делает любые утверждения системы утверждениями о числах. В итоге Гёдель ознаменовал время всеобщего уныния среди математиков, поскольку теорема означает, что свойства системы невозможно познать инструментами самой системы и требуется её расширение, однако и новая версия системы также будет требовать расширения, уводя нас в рекурсию.

Иначе говоря, Гёдель обозначил пропасть между бытием и его интерпретацией. Теорема, по его мнению, вытекает из самой сущности бытия. Отсюда и все наши замечания по попыткам описать Единое начало можно выразить через это же доказательство, которое можно перефразировать так: описывая Целое, мы неизбежно описываем либо два, либо одно из двух, но не Целое. А в оригинале – любая теория либо противоречива, либо неполна. То есть мы говорим о двух и соединяем их в одно, методом отрицания находим для него второе и вот снова говорим о двух. Уходим в рекурсию. Поэтому любое описание Единого, как и многофункциональной бездны, не многим лучше описания гермафродита, к которому мы будем возвращены вновь и вновь. Похоже, прежде всякого были сотворены операторы тождества и отрицания, из них произнесено первое Слово Геометра, из которого Он вывел прочие, ибо имя Его (YHWH) зашифровано здесь, и мысль всякой твари блуждает по кругу. То есть уравнение Y=-Y

Совершенство тогда является тем недоступным, что покоится над всей этой рекурсией в мысли. Под ним Гёдель и подразумевал Бога. Смерть Гёделя произошла на почве психического расстройства: он уморил себя голодом, полагая, что вся еда и воздух отравлены. Очередной период обострения он не пережил. Тогда, в его дневниках уже после его смерти была обнаружена попытка доказательства существования Бога, строго изложенная на языке математической логики (размером в двадцать две строчки). И хотя нет сомнений, что само доказательство верное, но продолжают вестись споры на тему интерпретации того, что же именно доказал Гёдель. И всё же это, пожалуй, триумф мрачного логика. И очередное разочарование исследователей, поскольку Бог предстаёт вполне «библейским». По сути, мы имеем расширение и формализацию выводов католического богослова, архиепископа Ансельма Кентерберийского (XII в.), считавшего, что Бога можно и нужно доказывать. Само их доказательство звучит так: Бог – это то, больше чего помыслить нельзя. Тогда Бог есть в мысли каждого человека. Но мысль меньше реальности. Значит, Бог есть и в реальности.

«G(x)[тождественно](ф)[P(ф)[влечёт]ф(x)] (God)»
(Курт Гёдель, 1970 год)

Курт часто помогал Эйнштейну (фактически был его единственным другом, а они жили по соседству) и, отталкиваясь от его уравнений, расширив их и подобрав определённые значения, он вывел доказательство, при котором время вышло цикличным, где переместившись далеко в будущее, объект попадает в своё прошлое. И, должно быть, это – доказательство всей буддистской философии. Хотя Вселенная в виде тороида «припекла» Альберта. И хотя метрика Гёделя выглядит рукотворной, он скорее изобразил саму возможность существования такой модели, точно устроенной Богом.

«Я убеждён в посмертном существовании, независимо от теологии. Если мир разумно сконструирован, тогда должно быть посмертное существование».
(Курт Гёдель)


Рецензии