02. 04. 90

       Ночь прошла не совсем спокойно, я периодически просыпался и утром в пять часов уже не смог сомкнуть глаз-сказалась смена поясов. Попив кофе , отправился в деканат для официального фиксирования своего прибытия. К моему удивлению и возмущению там никого не было, одна лишь лаборантка, которая попросила меня подождать, усевшись на диван, стал терпеливо ждать.               
     Немного вернусь назад:-когда я вышел из общежития и направился в институт, меня кто-то окликнул по имени, оборачиваюсь- Игорь Ставной, директор СПТУ из Приморья, мы с ним пересекались во Владивостоке, да и так часто встречались. Оказывается, что он здесь уже месяц и ещё будет месяц-билет на обратную дорогу уже взял, порекомендовал и мне это сделать, так-как в дальнейшем с билетами будет сложней. Обменявшись фразами и пообещав зайти друг к другу в гости, мы разошлись, я в деканат, он на занятия.               
      Дождавшись куратора , вопрос так и не решился, по её словам с четвёртого апреля набора нет и непонятно, как и зачем я сюда попал. Видимо это первоапрельская шутка:- ответил я ей. В итоге , обзвонив несколько номеров, она занесла мою фамилию в журнал заставив заполнить анкету. Выписав пропуск, предупредив, что занятия начнутся не с четвёртого, а с девятого апреля и мне необходимо завтра подойти к декану.               
     Несколько успокоенный, я вернулся в общежитие, с решением взять билет на обратную дорогу. Мне объяснили, что кассы аэрофлота находятся несколько остановок выше по Лиговскому проспекту. Чтобы познакомиться с городом я решил пройтись пешком, по пути зашёл в закусочную, которые встречались почти на каждом шагу, плотно позавтракал , без какой либо очереди и взбодрённый продолжил свой путь. 
    Сам проспект, его архитектурный ансамбль, каких либо ассоциаций у меня не вызывал, тем более восхищения, так как подобное , даже намного лучше, я встречал в Хабаровске и во Владивостоке. По  центральной части проходят трамвайные пути, зелёные насаждения и металлическая решётка, разделяя полосы встречных движений. Проспект не очень широк и перегружен машинами. Многие дома находятся в состоянии ремонта, есть обветшалость, ну а в общем картина не плохая, архитектура разнообразна, встречаются купола церквей, дома по фасадной части индивидуальны, практически не повторяются.               
     Проходя по тротуару и пытаясь впитать в себя особенности этого проспекта, я периодически спрашивал встречных о нахождении трансагенства, но никто не знал, потом объяснили,что это билетные кассы и показали расположение. Купив билет на обратный путь и несколько газет, я вернулся уже в родные пенаты. Решил набросать план моих дальнейших действий. Внутренний голос меня убаюкивал, предлагал остаться , лечь на кровать, почитать газеты, а здравый голос настойчиво заставлял идти идти в город, осматривать его исторические достопримечательности. Всё таки я поддался голосу здравого смысла и отправился в центр, сел на 44 маршрут, добрался до Московского вокзала, нашёл экскурсионный киоск и купил билет на пятичасовую экскурсию ознакомительного характера .Чтобы как-то уплотнить два часа, до прихода автобуса и далеко не отрываться от вокзала, решил более тщательно осмотреть ж/д вокзал.               
   Внешний вид представлял собой мощное, впечатляющее сооружение, которое делится на несколько помещений. Самое большое,видимо нашего времени, занимает огромную площадь, размером с футбольное поле и высотой метров десять, без колонн, стены и пол отделаны мрамором, по обеим сторонам указатели сфер обслуживания, прямой выход на метро и на право буфеты и залы ожидания. Второй зал ожидания в старом здании. ж/д пути, а их пять, укрыты крышами. На торцах путей , табло, информирующее о маршруте поезда и времени отправления.               
       Походив два часа по залам, к 14-00 я был у места отправления экскурсии. На большой экскурсионный автобус, набралось всего пять человек: я, мужчина из Керчи, две девушки и мальчик лет 10-11, несмотря на это мы отправились в путь.
