Подруги

Человек предполагает. Бог располагает.



Валя и Тоня – подруги с первого класса. За одной партой никогда не сидели. Жили по соседству.
Они совсем разные и внешне, и характером. Валя – диктатор. А кому охота вечно подчиняться?
Только у Тони обнаружилось это желание, правда, и бесхарактерной её не назовёшь. Валя же над ней имела неограниченную власть, пока учились… Окончили десять классов и обе подались в город из своей деревни – дачи. Любители российской глубинки, которых находилось немало, на лето приезжали в их благодатный уголок. Богатая рыбалка, приятное купание, кусты малинника в соседнем лесу, сосновый бор с маслятами. Дачнику было чем заняться.
В большом городе девочки малость растерялись. В институт не попали. Валя, как всегда, решила за двоих, и поступили они в техникум лёгкой промышленности. Будут они техниками-технологами швейного производства. Но жизнь внесла свои коррективы…

***
Прошли годы…
Скоро полночь. Валя только приложила голову к подушке, после сдачи тяжёлого заказа. Дама оказалась привередливой. Замучила её во время многочасовой примерки. Телефон звонил не переставая. Пришлось подойти.
- Ты что трубку не берёшь? Мой заснул, дай, думаю, позвоню без свидетелей. Татьяна ещё не вернулась с отдыха? – услыхала голос своей подружки. И сна, как ни бывало.
- Только прилегла. Замучила меня твоя протеже. Сидела до вечера. С утра пришла. Всё фасоны переделывали – то ей длинно, то коротко, то ни так, это ни так. Ворот убрать. Снова пришить. Из длинных рукавов сделали короткие…
- Ну, остановись, я звоню по делу. Если не надоело тебе с твоей Татьяной в одном гнезде сидеть, то есть выход, – выпалила скороговоркой Таня.
- Господи, какой ещё выход?
- Так вот, слушай сюда, как говорят в Одессе. Еду я на электричке с дачи и привязался мужичок. Такой, ничего себе, конечно, не мальчик. Стал плакаться, одинок. Несколько лет, как похоронил жену. Хочет жениться. Мне сходу предложение сделал.
- Ну, а я-то тут при чём? Мне-то что за радость? – подавила зевоту Валя.
- Какая радость? Вот какая: поскольку мой муж, слава Богу, живой, предложила познакомить его со своей подругой. Он не против. Так-то…

***
Встретились они в скверике, недалеко от Валиного дома. Ещё издали она увидала свою подругу в обществе мужчины. Невысокого, плотного и старого. Они познакомились и пошли втроём по аллее. Оказалось, этот дядечка на 20 лет старше Вали (если не врёт). На вид можно дать больше. Постоянно хромает. Что-то неладно с ногой. Пенсионер. Имеет машину «запорожец», большую ухоженную дачу с участком и баней, плюс двухкомнатную квартиру в городе.
Валя, конечно, ему понравилась. Она, когда требуют обстоятельства, умеет хорошо выглядеть. В меру накладывала макияж, модно, правда, недорого, но со вкусом одевалась и при своей невзрачной внешности, в прибранном виде казалась очень даже ничего… Тоня, хорошенькая толстушка, на фоне стройноё Вали, даже проигрывала.
- Ну, что, как договоримся? Куда пойдём или поедем? Машина за углом ждёт дам, – обратился к женщинам довольный кавалер, сверкнув золотом протезов.
- Нет, я-то никак не могу. Пора домой. Муж уже вернулся. Я его не предупредила, – стала отнекиваться Тоня.

***


Встречалась Валя с Иваном Ивановичем меньше месяца. И приняли они решение сойтись. Нет, пока не жениться. Это было его предложение. Дескать, там видно будет. Обиженная, она пошла к подруге за советом.
- Ты смотри, какой этот старикашка оказался хитренький. Не жениться, а сойтись. Я хочу не согласиться, а ты как считаешь?
- Смотри сама. Конечно, можно ему поставить условие – жениться…
- А если он откажется, и будет тянуть?
- Скажи откровенно, ты с ним физически уже сблизилась? – задала Таня каверзный, как её казалось, вопрос.
- Батюшки, какие выражения! Это ты от своего профессора поднаторела? Да не спала я с ним, и охоты нет. Ему 65, а мне 45. Разница есть? А как погляжу на этот ортопедический сапог… - закатила глаза Валя
- Ну хорош, тогда подумай, не всё ли тебе равно? Уйдешь к нему и будешь хозяйкой в доме. Всё есть. Большая пенсия. Видно, порядочный человек. Чего тебе ещё? Подумаешь – девочка… Жениться ей обязательно! Главное, бросишь своё шитьё. Хлеб-то, нелегкий… А заказчиков в наше время не густо. Если б ателье не развалилось… и там тоже радости мало. В твой «Рассвет» попасть не очень-то просто.
- Я тебе скажу, – перебила красноречивую подругу Валя, – не забывай, сегодня он здесь, а завтра… Потому и не хочу оставаться под одной крышей с Татьяной.
Надо сказать, вражда между матерью и дочерью росла изо дня в день. Их двухкомнатная квартира превратилась в поле брани. Таня выросла и категорически отделилась от матери.
Заняла угловую светлую комнату, куда приглашала своих любовников и таких же независимых подружек с парнями. Валина комната, в сущности, превратилась в коридор. Потому она и ухватилась за этого маленького толстячка и решила не рисковать, настаивая на женитьбе.

