Кыз-Кермен

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Коза-Кермен, Кир-Кермен, Киз-Кермен, Кыз-Кермен. Сторожевая Крепость, Крепость на горе. Девичья Крепость. Город в поле.
     Некоторые исследователи пытаются отождествить этот городок пещерного типа с древними Фуллами, с которым связывают один из моментов миссионерской деятельности Константина и Мефодия. Место здесь было пустынное, и Константин вполне мог тут содержаться, поскольку поддержал восстание хазар. Уйти отсюда было никак невозможно. Здесь он научил фулльцев, жителей Кермена, христианству и срубил их идольский Дуб.
     Археологи сегодня этот город, возникший в 1-м веке по рождеству Христову, достаточно уверенно ассоциируют с городищем около села Машино в Бахчисарайском районе Крыма. Здесь был город шириной в четверть километра, который растянулся в длину почти на километр. Крепость устроена была на самом конце мыса Кыз-Куле. Посады при крепости были защищены с одной стороны мысом, по бокам ущельем и балкой.
     Оборонительная стена при крепости шла от ущелья до оврага, с востока на запад.
     Первые поселения, которые можно идентифицировать как протогородские, тут появляются в 1-м веке до Рождества Христова. Ранее здесь были временные дислокации киммерийского типа. Начиная с 3-го века по Рождеству Христову в гости к скифам, основателям Крепости, стали наведываться готы, а затем сарматы с аланами.
     По всей видимости, название Кермен прошло постепенную адаптацию со времён киммерийцев, которые каким-то однокоренным словом обозначали это место. Затем его восприняли скифы, говорившие на похожем наречии, после них это наименование закрепили сарматы с аланами.
     В тюркские времена к арийско-киммерийскому слову «кермен», означавшее и в тюркской лексике крепость, добавляется тюркское слово «гиз», что означало дева, девушка. Таким образом по-русски название крепости означает Девичья Крепость. Кажется, тут содержался гарем хазарского наместника Великого Кагана из Итиля.
    В округе ходят до сих пор легенды о том, что по остаткам крепости бродит призрак девушки, которая бросилась со скалы в пропасть. Этот сюжет встречается в большинстве крепостей хазарского типа, которые стояли на обрывах в Крыму.
     В 8-м веке, обосновавшиеся здесь хазары, ставят на старом фундаменте уже серьёзную стену шириной от 8-ми до 4-х метров. Были там и ворота, в которые могли проехать три лошадиных крупа в ряд.
     По краям каменной стены стояли две сторожевые башни. В самом центре стены было найдено захоронение ребёнка. Оно было сделано во время строительства стены. Это древний ритуал строительной жертвы, идущий из глубокой древности. Такой обряд мог прийти в Крым в средние века от европейских племён, пришедших с востока, возможно готов, но уже получивших строительные навыки.
     Жилищ из дерева в городе было не много, всё было из бутового камня, известняка, скреплённого глиной. Только крепость была деревянная. Выделяется 7 крупных усадебных комплексов из нескольких построек. Жилые были дома не высокие, скрепляющий материл использовался не везде. Глина появляется чуть позже строительства жилищ. Но есть и жилища, при строительстве которых глина использовалась сразу.
     На восточном краю плато сохранилась группа из 4-х тарапанов, такие давильни для винограда встречаются вдоль западного края плато. В юго-восточной части городища находится большая многокамерная постройка, вероятно дом правителя. В южной части городища простиралась пустырь.
     Крепость была рассчитана на десяток дозорных. Поселение при крепости состояло из нескольких десятков жилых домов на поверхности. Были также помещения, которые располагались в пещерах внутри мыса. Вот почему историки относили Кыз-Кермен к городам пещерного типа. Всего тут проживало пара сотен горожан, не считая иноков в пещере.
     В пещерах были жилища отшельников, пещеры, которые использовались по хозяйству, пещеры для дозора морских просторов, искусственный бассейн с источником, вырубленная в камне ёмкость для воды.
     Люди занимались земледелием, выращивали фрукты, занимались скотоводством, выделывали кожу, ловили рыбу. Было хорошо развито виноградарство и виноделие, горожане делали виноградный сок и вино, тут сохранилось несколько тарапанов, давилен для винограда.
     Город во времена присутствия здесь Хазарского государства и Византии достиг своего расцвета. Однако после падения Итиля, столицы Хазарии на Волге, Хзария, как политическая сила, в Крыму больше не присутствует, город отошёл под власть Византии.
     В городе с 9-го века, времени усиления влияния иудаизма в Хазарском Каганате, появляется иудейская община, которая состояла не только из евреев. После крушения Хазарии часть иудеев из Итиля перебралась в Крым, в места, где была более или менее активная торговля, торговые караванные пути, которые евреи использовали для передачи информации о возможностях торговли, пользуясь своим тогдашним преимуществом, письменностью.
     В 9-м веке область Кыз-Кермен относится к Византийской феме Херсона, которая воцаряет свою власть в этих местах.
     В 10-м веке здесь возникает замок, который строит тут знать, ушедшая из Эски-Кермена.
     В 11-м веке здесь были славяне и Русь, однако мыс с крепостью их не заинтересовали.
     В 14-м веке Дозорная башня сгорела. Возможно она уже не меньше столетия стояла пустой.
++++++++++++++++++++


Рецензии