    Экскурсовод , пожилая тучная женщина в очках, внешне похожая на еврейку, безостановочно знакомила нас с достопримечательностями города, отдельными историческими памятниками, домами площадями.Перед моими глазами мелькали и были на слуху исторические символы: Аврора, Зимний дворец, Невский проспект,Летний сад, Адмиралтейство, Пискаревское кладбище- всё это значительно отличается от книжного, и восприятие в живую, заставляет перенестись в ту сложную историческую эпоху, в которой были задействованы эти символы. Книжная Аврора значительно мощнее и угрюмее, здесь же стоит "игрушечный" кораблик. Дом Пушкина на невском его выход на Неву, на шпиль Адмиралтейства, кажется что в действительности это не так красиво, сочно, красочно как в стихах Пушкина, и где-то в подсознании грызёт червь сомнения-а то ли это место?               
         Наш автобус колесит по Ленинграду, выезжает на проспект Невский и набережную. Наконец-то я увидел то, что действительно ожидал увидеть, а возможно даже и не ожидал. Удивительная гармония складывается из бетонных, медных, золотых строений, раскрашенных цветами радуги и темносиней гладью Невы одетую в бетон и мрамор, с прекрасными мостами переброшенными через водную гладь, уходящими в голубизну неба. Панорама прекрасного, сказочного мира, доселе не виданного и пока ещё не в полной мере воспринимаемого.   Дворцовая набережная:-это изумительные фрески, расцветка под золото, необычная архитектура , мягко изменяющаяся своей многоликостью, но составляющая единое целое. Блеск золотых куполов, шпиль адмиралтейства и влажное спокойное дыхание Невы. Только сейчас я понял свою ошибку-сравнивая Ленинград с Дальневосточными городами.    Иссакиевский собор строили сорок лет миллионы человек.           Медный всадник, зимний дворец, дворцовая площадь где стояли восставшие декабристы, аврора навечно пришвартовавшаяся у набережной Невы:- всё это впечатляет и сразу как-то трудно вместить, впитать в себя новизну чувств, ощущений, с учётом быстро меняющегося калейдоскопа картинок панорамы города. Происходит резкое перенасыщение информации, и нет того обстоятельного, проникновенного осмысления каждого исторического памятника.               
      Следующий маршрут-Пискаревское кладбище. Пятьсот тысяч ленинградцев (дети,старики,женщины, мужчин похоронены на нём. Это грандиозное сооружение начинается с арки, по обеим сторонам которой установлены фотографии блокадников. Дневник Тани Савичевой, в котором она детским почерком, синим карандашом, фиксировала даты смерти своих родных и последняя запись:-Умерли все. Таня тоже умерла, но уже в госпитале-не смогли спасти. Имеется реестр, в котором фиксировалось количество принятых умерших. (Сегодня принято 20 тысяч трупов и т. д.) По мраморным ступенькам поднимаемся к вечному огню, где отдают дань пяти минутным молчанием под траурную мелодию, которая разносится по всему кладбищу. Опускаемся по ступенькам к братским могилам, которые в виде аккуратных курганов из земли и мраморных надгробий, ровными рядами, на протяжении всего пути, располагаются с двух сторон.   Примерно через километр на мраморном возвышении, установлена скульптура Родины-матери, а завершает эту композицию, высокая мраморная стела, в виде полукружья на котором высечены барельефы  склонившихся фигур. Несколько в отдалении виднеются кресты и памятники, находящиеся в запущенном состоянии, некоторые из них попадали, между могил стоит вода, такого запустения я не видел даже на наших кладбищах.   Как-то незаметно исчезает та торжественность, которая навеяна музыкой и красивыми ровными рядами могил. Невольно обуревают мысли о бессмысленности и непонятности таких соседств, ухоженности и запустении. Даже в могилах некоторые пользуются привилегиями. Мысли о тех мелких ссорах, спорах, о накопительстве, что оказывается не нужны по ту сторону.  Несколько мрачновато мы возвращались к вокзалу и вот в 18-00, я у себя в комнате описываю сегодняшний день, перед тем как лечь спать. Чем удивит меня день завтрашний?


Рецензии