***
Уже несколько месяцев Валя хозяйка в доме Ивана Ивановича. Сейчас месяц май. Ездят на дачу ежедневно. Скоро переберутся на всё лето и, по планам хозяина, до поздней осени будут на свежем воздухе. Сейчас на даче большие посадки. Работы непочатый край. Работа на земле Валю не пугает. Она вспомнила детство и юность. Это родное, забытое вернулось. Она довольна. Иван Иванович заботливый, хороший человек. Его возраст Валю не волнует. Она совсем не похожа на свою чувственно-сексуально-озабоченную дочь. Всё у них сносно. Но волновал её вопрос своего общественного положения. Она тонко, умело вела политику, направленную на незаменимость своей персоны в доме Ивана Ивановича.

***
- Как дела? Как продвигается твоя политика? – дозвонилась, наконец, Тоня до подруги, когда та приехала в город.
- А никак. Самое обидное, что у моего Ивана тысяча болезней. Нет гарантии, что проснётся с ночи – сердце. И ещё – диабет, и ещё холецистит, и ещё – хроническая пневмония, сосудистая дистония – мало? Так что, смотрю на него и думаю: какой же он эгоист. Не хочет меня понять. Не дурак же, знает, что век его недолог…
- Да ладно тебе, заранее человека хоронить, – возмутилась Тоня.
- Скажешь, я неправа? Я же все домашние дела делаю и стираю. Правда, у него машина. И готовлю, говорит, вкусно. И ещё на огороде работы пропасть. Так почему не пойти человеку навстречу? Тем более, кому всё достанется? Какой-то племянник на Дальнем Востоке. Хотя бы машину на меня переписал.
- Господи, - возразила Тоня, – какая это машина, горе одно. Старый «запорожец», да и шоферить-то ты не умеешь. Не пойму, зачем вам такой большой огород? Ты скажи ему. Много  ли вам двоим надо?
От случая к случаю так перезванивались подружки. Уже конец лета. Иван Иванович жив и приблизительно здоров. Почему-то о конце речи не заводит, хоть и болезнями богат. И Валина политика тоже ещё не подействовала на упрямого, как она поняла, Ивана.


***
Дачники понемногу потянулись в город. Сентябрь стоял ясный. Иван Иванович в город не торопился. Но Вале следовало проверить свою квартиру. Как там её дочурка. Не поменяла ли замки, чтоб, наконец, избавиться от надоевшей матери? И заодно забрать небольшую сумму – расчёт после упразднения ателье.
На этот раз машину оставили на даче. Сел аккумулятор. Иван поставил на зарядку. На неделе решил покупать новый.
Вышли, не торопясь, из дома, и пошли потихоньку к электричке, с запасом времени. Свернули на тропинку – короче путь и приятно пройтись по лесу. Валя впереди, Иван Иванович на шаг сзади… По соседству пилили дерево. Звук пилы раздавался всё ближе и, неожиданно, стих. Им что-то надсадно кричали мужики-пильщики, но поздно было правильно сориентироваться… Зловещий треск огласил окрестность. Шуршащий шум падения повис в воздухе. Внезапно, раскидывая по сторонам ветки, рухнуло большое дерево, заколебав землю. Смаху многопудовый ствол подмял под себя тонкое Валино тело…

***
По очереди дежурят возле умирающей Вали – дочь, Тоня. Иван Иванович без сна несколько суток не отходит от своей неназванной жены. Каждый из них считает себя косвенным виновником несчастья.
Слабые признаки жизни покидают совсем не старое тело. Близкие знают: её мучения скоро кончатся.
В палате душно. Зелень дерева бьёт в раму открытого окна. Уже недолго – осыплется листва, и голые ветки застучат по стеклу. Но Вали там уже не будет…


Рецензии